{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

О перспективах инвестиций в майнинг криптовалют

Механизм устойчивости блокчейн-сетей, основанный на подтверждении объемом вычислений (proof-of-work, PoW) будет постепенно заменен на другие механизмы, не нуждающиеся в существующем количестве оборудования для специализированных вычислений (майнеров). При этом инвестиции в данное оборудование не пропадут безвозвратно – созданные вычислительные мощности будут агрегированы и использованы для других, полезных и востребованных вычислений.

Майнинг умрет

Количество новостей о блокчейне, криптовалютах и ICO в последнее время зашкаливает. В том числе, потому что трогает многих вовлеченных за живое. Совсем недавно блокчейн сеть Ethereum провела обновление Byzantium. Данное изменение готовит сеть в будущем к плавному изменению механизма консенсуса с proof-of-work (далее PoW) на proof-of-stake (далее PoS). Без преувеличения, эта новость насторожила сотен тысяч, а возможно и миллионов инвесторов в майнинг – добычу криптовалюты при помощи видеокарт и специализированного оборудования. Неужели майнинговые фермы в будущем станут не нужны и инвестиции в вычислительные мощности сгорят? Исследуем этот вопрос максимально пристально.

Тезис первый: растущая сеть с механизмом PoW не может работать вечно.

Тому есть, как минимум, четыре причины.

Причина первая: майнеры сжигают огромное количество энергии без всякой пользы. Действительно, максимально часто озвучиваемая претензия зеленых: если блокчейны – это про светлое будущее всего человечества, то почему они выкидывает в атмосферу столько энергии безо всякой пользы? В Новосибирском филиале Центра Блокчейн Компетенций, создаваемого фондом Etherium и ВЭБ, мы исследуем объем и структуру рынка блокчейн-технологий. Мы оцениваем энергию, которая сейчас тратится на майнинг биткойна, более 5 ГВт, и еще около 1 ГВт – на майнинг эфириума. Статья с подробным анализом вскоре будет опубликована. И приходится согласиться с тем, что работа устройств для майнинга абсолютно бесполезная, если не считать обеспечение устойчивости сети. Сколько бы ни было устройств, решают они одинаковую задачу, а приз достается только одному каждые 10 минут (в сети биткойна). Результаты вычислений просто выкидываются после назначения призера.

Причина вторая – возрастающая сложность алгоритмов кэширования. Это часто озвучиваемая, но не критичная причина. При необходимости алгоритм можно упростить.

Важнее причина третья – ухудшение прибыльности майнинга. Чтобы удерживать прибыльность майнинга, необходимо, чтобы стоимость биткойна или эфириума к доллару росла с такой же скоростью, как вычислительные мощности сети. А это не может продолжаться вечно.

Причина четвертая – PoW выполнил свои главные задачи: первоначальное вовлечение участников через раздачу монет и первоначальное более-менее равномерное распределение монет. Наши оценки количества инвесторов в майнинг – тысячи крупных (более 1000 видеокарт или устройств ASIC) и миллионы средних и мелких. Устойчивость, и, главное, развитие сети зависит от количества участников. А когда монеты равномерно распределены, можно переходить к механизму PoS.

Есть ли жизнь после пузыря?

Кроме вышесказанного, создатели блокчейнов признаются, что их технологии еще далеки от совершенства, в них существуют технические ограничения, которые могут помешать реализовать многие из систем, обещаемых сейчас на многочисленных ICO. Но и сами новости, и частота их появления, и графики на биржах как будто не замечают всего вышесказанного. Так все-таки пузырь? Так все-таки лопнет? А что же будет с майнингом? А когда лопнет? Мы хотя бы успеем окупить вложения в майнинг? Вопросы не праздные.

Тезис второй. На криптобиржах и в процессах ICO обязательно случится спад, более или менее быстрый.

Сколько денег?

Сколько же денег вложено в криптовалюты? Суммарная капитализация всех монет точно не соответствует объему вложенных денег. Представьте, что я когда-то давно намайнил 1млн монет почти бесплатно. А сегодня продал 1 монету по цене 5000 долларов. Капитализация – 5 млрд. долларов, а вложения – мои 1000 долларов на майнер 5 лет назад и 5000 долларов покупателя. Итого 6000 долларов.

Оценим хотя бы нижнюю границу – инвестиции в железо. Наши оценки – от 1 до 3 млрд. долларов в майнеры для биткойна и около 2,5 млрд. долларов – в видеокарты для эфириума. Отметим, что около 20% инвестиций в железо уже окупились. То есть эта часть инвесторов психологически готова к значительному снижению прибыльности. Немногим больше 1 млрд. долларов собрали (предположим, что деньгами) ICO этого года. По верхней границе – 7 млрд. $. Тогда как общая капитализация – в 20 раз больше. На данный момент эта экономика не произвела почти ничего осязаемо полезного.

Чьи деньги?

Несмотря на то, что сами по себе 7 млрд. – цифра не очень большая, за столько иной стартап продавался ИТ-гиганту в хороший год, но она все же очень значительная. И вот почему. Давайте вспомним, что в этих деньгах почти нет фондов, денег с Wall Street, денег корпораций. Большая часть этих инвестиций – от частных мелких и средних инвесторов. Это деньги ангельских инвесторов, которые они не направили на очередной стартап. Это деньги индивидуального инвестора или биржевого игрока, который ранее вкладывался в рисковые активы. Это личные деньги владельца крупного бизнеса, вынутые из сейфа, чтобы попробовать криптоэкономику на деле и не пропустить выгодный момент. Это деньги от среднего бизнеса, который отложил новый проект на полгода-год, пока прибыльность майнинга высокая. Это деньги малого бизнеса, не потраченные на необходимую модернизацию. Это деньги офисных сотрудников, сэкономленные на отпуске или на новой машине.

Что объединяет эти деньги? Они не могут управляться из одного или нескольких мест. Это точно не спекуляция Сороса или Баффета.

Тезис третий. Все инвестиции в криптоэкономику, практически, от людей.

А как же идея?

Во что вложены эти деньги? Какую ценность чувствуют люди в криптоэкономике? Очевидно, что, кроме идей и перспектив, оценивать пока нечего. А главная идея криптоденег – криптоанархизм. Неужто столько людей нуждаются в анархизме?

Я считаю, что нет. И мотивация инвестировать в криптоэкономику – это "мотивация от", а не "мотивация к". Слишком много накопилось сомнений в том, куда идет мир, и растет уверенность, что необходим поиск альтернативных путей. Именно альтернативы и именно поиск не только обещают, но и уже демонстрируют проекты, основанные на многообразии блокчейнов.

В многообразии проектов каждый может увидеть что-то свое. Кто боится долга США или краха доллара – инвестирует в валюту, отвязанную не только от доллара, но и от всех экономик мира. Кто боится накопления своих персональных данных для манипулирования собой – инвестирует в прозрачные соц.сети с распределением прибыли между пользователями. Кто боится засилия юристов – инвестирует в умный контракт. Кто боится искусственного интеллекта, контролируемого корпорациями или государством – инвестирует в распределенный интеллект.

Тезис четвертый. Капитализация криптоэкономики – капитализация неуверенности в устойчивости существующих систем и институтов, недовольства предлагаемыми путями выхода из кризиса, необходимости поиска альтернативных путей развития.

Кстати, Вы можете таким образом проверить свой проект, выводимый на ICO: с каким страхом он работает и какую альтернативу (децентрализацию, анархию) обещает?

Тезис пятый. Даже если пузырь лопнет, капитализация крипторынка восстановится в среднесрочной перспективе.

Во-первых, пузырь будет ассоциироваться с ICO, а не с криптовалютой в целом. Даже если будет падение по криптовалютам конкретных блокчейнов, это все равно будет разочарование в реализации, но не в идее. Ведь с верой в Интернет-экономику ничего не случилось после краха доткомов. Страхи людей никуда не денутся и никто другой им альтернативы не пообещает. Поэтому рынок ожиданий восстановится. Может быть даже быстрее, чем для доткомов.

Да здравствует майнинг!

Мы привыкли слышать, что информация – это деньги 21-го века. Речь, конечно, не о хранилищах музыки и фильмов. Ценная информация – данные о процессах, о деятельности. Именно такие данные будут храниться в блокчейнах всех видов. Мы не заметили, что в блокчейне никто не стремится закрыть или монополизировать владение данными. Они принадлежат всем пользователям. Это коренной сдвиг, демонстрация по-настоящему альтернативного будущего.

Но чтобы превратить данные в знания, нужны методы обработки. Этим сейчас занимаются стартапы на небольших наборах данных. Команды, у которых получается лучше остальных, покупаются корпорациями и получают доступ к действительно большим массивам. Таким образом, корпорации сначала монопольно владеют данными, потому что могут себе позволить инвестировать огромные деньги в системы хранения, а затем монополизируют методы обработки и извлечения знаний, потому что единственные могут купить успешные команды по установленным ценам и единственные обладают необходимым вычислительным ресурсом.

Блокчейн не только раздает данные, но и позволяет создавать системы агрегации распределенных ресурсов – дисков и вычислительных мощностей.

Тезис шестой. Главная польза инвестиций в майнинг – возможность устранения монополии корпораций на владение данными и средствами их обработки.

Осталось объединить GPU в кластеры и найти им задачи. Обращаю ваше внимание на качество распределенного сейчас вычислительного ресурса. Некоторые суперкомпьютеры последних лет, входящие в топ 500, используют именно кластеры компьютеров с GPU. Последние несколько лет производители карт инвестировали в функции работы нейросетей на GPU и добились успехов. Сейчас эффективность нейросетей на GPU на порядок выше, чем на CPU.

Какие задачи могут быть выполнены на таких кластерах? Уже сейчас – многие. Расшифровка ДНК и задачи биоинформатики. Научные и метеорологические расчеты – то, чем сейчас заняты суперкомпьютеры. Обработка видеопотоков с уличных камер, устанавливаемых в мегаполисах тысячами. Разбор и смысловой анализ трафика у провайдеров, в т.ч. по требованиям законодательства. Рендеринг видео и видеоигры, геймерам не придется регулярно обновлять железо для новых игр. И, конечно, машинное обучение. Например, Google для составления карт плотности населения с разрешением 5 метров запускал нейросети одновременно на тысячах серверах, чтобы обработать 14 млрд спутниковых снимков объемом 350 терабайт.

Тезис седьмой. Кластеры майнеров будут использованы для извлечения знаний из данных о деятельности, накопленных в самих блокчейнах.

Кто может создавать решения для сбора майнеров в вычислительные кластеры? Те, кто сейчас работают с майнерами, оптимизируют и облегчают майнинг, делают софт для майнинга, организуют пулы майнеров или сервисы облачного майнинга. Ждем от них новостей и новых ICO!

Итого, дамы и господа, мы можем с уверенность заявить: Майнинг умрет. Да здравствует Майнинг!

Авторы:

Аникин Юрий, к.т.н., лектор Новосибирского государственного университета, руководитель исследовательской группы по методам обработки данных из открытых источников и блокчейн-технологиям, сооснователь Новосибирского форсайт-клуба.

Чулков Стас, директор и сооснователь проекта. Опыт управления цифровыми и информационными сетями с 2001 года. Основатель и руководитель ЦВТ с 2009. Внедрение и применение широкомасштабных информационных сетей в государственных и финансовых компаниях. Разработка собственных информационных сетей. Выпускник НГУ.

Семисынов Александр, технический и маркетинговый директор, сооснователь. Уникальный опыт развития стартапов по новым технологиям (TermoMet). Исполнитель множества государственных заказов на строительство (ГипроНииГаз).

Скрибунов Илья, финансовый директор, сооснователь, магистр делового администрирования. Свыше 10 лет изучал биофизику живых систем в НГУ и Институте биофизики в Красноярске. Индустриальный и социальный консалтинг.

Голанцев Александр, два высших психологических образования (АлтГУ, МИГИП); криптоэнтузиаст и предприниматель. Основатель digital-маркетингового агентства Miranit, специализирующегося на продвижении проектов, выходящих на ICO.

Попов Владимир, адвайзор, специалист по юридическим вопросам в области IT и блокчейн, автор исследований по вопросам ICO, блокчейн и криптовалют. Специализируется на оценке проектов. Обеспечил поддержку для более 20 проектов вышедших на ICO. По просьбе основателей провел оценку экономики токена.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда