Как в пригородных электричках Москвы контролеры АО «ЦППК»собирают оплату с тех, кто не хочет платить наличными
20 декабря ехал на электричке со станции Авангард до станции Царицыно в Москве. В районе Климовска в вагоне появились три женщины контролёра. Одна из них подошла ко мне. Я сказал, что на той станции где я садился нет кассы и поэтому (как обычно) я оплачу перед выходом на Царицыно. Контролёр разъяснила мне что в случае если контролёр обнаруживает пассажира без билета, тот обязан оплатить проезд. Я согласился сделать это картой. На что она сообщила мне, что оплату картами они не принимают и возможны только наличные. Я сказал ей, что наличных нет и она пошла дальше по вагону.
В этот момент позади меня другой контролёр на повышенных тонах начала объяснять другой женщине пассажиру, что «перевозчик освобождён от обязанности принимать оплату банковскими картами» и что ее сейчас высадят и отправят в кассу покупать билет.
Женщина предложила оплатить переводом с карты на карту, что требовательным контролером было ей разрешено, после переглядываний со старшей группы.
Данный вопрос меня заинтересовал и я полез в интернет выяснять почему контролеры АО «Центральной ППК» орут на пассажиров и приводят невнятные объяснения типа «перевозчик освобождён от приема оплатами картой». Такое есть но не для таких крупных компаний, тем более монополистов. Довольно быстро я нашёл ссылку на сайт Роспотребнадзора на котором обнаружил довольно свежее обращение от человека столкнувшегося в мае 2021 года с такой же ситуацией. Ссылка -
Вопрос:
30.05 2021г в 16:15 контролёр отказал в оплате проезда банковской картой. Электричка Савелово-голицыно. Ещё в 2016г сообщалось, что контролёры в пригородных поездах будут снабжены соответствующим оборудованием, для приёма банковских карт
Опубликовано: 30.05.2021 в 16:39
Ответ:
Добрый день! Подобные обращения по отказу принимать оплату за оказанную услугу не единичны. В связи с этим специалисты Управления разъясняют, что в соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. В соответствии с ч. 4 ст. 16.1 Закона при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Вам необходимо обратиться в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
Как обычно вопрос обработали, ответили что перевозчик не прав и послали к другим чиновникам из того же ведомства…
Думая, что может с мая что то в законах поменялось я решил написать в Facebook прямое обращение в адрес АО «Центральная ППК» с описанием ситуации:
«Добрый день, ехал сегодня в электричке со станции Авангард до станции Царицыно. В районе Климовска зашла группа контролеров (три женщины) и начала проверять проездные билеты. На вопрос можно ли оплатить проезд банковской картой сообщали пассажирам, что перевозчик освобождён от выполнения закона о защите прав потребителей и не обязан предоставлять возможность оплаты банковской картой. При этом один из пассажиров спросил можно ли оплатить переводом с карту на карту - ему разрешили и приняли оплату на личную карту.
В связи с вышеизложенным два вопроса:
1. На основании чего контролеры утверждают что пассажиры лишены прав оплатой банковской картой и требует оплату только в наличном виде?
2. Насколько законно приём оплаты переводом с карты на карту?»
И в ответ получил исчерпывающий ответ на вопрос который я вообще не задавал:
«Добрый вечер. Мы постепенно внедряем возможность оплаты картой у кассиров-контролёров. На Белорусском направлении эта опция уже запущена.»
После этого почитал правила перевозки пассажиров в Подмосковье и обнаружил, что при оплате у контролера пассажир платит больше чем при обычной покупке билета и возможно у контролеров есть какие то планы по обилечиванию безбилетников. Но это не объясняет почему не они не оснащены терминалами. А вот переводы с карту на карту и более сложный контроль расчётов наличными при контроле работы бригады наводят на размышления.
Итого:
В 2016 году рапортуется о том, что скоро будет введен приём оплату проезда контролерами с помощью банковских карт.
Спустя пять лет контролеры АО «Центральная ППК» (монополист в пригородных перевозках) давят на пассажиров ссылаясь на какое то «освобождение перевозчика от обязанности принимать оплату банковскими картами»
Роспотребнадзор принимает обращения граждан, отвечает что АО «Центральная ППК не права и нарушает закон, но ничего не делает кроме того что направляет в своё же другое подразделение - Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
Цифровизация крупнейшего пригородного перевозчика в России идёт семимильными шагами ….
Думаю многие сталкивались с такой ситуацией и по каким то причинам она до сих пор не разрешается в пользу закона и потребителей. Ну а получить внятный ответ напрямую у АО «Центральная ППК» у меня не получилось.
Сильно сомневаюсь, что у крупнейшего перевозчика монопольно оказывающего услуги на крупнейшем в стране рынке пригородных перевозок нет средств для обеспечения своих контролеров переносными терминалами.
Буду благодарен за комментарии от специалистов в данном вопросе и тех, кто сталкивался с такими же ситуациями.
Извините, но выглядит как стандартный "развод" от зайцев, вот вам 5000р. за проезд, сдачу как хотите давайте, а пешком я не пойду. Еще и жаловаться на вас буду.
Особенно учитывая что автор ездит "как обычно", а значит контролеров должен был встречать не один раз.
Практически на любой станции в банкомате можно 500р. снять и в кармане носить, чтобы избежать подобных проблем.
Несколько раз в год мне нужно быть на станции Авангард и обычно я езжу туда на электричке. Я не частый пользователь электричек и «обычно» относится к тому, что садясь на станции Авангард я не имею возможности оплатить проезд на станции, так как там тупо нет кассы. Это так как есть. И вывод о том что я часто езжу на электричках не верен, как и то, что я часто встречаю контролеров. Этот раз был первым кстати.
А то как это выглядит - это уже отдельный вопрос) красота в глазах смотрящего)
- хотели бы заплатить, нашли бы способ. Вместо того чтобы в Интернет жалобы строчить, могли бы на ТуТу билет онлайн купить. У РЖД тоже онлайновая продажа билетов на электричку имеется.
это работает только для тех станций, где есть турникеты
- не понял. Через смартфон покупаешь билет (тут вроде турникет не нужен), а контролеру предъявляешь QR-код в телефоне (тут тоже турникет не требуется - валидатор билетов в руках контролера именно QR-коды и считывает, с компостером уже давно никто не ходит)
не знаю, как в Казани, но в Подмосковье это работает так: в приложении ЦППК рядом со станциями, где есть турникеты, имеется кнопка "купить". После покупки надо активировать билет непосредственно на турникете - навести камеру смартфона изнутри приложения на куар-код, нарисованный на турникете, после сканирования на экране телефона появляется уже обычный штрих-код, как на бумажном билете, его скармливаешь турникету и проходишь
- а где нет турникетов есть ТППД
на всём Курском направлении нет ТППД, кинул ссылку ниже