Бессмысленный и беспощадный русский BugBounty и новый смысл выражения «вычислю тебя по IP»
Сейчас я расскажу вам прекрасную историю про отношение московского оператора к персональным данным своих клиентов.
История началась около 11 лет назад, когда я изучал устройство сетей крупных операторов с помощью инструмента Whois — смотрел распределение адресов для клиентов — и в одном российском сегменте интернета набрёл на такое, от чего потерял дар речи. Аккуратно сдампил результаты Whois по сетям этого оператора (десятки тысяч адресов), и это настолько меня шокировало, что я предпочёл об этом поскорее забыть.
Месяц назад мне написал один из читателей: смотри, что происходит. И тут я всё вспомнил и охренел ещё сильнее — от того, что за примерно 11 лет ничего не поменялось.
Есть такой московский оператор «Комкор», сейчас работает под торговой маркой «Акадо-Телеком». Среди их клиентов — физические лица, фирмы (много банков, объекты инфраструктуры города) в Московской области — жители элитных посёлков (Рублёвка, Барвиха, Жуковка и так далее).
Многие уже догадываются, о чём будет дальше, но всё равно не могут поверить.
Да, «Комкор» («Акадо») публикует персональные данные своих клиентов прямо в БД RIPE, которая доступна с помощью Whois. Там всё: ФИО клиента (или название компании), адрес подключения, телефон клиента.
Вот их сети:
212.100.128.0/19
212.45.0.0/19
178.208.128.0/19
Вот клиенты элитного посёлка «Жуковка»:
Вот клиенты в Барвихе, включая местный «Альфа-банк»:
А что это за Никита Сергеевич в посёлке Николина Гора пользуется услугами горе-провайдера, не известный ли кинорежиссёр? Ага, он.
«Какая-то невероятная дичь!» — воскликнете вы и будете совершенно правы. Давайте теперь посмотрим, как обстоит дело с защитой персональных данных клиентов-фирм и объектов инфраструктуры Москвы. Вот IP-адреса объектов ДИТ Москвы — Департамента информационных технологий — к «Акадо» подключены сотни таких объектов. Это интернет для камер, телеметрии и других служебных устройств и пользователей.
Давайте поищем по ключевому слову “Bank”. Что же мы видим? Сотни банков подключены к «Комкору», и любой человек может узнать IP-адрес конкретного филиала, контакт технического специалиста, его ФИО и так далее.
Что должен сделать приличный человек, который осознал, что все эти примерно 11 лет персональные данные клиентов большого оператора лежали в паблике? Правильно — написать об этом в «Комкор». Ну не знали же они, что делают всё это время, в самом деле — надо им об этом рассказать! Что я и сделал.
Через один рабочий день я получил ответ от начальника ИБ — что информацию получили и проверят (странная задержка в сутки при такой-то страшной дыре, но ладно).
Ещё через пять дней я решил поинтересоваться результатами проверки информации.
На что мне ответили, что всё исправили.
Ого, думаю я, наконец-то в России стала повышаться ответственность компаний и рост культуры реакции на сообщения о дырах. Но решил всё же проверить: убрали персональные данные только из блока Person и только из двух моих примеров в первом письме, но в блоке Inetnum данные остались даже в моих примерах, о чём я написал.
И получил очень странный ответ, что «принято решение» убрать персональные данные пользователей белых сетей (когда убрать?!), но поле Inetnum они обязаны заполнять.
Да никто не спорит, что обязаны, но провайдеры записывают туда информацию о назначении сети или, если это фирма, максимум её название и юридический адрес (и даже это далеко не всегда, точнее, почти никогда), но никак не ФИО клиента-физлица. На моё письмо от 24 октября с уточняющим вопросом никто не ответил.
И тут мои силы закончились — я перестал понимать, почему я должен уговаривать большую компанию с огромной ответственностью заставлять устранить такую страшную дыру. Я перестал понимать, почему эта переписка вообще должна была длиться больше двух писем, ведь каждому здравомыслящему человеку абсолютно очевидно, насколько это дико — персданные твоих клиентов в паблике.
И я уже не говорю об ответственных лицах в компании, которые должны только и заниматься тем, что устранять эту страшную дыру. Я очень не хотел писать этот материал — мне ответили, со мной общались вежливо, даже в музей пригласили :)
Но это попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Никаких действий по факту предпринято не было, сроки их тоже озвучены не были. Поэтому следующим шагом я должен перейти к информированию об этой опасной уязвимости общественность, чтобы они вывели себя из-под угрозы и перестали пользоваться оператором, который так относится к персданным своих клиентов.
А теперь — простым языком для людей, которые не поняли, что всё это значит.
Whois — это публичный инструмент, которым может воспользоваться каждый человек, чтобы получить информацию об IP-адресе или домене. В нём содержится служебная информация о владельце домена или IP-адреса (в этом случае — провайдере).
По правилам организации RIPE, которая выдаёт IP-адреса, провайдер обязан содержать в актуальном виде информацию о назначении подсети IP-адресов (например, служебная или клиентская), контакты для связи (почта и телефон провайдера) и информацию об арендаторе, если провайдер выдаёт в аренду крупный блок адресов.
Но никакому провайдеру не приходит в голову указывать ФИО, адрес подключения и контакт физического лица, которому выдан один IP-адрес. То же самое с юридическими лицами. В случае выдачи большого блока максимум — указывается юрлицо, его контакт и юридический адрес. И то, так делают далеко не все провайдеры, никаких санкций, конечно же, за это нет.
Не очень умные технические специалисты «Комкора» (ныне «Акадо») в какой-то момент просто настроили автоматическую трансляцию информации из своей служебной базы клиентов (CRM) в базу данных RIPE, и таким образом персональные данные клиентов стали доступны для всех желающих.
Для оператора такая дыра — катастрофа дважды, потому что:
- Собственно, персональные данные клиентов — в публичном доступе. Какое доверие может быть к такому оператору?
- Твоих клиентов могут просто переманивать другие операторы, за полчаса просканировав все IP-адреса и собрав базу данных.
- Можно узнать IP-адреса определённого клиента или устройства, очень несложно забить канал трафиком и выключить интернет у клиента. В случае с ведомственными объектами, большое количество которых подключено к «Акадо», это же прямая угроза безопасности города.
Этот пост прочитает много клиентов «Акадо» — вы, конечно, решайте сами, но я бы никогда не стал пользоваться услугами оператора, который выкладывает ваши персональные данные в паблик и не убирает их в срочном порядке после приватного сообщения об этом. И даже через три недели всё еще не убирает. Такое поведение, конечно, абсолютно неприемлемо в 2018 году.
И в завершение я хочу отдельно написать о Роскомнадзоре. Это регулятор, под надзором которого оператор связи оказывается дважды — как оператор связи,и как оператор персональных данных.
Эти никчёмные и бесполезные дармоеды вместо ежедневной блокировки до 10–15 IP-адресов нашего прокси для Telegram (вы представляете, там сидят специальные люди на зарплате, которые почти круглосуточно резолвят домен и добавляют актуальные IP-адреса в выгрузку — что может быть бессмысленнее) должны заниматься как раз пресечением таких вот историй.
Дорогие журналисты, которые будут звонить в «Акадо», сделайте, пожалуйста, следующий звонок в Роскомнадзор и спросите, почему они не выполняют свою работу, а вместо этого занимаются ухудшением жизни граждан России.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram – там оригинал и другие интересные истории.
Чет я пропустил, как хабр переехал на вичи.
Теперь по двум хорошим сайтам ходить не надо, всё в одном!
Иногда статьи дублируют оттуда. Но эту на хабре не нашел
А причём тут хабр? Никакой технической инфы нет, скорее вопрос о персональных данных и о халатности провайдера и РКН
Ну если у нас шпионы ГРУ везут с собой на задания чеки на такси от здания разведки до аэропорта , то чего вы хотите от телеком операторов? Слава богу банки пин коды на картах еще не печатают
так... <полез в мусорное ведро за чеком>
Я думаю что теперь найдется много людей позвонить михалкову и сказать лично ему свое мнение о его фильмах
да телефон так и выложен
person: Mihalkov Nikita Sergeevich
address: Russia, MO, Odincovskiy r-n, poselok Nikolina Gora, prospekt Shmidta, d.32
phone: +7 910 428-78-57
Комментарий удален модератором
Автор, почему не написали в Роскомнадзор и Прокуратуру?
Самое то, пусть поработают, а то помню год назад владельцев сайтов кошмарили за отсутствия согласия о передаче ПД на форме запроса и обратного звонка, а тут то поле деятельности посерьёзнее будет
Привет Серега, как жизнь? 😁
Зачем ему писать, ркн должен самостоятельно такое находить и лепить штраф - это смысл их деятельности. Вместо этого ркн работает только 'по заявлению'.
(Автор, почему не написали в Роскомнадзор) Как же не написал если ему ответили отпиской, с закрытыми глазами читаешь статьи?
Вот ведь пидарасы! И ещё хватает наглости писать общими казёнными фразами, что для них безопасность ПД это приоритет.
А автору низкий поклон.
Оставьте в покое Акадо. Один из лучших операторов в Москве для бизнеса на сегодня, откуда еще не повыгоняли на сдельную оплату нормальных технических специалистов.
И вы один из них.
Комментарий недоступен
Типичная бюрократия: никто не хочет ничем заниматься, потому что ему прилетит по шапке, за это никто не заплатит, ну и конечно же "работает и не трогай"
Да, все создают лишь иллюзию полезной деятельности. Это еще коммерческая контора, там понятно. А попробуй с госорганами пообщаться. Вежливо пошлют к хуям через службу одного окна, электронную приемную или портал правительства. Причем еще друг дружку прикрывают от районной администрации до правительства города.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Это с чего бы их расстреляли? Просто это было бы "подразделение электронной борьбы НКВД".
Давайте без инсинуаций!!! Вам никто не обещал что будет стабильно *хорошо*)))
при сталине об этом никто не узнал бы
Комментарий недоступен
Хе-хе... управленец один там. Не переживайте. Из моего опыта... онлайм у нас чаще тухнет, чем акадо. Когда-то было иначе. Сейчас вот так. У самого два провайдера.
Акадо, это провайдер, которому давно на все пофиг, они живут своей сеткой-своей жизнью, получают свои деньги, чуток стангируют, ну и ладно, за клиентов не борются, просто дают хорошую цену, и у них огромное присутствие по Москве, ну и по качеству (по Ethernet ) касяков нет. А то, что о вас все знают это и так понятно. Ничего криминального. А вот такие посты в паблик выводить это на мой взгляд не стоит)
Почему это не стоит?
Разглашение конфиденциальной информации (фио + адрес прописки/фактического проживания +телефон) наказуемо от административной до уголовное ответственности....
Откуда там ethernet если там всю жизнь был доксис?
Вот за клиентов они как раз бороться умеют, причем разными способами...
Пишите в поддержку Акадо, мол что мои контакты делают в сети, имя берете и Whois, адрес тоже)
И переписываться с недалекими специалистками по несколько месяцев ! ? ))
Комментарий удален модератором
Дно днищеннское
Хм, пробил себя... чисто. Нет данных
LIR (а нынче почти все провайдеры LIR'ы) получают IP адреса для распределения их среди клиентов, и должен вносить данные клиентов во whois.
В основном они это не делают, но отнюдь не соображений безопасности клиентов, а чтобы скрыть клиентскую базу от своих конкурентов.
У хостеров аналогично. Нпример godaddy (как хостер а не регистратор доменов) вносит данные клиентов во whois. И Hetzner (только для IPv6 адресов). А остальные нет
в хуис можно же опцию приватных данных включить и скрыть данные.
Ну то есть по факту получается, что просто Акадо выполняет свои обязаности а другие нет?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Когда-то (недолго) пользовался услугами этого оператора.
В один непрекрасный момент оборвался их интернет кабель где-то между квартирой и подъездным роутером. После недельных безрезультатных призывов починить я просто подключился к другому провайдеру.
С тех пор Акадо для меня – Какадо.
поделились бы, как спарсили 25к страниц?? или гугл-рекапча вылазит или просто страница чистая.
👏
Такие же деятели как в Роскомнадзоре сидят и в других надзорных госструктурах. Это Роспотребнадзор и государственная жилищная инспекция, которые занимаются только формальными отписками и никаких проверок не проводят по заявлениям людей. Потому что за непринятие мер там нет никакой ответственности
В России две беды — дураки и дороги — апокрифическая фраза, приписываемая разным историческим личностям.
На современный манер нужно перефразировать: «В России две беды — дураки и Роскомнадзор».
Сразу желание посканить появилось :)
лл
Господа, ну так в Bigdata все давно уже есть. О всех все известно. Что толку если я знаю ф.и.о человека, а он номера поменял почту поменял и т.д? Это сейчас же не проблема. Другое дело, если есть потребность связи с человеком кто был на твоем сайте. Ну, так, в интересах сбора аналитики или просто позвонить пообщаться и получить уже разрешение (разговор пишется) на звонки в будущем. Вот это я понимаю база актуальная. А такие данные замучаешься обрабатывать. ИМХО
Первым делом надо писать в правоохранительные органы, и только 100500 раз в паблики.
Любые персональные данные - это и разведданные также.
Это данные для мошенников всех мастей, это хорошие данные для терактов.
Или просто для балованых идиотов, которые увидев номер телефона - тут же стали звонить и писать в мессенджеры ( вот как относиться к таким людям.... хуже злоумышленников, у тех хоть конкретные цели, а у этих просто досадное баловство и троллинг ).
То, что наши данные можно найти публично, также, как и то, что ими торгуют - это не секрет, увы - это факты.
Но то, что их не хранят надёжно - это не просто безобразие, это реально преступление.
ХАХАХА, Просто вынь шнур из розетки, и все проблемы исчезнут, пойди, погуляй, кому нужны твои данные, тут фирмы публикуются в Желтых Страницах ежегодно в телефонных справочников, хотят что-бы их адреса и имена знали - а ты эти имена нашел. Ну и? жили все все эти годы хорошо, а ты проблемы какие-то придумал.
Простите, это неуместный жирный троллинг, или вы правда не понимаете проблемы?