{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как в пригородных электричках Москвы контролеры АО «ЦППК»собирают оплату с тех, кто не хочет платить наличными

20 декабря ехал на электричке со станции Авангард до станции Царицыно в Москве. В районе Климовска в вагоне появились три женщины контролёра. Одна из них подошла ко мне. Я сказал, что на той станции где я садился нет кассы и поэтому (как обычно) я оплачу перед выходом на Царицыно. Контролёр разъяснила мне что в случае если контролёр обнаруживает пассажира без билета, тот обязан оплатить проезд. Я согласился сделать это картой. На что она сообщила мне, что оплату картами они не принимают и возможны только наличные. Я сказал ей, что наличных нет и она пошла дальше по вагону.

В этот момент позади меня другой контролёр на повышенных тонах начала объяснять другой женщине пассажиру, что «перевозчик освобождён от обязанности принимать оплату банковскими картами» и что ее сейчас высадят и отправят в кассу покупать билет.

Женщина предложила оплатить переводом с карты на карту, что требовательным контролером было ей разрешено, после переглядываний со старшей группы.

Данный вопрос меня заинтересовал и я полез в интернет выяснять почему контролеры АО «Центральной ППК» орут на пассажиров и приводят невнятные объяснения типа «перевозчик освобождён от приема оплатами картой». Такое есть но не для таких крупных компаний, тем более монополистов. Довольно быстро я нашёл ссылку на сайт Роспотребнадзора на котором обнаружил довольно свежее обращение от человека столкнувшегося в мае 2021 года с такой же ситуацией. Ссылка -

Вопрос:

30.05 2021г в 16:15 контролёр отказал в оплате проезда банковской картой. Электричка Савелово-голицыно. Ещё в 2016г сообщалось, что контролёры в пригородных поездах будут снабжены соответствующим оборудованием, для приёма банковских карт

Опубликовано: 30.05.2021 в 16:39

Ответ:

Добрый день! Подобные обращения по отказу принимать оплату за оказанную услугу не единичны. В связи с этим специалисты Управления разъясняют, что в соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. В соответствии с ч. 4 ст. 16.1 Закона при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Вам необходимо обратиться в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту

Как обычно вопрос обработали, ответили что перевозчик не прав и послали к другим чиновникам из того же ведомства…

Думая, что может с мая что то в законах поменялось я решил написать в Facebook прямое обращение в адрес АО «Центральная ППК» с описанием ситуации:

«Добрый день, ехал сегодня в электричке со станции Авангард до станции Царицыно. В районе Климовска зашла группа контролеров (три женщины) и начала проверять проездные билеты. На вопрос можно ли оплатить проезд банковской картой сообщали пассажирам, что перевозчик освобождён от выполнения закона о защите прав потребителей и не обязан предоставлять возможность оплаты банковской картой. При этом один из пассажиров спросил можно ли оплатить переводом с карту на карту - ему разрешили и приняли оплату на личную карту.

В связи с вышеизложенным два вопроса:

1. На основании чего контролеры утверждают что пассажиры лишены прав оплатой банковской картой и требует оплату только в наличном виде?

2. Насколько законно приём оплаты переводом с карты на карту?»

И в ответ получил исчерпывающий ответ на вопрос который я вообще не задавал:

«Добрый вечер. Мы постепенно внедряем возможность оплаты картой у кассиров-контролёров. На Белорусском направлении эта опция уже запущена.»

После этого почитал правила перевозки пассажиров в Подмосковье и обнаружил, что при оплате у контролера пассажир платит больше чем при обычной покупке билета и возможно у контролеров есть какие то планы по обилечиванию безбилетников. Но это не объясняет почему не они не оснащены терминалами. А вот переводы с карту на карту и более сложный контроль расчётов наличными при контроле работы бригады наводят на размышления.

Итого:

В 2016 году рапортуется о том, что скоро будет введен приём оплату проезда контролерами с помощью банковских карт.

Спустя пять лет контролеры АО «Центральная ППК» (монополист в пригородных перевозках) давят на пассажиров ссылаясь на какое то «освобождение перевозчика от обязанности принимать оплату банковскими картами»

Роспотребнадзор принимает обращения граждан, отвечает что АО «Центральная ППК не права и нарушает закон, но ничего не делает кроме того что направляет в своё же другое подразделение - Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту

Цифровизация крупнейшего пригородного перевозчика в России идёт семимильными шагами ….

Думаю многие сталкивались с такой ситуацией и по каким то причинам она до сих пор не разрешается в пользу закона и потребителей. Ну а получить внятный ответ напрямую у АО «Центральная ППК» у меня не получилось.

Сильно сомневаюсь, что у крупнейшего перевозчика монопольно оказывающего услуги на крупнейшем в стране рынке пригородных перевозок нет средств для обеспечения своих контролеров переносными терминалами.

Буду благодарен за комментарии от специалистов в данном вопросе и тех, кто сталкивался с такими же ситуациями.

0
175 комментариев
Написать комментарий...
Тарас Рязанцев

Извините, но выглядит как стандартный "развод" от зайцев, вот вам 5000р. за проезд, сдачу как хотите давайте, а пешком я не пойду. Еще и жаловаться на вас буду.
Особенно учитывая что автор ездит "как обычно", а значит контролеров должен был встречать не один раз.
Практически на любой станции в банкомате можно 500р. снять и в кармане носить, чтобы избежать подобных проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Tarkhanov
Автор

Несколько раз в год мне нужно быть на станции Авангард и обычно я езжу туда на электричке. Я не частый пользователь электричек и «обычно» относится к тому, что садясь на станции Авангард я не имею возможности оплатить проезд на станции, так как там тупо нет кассы. Это так как есть. И вывод о том что я часто езжу на электричках не верен, как и то, что я часто встречаю контролеров. Этот раз был первым кстати.

А то как это выглядит - это уже отдельный вопрос) красота в глазах смотрящего)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
там тупо нет кассы

- хотели бы заплатить, нашли бы способ. Вместо того чтобы в Интернет жалобы строчить, могли бы на ТуТу билет онлайн купить. У РЖД тоже онлайновая продажа билетов на электричку имеется.

Ответить
Развернуть ветку
Saalo Sambuuca

это работает только для тех станций, где есть турникеты

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
это работает только для тех станций, где есть турникеты

- не понял. Через смартфон покупаешь билет (тут вроде турникет не нужен), а контролеру предъявляешь QR-код в телефоне (тут тоже турникет не требуется - валидатор билетов в руках контролера именно QR-коды и считывает, с компостером уже давно никто не ходит)

Ответить
Развернуть ветку
Saalo Sambuuca

не знаю, как в Казани, но в Подмосковье это работает так: в приложении ЦППК рядом со станциями, где есть турникеты, имеется кнопка "купить". После покупки надо активировать билет непосредственно на турникете - навести камеру смартфона изнутри приложения на куар-код, нарисованный на турникете, после сканирования на экране телефона появляется уже обычный штрих-код, как на бумажном билете, его скармливаешь турникету и проходишь

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
в Подмосковье это ... где есть турникеты

- а где нет турникетов есть ТППД

Ответить
Развернуть ветку
Saalo Sambuuca

на всём Курском направлении нет ТППД, кинул ссылку ниже

Ответить
Развернуть ветку
172 комментария
Раскрывать всегда