{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Скучающая обезьяна» за $2,7 млн, кредиты под крипту и бум GameFi. Какие события определили крипторынок-2022

Каждый криптогод в отрасли происходят события, которые ее меняют. А вот летом наступает затишье, появляется время оглянуться назад и посмотреть, что привело рынок к текущему состоянию.

С этого обзора я и хочу начать свой блог. Как председатель блокчейн-ассоциации и директор по коммуникациям крупнейшего в СНГ криптообменника Whitebird, я часто езжу по миру и объясняю, на что и почему бизнесу нужно направить внимание в области блокчейна и криптовалют.

Весной 2022 я выступал на блокчейн-форуме «Цифровая грамотность 3.0» в Кыргызстане, где рассказывал о ключевых событиях 2021, которые объясняют тренды 2022. Это выступление я переработал в новый текст.

Итак, вернемся в 2021 год. Он стал переопределяющим для блокчейн-индустрии. Если хайп 2017 года был сформирован розничными инвесторами, то хайп 2021 года – игроками гораздо более серьезными, а именно корпоративными и институциональными инвесторами, такими как Galaxy Digital Holdings, Grayscale Investments, MicroStrategy, Tesla, Goldman Sachs, Fidelity Investments и др. Венчурные инвесторы вложили в блокчейн-экосистему свыше $32 млрд.

Биткоин и Ethereum в 2021 обновили исторические максимумы, $69 000 и $4868 соответственно. Общая капитализация рынка на 10 ноября 2021 превышала $3 трлн.

Gainers 2021 года. Данные: Messari.

Но самое главное – блокчейн-технологии стали более понятны не погруженным пользователям, в том числе благодаря развитию NFT.

Технология NFT оказалась перспективна, а сам цифровой сертификат – нет

NFT стало словом 2021 года по версии словаря Collins English Dictionary. NFT существует не первый год, но до недавнего момента отсутствовал ряд факторов, позволяющих получить ей финансовый эффект, который был достигнут в 2021 году. Это и приход в цифровую сферу известных брендов, и популяризация NFT среди пользователей.

Популярность NFT сейчас огромна – пользователи скупают электронные сертификаты таких брендов, как Coca-Cola, Gucci, Nike и Adidas. Более того, NFT уже используют известные аукционные дома традиционного искусства Christie's и Sotheby's. Отдельно продаются коллекции уникальных цифровых сертификатов, наиболее популярными среди которых являются CryptoPunks, Bored Ape Yacht Club (BAYC) и Art Blocks. Они буквально взорвали индустрию невзаимозаменяемых токенов в 2021 году – объем сделок в этой нише превысил $22 млрд.

Эти скучающие обезьяны ― одна из самых дорогих NFT-коллекций. Слабо отдать $2,7 млн за токен? Источник: cryptopotato.com

Использование NFT сняло искусственные барьеры между креаторами и массовым потребителем. Каждый получил возможность предложить свое творчество аудитории во всем мире. Да, возникают споры на тему «качества» креаторов. Но сам факт того, что миллионы людей получили возможность творить и продавать свое творчество другим – сродни взрыву атомной бомбы на устоявшемся рынке искусства.

На росте популярности NFT надулось большое количество пузырей, возросло мошенничество. Но, наверное, по-другому и быть не могло. Такое интенсивное технологическое развитие невозможно без вливания больших средств и вовлечения огромных масс людей. Людьми движет жадность, желание быстро и без усилий заработать. Несмотря на предупреждения экспертов инвестировать осознанно, многие бездумно вложили свои деньги и потеряли их. Но даже это играет на популяризацию криптовалюты и блокчейн-технологий.

Технология создания уникального цифрового сертификата еще до конца не оценена и, вероятно, будет развиваться в будущем путем интеграции, к примеру, с индустрией блокчейн-игр.

Сами по себе цифровые сертификаты, которые сегодня продаются за бешеные деньги, ― это мыльный пузырь. Это просто красивые картинки, пусть и созданные в единственном экземпляре, ведь они ничем не подкреплены. У виртуальных сумок, кроссовок, картин нет материальных аналогов. Точнее, они есть, но пользователь владеет не реальной вещью, а ее цифровым сертификатом, картинкой. Сейчас это очень модно, но у такой индустрии нет будущего.

Думаю, что со временем цифровые сертификаты все же будут подкрепляться реальными вещами, которые можно использовать по прямому назначению. Это то, к чему должна прийти индустрия NFT.

Суд за NFT чужих сумок

Самым громким блокчейн-скандалом года я бы назвал историю о том, как компания Hermès подала в суд на художника Мэйсона Ротшильда. Он продавал цифровые сумки MetaBirkin в формате NFT. Стоимость MetaBirkin варьировалась от $13 до 800 тысяч, при том что цены на оригинальные сумки бренда Birkin находятся в диапазоне от $12 до 500 тысяч.

Источник: news.artnet.com

По словам художника, его деятельность защищена первой поправкой к Конституции США, гарантирующей свободу слова, а MetaBirkins являются лишь «игривой абстракцией существующей достопримечательности модной культуры». Hermès в ответ на это назвали Ротшильда «цифровым спекулянтом, стремящимся быстро разбогатеть».

Провал стоимостью в $3 млн

С NFT связан крупный финансовый провал, который обошелся одному из его участников почти в $3 млн. NFT, содержащий первый твит основателя Twitter Джека Дорси, за год подешевел приблизительно в 400 раз. Он был продан в виде NFT-токена за $2,9 млн. 22 марта 2021 года. Покупателем стал генеральный директор компании Bridge Oracle Сина Эстави, который является исполнительным директором блокчейн-компании Bridge Oracle.

Тот самый твит

В апреле 2022 года Эстави объявил, что твит выставлен на продажу на OpenSea. Бизнесмен планировал выручить за него не менее $50 млн. и даже пообещал, что половину суммы пожертвует на благотворительность. Аукцион закрылся с финальной ценой в $6 849. Было сделано всего семь ставок, некоторые из них варьировались от 0.0019 ETH до 0.09 ETH ($6-277).

Два бурлящих рынка слились в один GameFi

В 2021 получила толчок к развитию индустрия GameFi — это блокчейн-игр, внутри которых используются NFT, DeFi и других элементы в рамках концепции Play-to-Earn (играй и зарабатывай).

Причина в том, что на gamedev рынке уже давно жесточайшая конкуренция. Метавселенные и NFT дали возможность создать новую нишу, в которую сразу пошло большое количество разработчиков. Для них это возможность предложить рынку новые продукты и отвоевать значительную долю игроков, привлечь к новую аудиторию из мира крипто, получить дополнительную монетизацию игры за счет токенов.

А теперь представьте: бурлящий и растущий геймдев рынок + бурлящий и растущий крипто рынок. Это сочетание точно привлекает внимание, а наличие успешных кейсов подогревает интерес.

Впрочем, пока у геймдев-команд не хватает компетенций в крипте, а у криптопроектов ― в геймдеве. Отсюда и такое количество провальных кейсов. Решив эти проблемы (а они будут решены!), у рынка появится потенциал к росту.

Банки активнее вступают в игру

На что еще стоит обратить внимание, так это на приход в крипту традиционных финансовых институтов. Банки явно поняли, что в вопросе входа на крипторынок важна скорость и экспертиза, поэтому устанавливают партнерства или инвестируют в криптостартапы. За примером не стоит далеко ходить ― наш криптообменник является партнером крупнейшего в стране банка Беларусбанк, а также платежной системы VISA.

Соглашения с банками, например, подписала и известная американская криптовалютная платформа Bakkt. Она же продвигает в США идею выпуска криптовалютных карт. Одними из первых доступ к операциям с биткоином и эфириумом получили клиенты American Bank. Они могут не только покупать и продавать, но и хранить крипту, выполняя все операции с использованием денег на банковском счете. В скором времени американские банки будут эмитировать криптовалютный «пластик» с партнерстве с Mastercard.

Трансграничное перемещение ― уникальное свойство криптовалюты

Думаю, что потенциал цифровых денег еще не реализован. Возможность трансграничного перемещения ценностей является уникальным свойством криптовалюты, которое пользователи из России, Беларуси, Украины оценили как раз в этом году. Криптовалюта позволяет решить эту проблему благодаря имеющимся моделям передачи ценностей, дает возможность сохранить людям накопления, а компаниям – рабочие места.

По данным исследования платформы криптоплатежей Triple A на 2021 год, криптовалютой владеет примерно 3,9% населения планеты – это очень маленькая цифра. Сейчас я бы оценил этот показатель ближе к 5%.

Следующий шаг – популяризация криптовалюты среди юридических лиц. Думаю, мы еще многого не знаем о том, как будет использоваться криптовалюта в действующем правовом поле. Об этом буду дальше рассуждать в этом блоге.

0
4 комментария
Aleksei Korolenko

Василий, отличный материал! Но вот как цифру в 5% криптопользователей получил, расскажи подробней, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Кулеш
Автор

Всё просто. Я оттолкнулся от данных TripleA и добавил к ней актуальные данные по приросту пользователей крупнейших игроков с поправкой на сам понимаешь какие факторы). Цифры прироста можешь загуглить и прикинуть свою цифру.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Б.

Ок, события осмыслили) а когда можно будет прогнозы на эту криптозиму почитать?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Кулеш
Автор

Прогнозы – дело неблагодарное) Но я подумаю над предложением)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда