QR-коды, жара и острый стритфуд

Проанализировали, чем обернется введение QR-кодов для ресторанов, как вырос спрос на доставку готовой еды за последний год и что люди предпочитают заказывать во время пандемии.

28 июня власти Москвы ввели новые ограничения для посещения ресторанов. Теперь чтобы попасть в кафе, необходимо предъявить QR-код с сайта госуслуг, который выдается официальным переболевшим COVID-19 в течение последних шести месяцев, владельцам сертификата о прохождении вакцинации или «свежего» отрицательного результата ПЦР-теста.

У новых ограничительных мер есть, как водится, свои плюсы и минусы. Ожидаемо, что введение QR-кодов, с одной стороны, повлечет падение доходов офлайн-ресторанов, которые не смогут теперь пускать всех желающих, а с другой — станет причиной резкого роста спроса на доставку готовой еды из тех же мест общественного питания.

Как все начиналось

Аналитики компании CloudPayments проанализировали спрос на доставку готовых блюд с января 2020 года по июнь 2021 года и узнали, как режим самоизоляции повлиял на ситуацию.

Несомненно, прошлогодняя практика показала, что волны локдауна, накрывшие сферу общепита, подстегнули многие рестораны «прокачать» свои сервисы доставки. Как бы то ни было, но в подобных обстоятельствах спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Первые ограничения, связанные с пандемией, как мы помним, были введены весной 2020 года. Когда в апреле компании стали массово переводить сотрудников на удаленку, стал расти и спрос на доставку готовой еды из ресторанов.

В апреле 2020 года онлайн-оборот заказов вырос на 24% по сравнению с мартом, а в мае — еще на 11%.

В то время самыми популярными заказами были привычные офисным работникам бизнес-ланчи, которые обычно состоят из супа, горячего блюда и салата. Тогда онлайн-оборот в этой области вырос на 24% по сравнению с мартом, а в мае — еще на 11%. При этом средняя сумма заказа в апреле-мае 2020 года составила 1 167 рублей.

Следующая волна локдауна, а вместе с ней и ограничения работы кафе и ресторанов в ночное время пришлись на октябрь-ноябрь 2020 года. На этот раз онлайн-оборот в октябре вырос на 16% по сравнению с сентябрем, а в ноябре — еще на 6%. Средний чек увеличился на 30 рублей и составил 1 198 рублей. Интересно, что в этот период люди переключились с домашней кухни на более традиционные для онлайн-доставки блюда: суши, вок, роллы, бургеры и пиццу.

Что происходит сейчас

В начале лета 2021 года в столице вновь стало расти число заболевших коронавирусом. И, как следствие, власти Москвы ввели ряд ограничительных мер на посещение общественных мест. С 13 июня 2021 года запретили работу кафе и баров в ночное время и закрыли фудкорты в торговых центрах. С 28 июня ввели QR-коды для входа в рестораны. А с 12 июля нужно будет предъявлять коды и для посещения летних веранд.

По данным CloudPayments

По данным аналитиков CloudPayments с начала июня оборот заказов на доставку готовой еды вырос на 22% по сравнению с маем, как и средний чек, который в мае 2021 года составлял 1 342 рубля, а в июне — на 13% больше — 1 516 рублей.

Каждые новые ограничения приводят к взрывному росту спроса в онлайне и это неудивительно: люди стремятся получить тот же уровень комфорта, несмотря на все запреты, и в этом случае им на помощь приходят онлайн-покупки с доставкой. В связи с введением QR-кодов для посещения кафе и ресторанов мы ожидаем существенный рост спроса на доставку готовой еды. Я прогнозирую, что рост составит не менее 30%.

Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор компании CloudPayments

Наши предположения подтвердили в компании Додо Пицца, партнере CloudPayments:

Количество клиентов с QR-кодами ничтожно малое, в цифрах это выражается так: общая выручка ресторанов в понедельник — первый день введения QR-кодов — просела на 58% по отношению к прошлому понедельнику. Количество заказов в ресторане просело на 64%. Однако, как мы и предполагали, «просадку» ресторанов компенсировала доставка и самовывоз. Количество заказов на доставку выросло на 33%, а на самовывоз на 135% (!). Изменилась немного и структура продаж: начали расти закуски, как в прошлый локдаун.

Знаем, что некоторые наши коллеги из индустрии переключились (или думают переключиться) на полную работу на самовывоз и вообще никого не пускать в рестораны. Мы не считаем это решение оптимальным. Мы не планируем закрывать залы наших ресторанов. Уверены, что количество клиентов с QR-кодами будет расти.

Илья Фарафонов, директор корпоративной розничной сети Додо Пицца в России

Оптимистично на сложившуюся обстановку смотрят и партнеры CloudPayments, сеть корейских ресторанов Korean Chick:

Ограничения, конечно, вызовут затруднения, особенно в первое время, ведь проверять наличие QR-кода придется кассирам, и это будет отвлекать их от основной работы. Но со временем, когда коды появятся у большинства людей, все устаканится.

Кирилл Можаров, владелец сети Korean Chick

Жара, матчи Евро и вкусовые предпочтения

Но вернемся к онлайн-заказам. Анализ показал, что на рост спроса на доставку готовой еды и выбор блюд повлиял не только локдаун, но и фактор сезонности.

Например, в жару большей популярностью пользуются легкие блюда с рыбой и морепродуктами, например, поке, суши и роллы, а также овощные салаты и прохладительные напитки, которые чаще всего заказывают в утренние и дневные часы. В прохладное и вечернее время в ходу — более «тяжелые» закуски — пицца, бургеры, острые мясные блюда.

Летом люди больше предпочитают супы, в жару лидер заказов — холодный суп Кукси, что-то вроде окрошки в корейском исполнении. А зимой было больше спроса на воки, ведь они теплые, сытные, в них много начинки и соуса.

Кирилл Можаров, владелец сети Korean Chick Кирилл

Кстати, оказалось, что во время пандемии пользователи онлайн-заказов стали больше внимания обращать на блюда с острым и пряным вкусом. Хотя неудивительно, что в условиях ограничений, когда многие привычные удовольствия и развлечения оказались недоступны, люди стали компенсировали их за счет новых, ярких вкусовых ощущений.

Интерес у покупателей стали также вызывать необычные сочетания вкусов, как в различных вариантах гавайского поке или пицце «Том Ям». В целом, если выделить Топ-5 блюд из нашего ассортимента, то я бы назвал следующие: пицца «Пепперони», пицца «Жульен», чесночный соус к пицце, ролл «Филадельфия» с лососем и вок «Удон с курицей по-пекински».

Владимир Кондратьев, CTO FoodBand

Кроме сезонности и желания людей разнообразить рацион, на рост заказов стритфуда в июне повлияли также трансляции матчей Евро, которые болельщикам пришлось смотреть дома, а не в баре.

Спрос на вечернюю и ночную доставку вырос на 15%. Видимо, люди сейчас предпочитают ужинать там, где удобно, не тратя время на поиск ресторана. Плюс многие футбольные матчи Евро заканчиваются после 23:00, и болельщики заказывают ужин под просмотр у себя дома.

Владимир Кондратьев, CTO FoodBand

Рост онлайн-заказов также обусловлен бесконтактной доставкой. Людям стало удобно оплачивать свои заказы онлайн и безопасно забирать пакеты у входной двери.

С апреля 2020 года и по настоящий момент клиенты FoodBand на 10% чаще стали оплачивать заказы онлайн.

Владимир Кондратьев, CTO FoodBand
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда