{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как защитить свой бренд в Китае?

Несмотря на активное развитие законодательства КНР в отношении защиты интеллектуальной собственности, в Китае всё ещё широко представлены проблемы недобросовестной конкуренции, в частности кража иностранных брендов и производство поддельной продукции. В этой статье расскажем вам о том, как избежать данных проблем при выходе на китайский рынок.

Автор: Александр Сабанцев, команда Asia Pacific.

На сегодняшний день актуальными проблемами для брендов, которые планируют развиваться в Китае, остаются торговые сквоттеры – дельцы, регистрирующие чужие бренды на себя для их последующей продажи, а также хождение на китайском рынке поддельной продукции, выпускаемой якобы под данным брендом.

Во многом данные проблемы тесно связаны с вопросом регистрации в Китае бренда и соответствующих объектов интеллектуальной собственности, отсутствие которой ведет к тому, что товарный знак, авторское право или же патент не могут быть полноценно защищены. Например, для товарных знаков в КНР действует принцип "территориальности": если ваш бренд зарегистрирован в другой юрисдикции, то ничто не помешает вашему конкуренту зарегистрировать идентичный бренд в Китае. Другой случай – регистрация идентичного товарного знака в немного ином формате. В частности, название латиницей можно записать иероглифами: в таком случае конкурент может использовать ваше имя и репутацию для собственного продвижения на рынке. Ещё одна проблема, характерная для регистрации бренда на китайском рынке, – режим "первого обратившегося" ("first-to-file"): кто первый подал заявку на регистрацию товарного знака, тот и получает на него право собственности. Таким образом, планируя выход своего бренда на китайский рынок, нужно в первую очередь и как можно быстрее заняться вопросом регистрации на него своих прав в КНР.

Первым этапом процесса регистрации товарного знака в Китае является поиск аналогичных регистраций в специальном реестре, наличие или отсутствие искомой регистрации в котором можно уточнить на сайте Национального управления интеллектуальной собственности. При этом можно сделать это как самостоятельно, так и обратиться к профессиональным агентам по товарным знакам, которые помогут ускорить процесс. Если товарный знак уже зарегистрирован, то можно пойти на сделку и договориться о его приобретении или же подать заявку на регистрацию другого знака. Если же он уже зарегистрирован, но не используется в течение трех и более лет, то можно подать иск об аннулировании регистрации и зарегистрировать его уже на себя.

Опции онлайн-сервиса Национального управления интеллектуальной собственности Китая. http://wcjs.sbj.cnipa.gov.cn

В случае, когда никто в Китае не регистрировал права на ваш товарный знак, можно начать сам процесс регистрации, для получения которой есть два пути: 1) подача заявки через Китайское ведомство по товарным знакам или же 2) подача заявки посредством Всемирной организации интеллектуальной собственности, членом которой является Китай.

В первом случае необходимо обратиться к одному из агентов, которые официально аккредитованы в Китайском ведомстве по товарным знакам как посредники, помогающие иностранцам в вопросах регистрации товарного знака в Китае. Вариант с подачей заявки через Ведомство по товарным знакам является предпочтительным, когда регистрация права на ваш бренд предполагает подачу заявки по одному классу товаров. Заявка на регистрацию товарного знака по разным классам товаров впоследствии не может быть разделена на отдельные заявки по отдельным классам, что создает для вас риски в случае возникновения возражений со стороны Китайского ведомства по общей заявке. При этом количество поданных заявок не влияет на размер госпошлины, которую нужно будет уплатить в ходе регистрации. В целом процесс рассмотрения заявки и её итоговой регистрации в среднем составляет около 12 месяцев, после чего право на товарный знак будет действовать 10 лет с возможностью продления.

Подача заявки через Всемирную организацию интеллектуальной собственности может быть более удобным вариантом, если вы планируете регистрировать товарный знак в нескольких странах сразу, а также в нескольких товарных классах. Процедура в таком случае предполагает обращение к местному органу власти, отвечающему за лицензирование объектов интеллектуальной собственности (например, в России – Роспатент) . Перед этим необходимо либо уже иметь зарегистрированный товарный знак, либо подать заявку на его регистрацию в вашей юрисдикции.

Возвращаясь к особенностям регистрации и защиты вашего бренда в Китае, следует обратить особое внимание на следующие моменты. Прежде всего, в связи с действием в стране режима регистрации "первого обратившегося" как можно скорее подавайте заявку на регистрацию вашего товарного знака, если вы приняли решение развивать ваш бренд в КНР в будущем. Кроме того, помните о важности юрисдикции: если ваше право собственности зарегистрировано в Гонконге или Макао, то это не значит, что оно будет действовать в Материковом Китае. Также обратите особое внимание на само наименование товарного знака: зарегистрируйте его как на английском, так и на китайском языке, чтобы не создавать прецедент заимствования вашего бренда китайскими конкурентами.

Далее, важной задачей как для развития на китайском рынке, так и для защиты вашего бренда в Китае является его адаптация и продвижение в условиях местных реалий. Статус и репутация в китайском обществе – это ключевые категории, которые переносятся и на деловые отношения. Создание своего собственного блога на Weibo, работа с аудиторией и продвижение в WeChat и Douyin, а также расширение деятельности и формирование базы клиентов на таких крупных маркетплейсах, как Tmall и Taobao, – всё это поможет вам обрести статус и известность среди китайского потребителя, что сократит размах и эффективность недобросовестной конкуренции в отношении вашего бренда.

Примеры крупных брендов, продвигающихся на платформе Tmall Global

Говоря о производственном аспекте ведения бизнеса в Китае, очень важно грамотно вести работу со своими сотрудниками и партнерами, которые могут стать потенциальной проблемой для вашего развития на китайском рынке. Прежде всего, взаимодействуя с партнерами, заключайте разрабатывайте и заключайте с ними специальные лицензионные соглашения и добивайтесь от них неразглашения технологических особенностей и производственных процессов, имеющих отношение к вашему продукту. То же самое можно сказать и о сотрудниках: требуйте от них подписания лицензионного соглашения и неразглашения конфиденциальных деталей, имеющих отношение к вашему бизнесу и продукту. При этом постарайтесь сузить число сотрудников, имеющих полное представление о производственной цепочке, а также огранить текучку кадров, способных обладать широкими сведениями о процессе создания вашего продукта.

Таким образом, лучший подход к защите своего бренда в Китае – это создание условий, при которых его защита в ходе административного или уголовного процесса в принципе не потребуется. Для этого необходимо уделить первоочередное внимание своевременной регистрации объектов своей интеллектуальной собственности и лицензированию своей деятельности, а также неизменно расширять статус и повышать известность своего бренда среди китайских потребителей, адаптируя его к их актуальным запросам.

Хотите выйти на китайский рынок, надежно защитив свой бренд? Команда Asia Pacific готова помочь с этим и другими вопросами по организации эффективного продвижения вашего бизнеса в Китае. Связаться с нами можно по контактам, размещенным на нашем сайте.

Интересуетесь другими актуальными темами маркетинга в Китае? Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних новостей о бизнесе и продвижении в Китае.

0
2 комментария
RufusToonball

Ещё в 2012 году выпустили подробное пособие на эту тему

Ответить
Развернуть ветку
RufusToonball

Ещё в 2012 году выпустили подробное пособие на эту тему

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда