Сервис аренды вещей — стартап, который взлетит в кризис 2022 года
«Атвинта» и основательница стартапа «Просто вещи» рассказывают о шеринг-сервисе и его перспективах в условиях меняющегося рынка.
Шеринговая экономика и новая реальность
Все больше зарубежных компаний покидают российский рынок, и каждый день экономика страны сталкивается с новыми санкциями. Ожидаемые последствия повышения цен и проблем с поставками — высокая инфляция и дефицит.
Стоимость техники и других категорий товаров растет, компании открыто говорят о сокращении ассортимента. Вероятно, многие товары исчезнут с полок или подорожают настолько, что покупка и полноценное обладание вещью для многих станут недоступны.
В кризис одним бизнесам суждено разориться, другим — подстроиться под новые условия, а третьим — масштабироваться благодаря перестройке рынка. Например, так произошло с EdTech в 2020-2021 году во время пандемии коронавируса.
Совместное потребление развивалось и до известных событий, но сейчас его ждет более активный рост. По словам Ангелины Ананских, основательницы шеринг-стартапа «Просто вещи», аренда вещей станет востребована из-за дороговизны и сокращения ассортимента.
По прогнозу Ангелины, стоимость аренды вещей будет расти, однако прирост будет незначительным, и услуга останется доступной для арендаторов. При этом чем больше частных лиц будут сдавать вещи в прокат, тем конкурентнее будут цены на этом рынке.
В «Просто вещи» пользователи могут сдавать и брать в аренду все необходимое. Сервис помогает оптимизировать бюджет семьи и заработать на том, что годами пылится без дела.
Ожидается, что спрос на услуги площадки вырастет — сегодня многие предпочтут временно арендовать вещь, а не тратить внушительную сумму на покупку.
Как развивалась культура шеринга в России
До 2022 года шеринговую культуру развивали биржи фриланса, квартиры посуточно, продажа б/у вещей и аренда средств перемещения. Авито, Airbnb, Urent — сервисы, в которых россияне знакомились с форматом совместного потребления.
Наиболее крупными сегментами шеринговой экономики в России являются:
- С2С-продажи
- P2P-услуги
- каршеринг
- карпулинг
- шеринг жилья
По данным исследования РАЭК и Tiar Center, в 2020 году объем транзакций в этих отраслях составил 99,3% от общего объема шеринговой экономики страны.
Преимущества шеринговой экономики:
- экономия — совместное потребление во многих нишах оказывается выгоднее, чем полноценное обладание имуществом
- экологичность — благодаря шерингу люди отказываются от лишних покупок и меньше засоряют природу
- удобство — человек избавляется от множества хлопот: покупки, содержания, хранения и дальнейшей продажи вещи
Аренда постепенно приживается в разных сферах жизни: от работы до спорта и развлечений. Например, во время пандемии люди активно арендовали беговые дорожки. Для чистки мебели выгодно брать моющий пылесос напрокат, а не покупать собственный.
В 2020 году аренда вещей не составляла и процента от общей структуры шеринговой экономики России, но запрос на такую услугу уже был. Несмотря на крошечную долю, все в том же 2020-м по темпу роста этот сегмент стал лидером среди шеринг-отраслей и вырос на 85%.
От небольшого бизнеса в декрете до стартапа
Ангелина Ананских развивает культуру совместного потребления в Сибири через собственные проекты. Сейчас она работает над продвижением «Просто вещи» — шеринг-сервиса по аренде вещей. Также у предпринимательницы есть прокат детских товаров.
Тогда в Кемерове, городе, где живет предпринимательница, подобных предложений не было. Ангелина реализовала эту идею одной из первых. Она создала профиль в Instagram с каталогом детских товаров в аренду, и первые клиенты пришли уже через пару недель после запуска.
Ангелина расширяла ассортимент и продолжала закупать товары для проката. Семьи арендовали электрокачели, горки, сухие бассейны, коляски — все, что могло понадобиться родителям и малышам.
Сервис, который сделает аренду удобной
Со временем клиенты стали спрашивать, можно ли передать вещь в управление или разместить объявление в прокате Ангелины. Также узнавали об аренде медтехники, электроники и других вещей, которые уже не касались воспитания детей.
Так появилась идея сервиса «Просто вещи». На российском рынке уже существовали платформы по аренде вещей, но их география ограничивалась Москвой, Санкт-Петербургом и другими миллионниками. Ангелина же решила сосредоточиться на продвижении шеринга в регионах.
По словам предпринимательницы, найти вещи в аренду в Кемерове и других небольших городах очень сложно. Есть прокаты вечерней одежды и детских вещей, остальные же категории на рынке просто не представлены. Еще одна проблема — неоднородные источники размещения каталогов. Это могут быть сайты, страницы в соцсетях или профили на Авито.
К тому же, не было площадки, которая бы одновременно содержала удобный поиск, фильтры, прозрачное ценообразование и инструменты для создания объявлений, приема заявок, отслеживания сделки.
Ангелина решила создать собственный продукт, который сделает прокат вещей удобным и безопасным для всех сторон сделки.
Разработка сервиса
За разработкой платформы предпринимательница обратилась в «Атвинту», и мы вместе создали MVP c расширенной функциональностью, который готов к полноценной работе и первым пользователям.
Как устроена сделка
Пользователи сервиса делятся на две основные категории:
- арендатор
- арендодатель
Для арендаторов мы реализовали удобную навигацию по разделам товаров. Они размещены и сгруппированы с учетом наиболее частых запросов пользователей.
В каталоге размещены вещи, доступные к аренде. Для удобного исследования карточек есть фильтры и сортировка.
Особое внимание мы уделили структуре страниц товаров — они содержат исчерпывающую информацию для арендатора.
На них мы разместили:
- Фото товара
- Описание и особенности товара
- Рейтинг продавца с оценками по нескольким критериям
- Адрес хранения товара
- Календарь доступности
- Блок с отзывами
- Форма для вопросов о товаре
В блоке оформления заявки мы учли особенность ценообразования в прокате: чем дольше срок, тем меньше цена аренды за день. Мы наглядно представляем это пользователю — цена автоматически рассчитывается сервисом и выводится вместе с размером скидки.
Здесь же размещен календарь, где арендатор отмечает даты, в которые он планирует пользоваться вещью. Кнопка «Арендовать» создает заявку на аренду, где отражены все условия сделки, в том числе и сумма залога при необходимости.
Все дальнейшие операции фиксируются на странице сделки в личном кабинете пользователя: оплата, передача, возврат, отмена брони и т.д. Благодаря тому, что этапы сделки отображаются на сайте, пользователи могут быть уверены в прозрачности работы сервиса и взаимодействии между арендатором и арендодателем.
Чтобы связаться с арендодателем, арендатор оплачивает комиссию в размере 10% от сделки — это вознаграждение за работу сервиса. После платежа стороны получают доступ к чату и контактам друг друга и договариваются о передаче вещи и оплате.
Про безопасность
На этапе аналитики мы выяснили, что безопасность сделки является ключевым параметром для потенциальных пользователей «Просто вещи».
Чтобы обеспечить безопасность во взаимодействии «арендатор-арендодатель», мы предусмотрели:
- Автоматическое заключение онлайн-договора. С помощью документа компания может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.
- Возможность установить залог. Арендодатель будет защищен в случае невозврата или поломки.
- Рейтинговую систему участников и товаров. Добросовестность участников и качество товаров можно оценить и таким образом помочь другим пользователям.
- Оперативную обратную связь. Представители сервиса помогут урегулировать конфликт или ответят на вопросы о работе сервиса.
В дальнейшем возможно внедрение функции «Безопасная сделка». Она позволит замораживать сумму залога на карте арендатора на период проката вещи.
Как сдавать вещи
Мы старались сделать управление арендой и создание объявлений максимально простым и удобным.
Арендодателями могут выступать разные категории пользователей:
- физические лица, которые хотят заработать на том, что пылится без дела
- физические лица, которые ведут небольшой арендный бизнес и размещают большое количество вещей, специально купленных для заработка
- прокаты, которые профессионально занимаются арендой и размещают в сервисе масштабный ассортимент вещей
Можно заполнять объявления по очереди через сервис или импортировать базу товаров с помощью Excel. Мы предлагаем воспользоваться шаблоном, при загрузке которого «Просто вещи» автоматически создаст объявления на основе заполненной информации.
Все объявления отображаются в соответствующем разделе, где можно сортировать и фильтровать товары по статусам. Также доступен точечный поиск по названию и содержанию объявления.
Первые пользователи отмечают удобство общего календаря, в котором наглядно отражены даты, когда товары свободны или «работают» в аренде. Из календаря можно перейти к конкретной сделке и посмотреть ее подробности.
С помощью этих функций пользователи в удобном формате контролируют свой ассортимент и управляют объявлениями.
Первые шаги в продвижении
Сейчас Ангелина работает над продвижением стартапа и привлечением первых пользователей.
Стратегия предпринимательницы заключается в постепенном развитии сервиса: сначала платформа должна привлечь людей из Кемеровской области и отшлифовать все процессы на этой аудитории. После этого «Просто вещи» будет заходить в новые регионы.
В ближайшее время основательница сервиса решила переориентироваться на физические лица — людей, которые могут заработать на прокате своих вещей. Для этого Ангелина планирует задействовать несколько каналов и инструментов:
- Социальные сети собственного проката. Это теплая аудитория, которая уже знакома с шеринг-культурой, доверяет бренду и готова пользоваться платформой как в качестве арендатора, так и в качестве арендодателя.
- Публикации в СМИ. В статьях и интервью предпринимательница будет вести просветительскую деятельность о разумном потреблении и преимуществах шеринговой экономики.
- Проведение мероприятий. «Просто вещи» проведет обмен одеждой и игрушками среди кемеровчан. Это формат ярмарки, где люди смогут избавиться от ненужных вещей и поменять их на что-то более полезное для себя. По словам Ангелины, это должно сработать на узнаваемость бренда в городе.
На старте развития в качестве основной целевой аудитории рассматриваются мамы с детьми. Это люди, которые уже осознают удобство проката — они как никто другой понимают, что покупать многие вещи для детей бессмысленно.
К тому же, они будут регулярно возвращаться к услугам сервиса — по мере взросления ребенка требуются все новые вещи от колясок до развивающих игрушек, небулайзеров и других приспособлений.
Ожидается, что эти же пользователи, узнав о возможностях сервиса, разместят на нем и свои объявления. Для старта продвижения это один из наиболее выгодных вариантов развития — он не требует масштабного прогрева аудитории и информирования о преимуществах продукта.
Что будет дальше
В рамках развития продукта планируется:
- добавить интеграцию с «Яндекс. Такси», чтобы пользователи могли заказать доставку и не тратить время на транспортировку
- автоматизировать разбор спорных ситуаций между пользователями
- упростить процесс заключения сделки на этапе предоставления документов
В будущем надеемся увидеть «Просто вещи» в рядах крупнейших шеринг-сервисов России. Команда «Атвинты» рада создавать востребованные проекты, которые помогают людям и продвигают идеи, меняющие сознание современного потребителя.
Комментарий недоступен
Стороны сделки могут договориться о залоге, а амортизацию вещи можно заложить в стоимость аренды. Суть стартапа в p2p-взаимодействии, хотя когда к Ангелине стали обращаться за размещением объявлений, была и такая идея - со складами и управлением вещами со стороны сервиса.
Попросили ее присоединиться к обсуждению, надеемся, она сможет от первого лица рассказать, почему решили пойти другим путем.
Комментарий недоступен
Отличная идея! Функционал по страхованию тоже есть в планах.