QR-коды, жара и острый стритфуд
Проанализировали, чем обернется введение QR-кодов для ресторанов, как вырос спрос на доставку готовой еды за последний год и что люди предпочитают заказывать во время пандемии.
28 июня власти Москвы ввели новые ограничения для посещения ресторанов. Теперь чтобы попасть в кафе, необходимо предъявить QR-код с сайта госуслуг, который выдается официальным переболевшим COVID-19 в течение последних шести месяцев, владельцам сертификата о прохождении вакцинации или «свежего» отрицательного результата ПЦР-теста.
У новых ограничительных мер есть, как водится, свои плюсы и минусы. Ожидаемо, что введение QR-кодов, с одной стороны, повлечет падение доходов офлайн-ресторанов, которые не смогут теперь пускать всех желающих, а с другой — станет причиной резкого роста спроса на доставку готовой еды из тех же мест общественного питания.
Как все начиналось
Аналитики компании CloudPayments проанализировали спрос на доставку готовых блюд с января 2020 года по июнь 2021 года и узнали, как режим самоизоляции повлиял на ситуацию.
Несомненно, прошлогодняя практика показала, что волны локдауна, накрывшие сферу общепита, подстегнули многие рестораны «прокачать» свои сервисы доставки. Как бы то ни было, но в подобных обстоятельствах спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Первые ограничения, связанные с пандемией, как мы помним, были введены весной 2020 года. Когда в апреле компании стали массово переводить сотрудников на удаленку, стал расти и спрос на доставку готовой еды из ресторанов.
В то время самыми популярными заказами были привычные офисным работникам бизнес-ланчи, которые обычно состоят из супа, горячего блюда и салата. Тогда онлайн-оборот в этой области вырос на 24% по сравнению с мартом, а в мае — еще на 11%. При этом средняя сумма заказа в апреле-мае 2020 года составила 1 167 рублей.
Следующая волна локдауна, а вместе с ней и ограничения работы кафе и ресторанов в ночное время пришлись на октябрь-ноябрь 2020 года. На этот раз онлайн-оборот в октябре вырос на 16% по сравнению с сентябрем, а в ноябре — еще на 6%. Средний чек увеличился на 30 рублей и составил 1 198 рублей. Интересно, что в этот период люди переключились с домашней кухни на более традиционные для онлайн-доставки блюда: суши, вок, роллы, бургеры и пиццу.
Что происходит сейчас
В начале лета 2021 года в столице вновь стало расти число заболевших коронавирусом. И, как следствие, власти Москвы ввели ряд ограничительных мер на посещение общественных мест. С 13 июня 2021 года запретили работу кафе и баров в ночное время и закрыли фудкорты в торговых центрах. С 28 июня ввели QR-коды для входа в рестораны. А с 12 июля нужно будет предъявлять коды и для посещения летних веранд.
По данным аналитиков CloudPayments с начала июня оборот заказов на доставку готовой еды вырос на 22% по сравнению с маем, как и средний чек, который в мае 2021 года составлял 1 342 рубля, а в июне — на 13% больше — 1 516 рублей.
Наши предположения подтвердили в компании Додо Пицца, партнере CloudPayments:
Оптимистично на сложившуюся обстановку смотрят и партнеры CloudPayments, сеть корейских ресторанов Korean Chick:
Жара, матчи Евро и вкусовые предпочтения
Но вернемся к онлайн-заказам. Анализ показал, что на рост спроса на доставку готовой еды и выбор блюд повлиял не только локдаун, но и фактор сезонности.
Например, в жару большей популярностью пользуются легкие блюда с рыбой и морепродуктами, например, поке, суши и роллы, а также овощные салаты и прохладительные напитки, которые чаще всего заказывают в утренние и дневные часы. В прохладное и вечернее время в ходу — более «тяжелые» закуски — пицца, бургеры, острые мясные блюда.
Кстати, оказалось, что во время пандемии пользователи онлайн-заказов стали больше внимания обращать на блюда с острым и пряным вкусом. Хотя неудивительно, что в условиях ограничений, когда многие привычные удовольствия и развлечения оказались недоступны, люди стали компенсировали их за счет новых, ярких вкусовых ощущений.
Кроме сезонности и желания людей разнообразить рацион, на рост заказов стритфуда в июне повлияли также трансляции матчей Евро, которые болельщикам пришлось смотреть дома, а не в баре.
Рост онлайн-заказов также обусловлен бесконтактной доставкой. Людям стало удобно оплачивать свои заказы онлайн и безопасно забирать пакеты у входной двери.