Стоит ли тратить время на разработку индивидуальной упаковки косметики?
Упаковки говорят с нами повсюду. С каждой полки они рассказывают о полезных свойствах продукта, пытаются впечатлить креативным дизайном, цепляют логотипами и слоганами. Как привлечь внимание покупателя среди такого многообразия? И какую роль в продажах на самом деле играет дизайн?
Многие бренды пренебрегают важностью упаковки, решая не тратить время и деньги на поиск индивидуальных решений. Создавая WEME, мы придерживались другой стратегии. Сначала просто прокачивали насмотренность, изучая упаковки на полках бьюти-магазинов. Затем интересные примеры мы разбивали по ценовому диапазону, чтобы определить актуальные тренды в масс-маркете, субпремиуме и премиуме. На это ушло более 3-х месяцев, но только так мы пришли к подкрепленному фактами выводу: качественный индивидуальный #дизайн — это не только про эстетику, но еще и про #маржинальность .
В этой статье проанализируем влияние дизайна на продажи, поделимся важными цифрами и собственным опытом – от идеи до реализации.
Почему важно создать индивидуальный дизайн?
1. Выбор товара по упаковке. По данным Google, 77% пользователей получают нужную информацию при знакомстве с товаром в магазине. Исследователи называют этот процесс нулевым моментом истины. Соответственно первичным стимулом для покупки является как раз эмпирический опыт: слуховой, обонятельный, осязательный и главное — визуальный.
Именно он создает первое впечатление, а потому является наиболее популярным, доступным и понятным способом коммуникации с потребителем. В составляющие визуального канала входят логотип, фирменные цвета и стиль. Они должны не только привлекать внимание, но и откладываться на подкорке, всплывать в памяти при любом упоминании бренда.
Например, при упоминании Nike, Apple или Яндекс у вас наверняка возникают ассоциации с их лого или хотя бы фирменным цветом.
2. Доверие и возврат покупателя. Маркетинговая компания Roistat утверждает, что 65% потребителей выбирают продукты от уже знакомого понравившегося бренда. Это еще раз говорит о том, как важно завладеть вниманием при первом касании.
3. Индивидуальность во всем. При разработке уникального дизайна важно уделять внимание деталям: шрифт, тона, текст, плашки — все должно говорить о вас. Грамотно расположенная информация, четкое понимание ЦА и описание результата, который она получит с вашим продуктом, — все это тоже про дизайн.
— Судя по показателям продаж компании, обращение к покупателям по имени и призыв поделиться с кем-то Coca-Cola возродили интерес к напитку и помогли поднять объем продаж в долларах на 2,5% за летний период. Объем проданных напитков вырос за это же время на 0,4% после 11 лет постоянного падения, — рассказывает об итогах акции газета «Коммерсант».
4. Не только про технологии, но и про психологию. Красивый макет — лишь начало сложного и дорогого процесса под названием качественный дизайн. А с учетом активного роста ecom-рынка, чтобы продать сегодня, нужно не только произвести первое впечатление, но и закрепить лояльность потребителя, увеличив вероятность его возврата. Сделать это можно тактильным тачем. Но особенный, приятный на ощупь материал упаковки требует дополнительных затрат, к которым бренд может быть не готов.
5. Экологичная упаковка. Хоть некоторые бренды и прикрываются этой темой ради собственной выгоды, эко-повестка является не просто модным трендом, а важным шагом навстречу будущему. Компании становятся все более «зелеными», пропагандируя осознанное потребление и вовлекая в него людей, государство поощряет, оказывает поддержку и выделяет финансы на эко-инициативы.
6. Другие важные детали. Вовлеченность и лояльность потребителя увеличивают с помощью разных рекламных уловок на упаковке: QR-кодов, полезной информации, милых открыток, фасовки в индивидуальные пеналы, мини-подарков к покупке и так далее. Все это — плюс в карму (и в продажи) бренда. Но сам бренд, точнее его создатели, должны быть готовы к тому, что такие дополнения увеличивают себестоимость продукции. И без хорошей модели и МРЦ лучше не уходить во все тяжкие, растрачивая бюджет на фантазии.
С чего начинается индивидуальный дизайн?
Создание индивидуального дизайна — долгий путь. Чтобы его пройти, нужно сперва прислушаться к себе и ответить: чего вы хотите? Доверить разработку агентствам, которые под ключ сделают и дизайн, и брендбук, и айдентику, или взять дизайнера, а то и нескольких в штат? Что бы вы ни выбрали, процесс займет от 1 до 3-х месяцев. Иногда больше.
К моменту, когда актуализировался вопрос о дизайне WEME, мы уже успели посотрудничать с модными агентствами. Правда, по другим бизнес-направлениям, но ценник у них стартовал от 500.000 рублей. Поэтому мы решили искать дизайнера в штат. И ушло на это полгода.
За 6 месяцев мы поработали тремя дизайнерами. Первый сделал красиво, но это оказался мем «Ожидание/Реальность». Картинка в брендбуке, будучи перенесенной на тару, выглядела совершенно иначе, итог очень отличался от наших представлений. Мы получили опыт, сделали выводы и продолжили поиски. Второй тач с дизайнером не сложился вовсе: после двух безуспешных итераций и правок мы перестали мучать и его, и себя, решив на этом попрощаться. Ситуация с третьим была аналогичной второму сотрудничеству, разве что нас попытались разубедить в собственной правоте. Мимо.
Важно отметить, что к началу тачей с дизайнерами мы имели насмотренность и предоставляли максимальное количество референсов и брифов.
Главные скилы дизайнера, на наш субъективный взгляд, — это не умение копипастить элементы из интернета и даже не выдерживать композицию (хотя и это очень важно), а его опыт, знания тенденций, талантливая реализация идей и аргументированная презентация своего визуала.
А еще мы убедились: для сохранения и развития фирменного стиля бренда нужен штатный сотрудник. С каждой новой задачей его не нужно заново обучать и погружать в тонкости бренда или надеяться, что он изучит брендбук и сам все поймет. Поэтому, советуем идти по такому же пути.
Тара как неотъемлемая часть дизайна
Мы стартовали с небольшой матрицы товаров: 4 продукта для ухода за кожей тела. Кстати, в этом году мы разрабатываем 30 новых средств (30, Карл!). И для каждого постарались выбрать качественную тару. Трогали, нажимали и сомневались.
Мечтали о такой (экологичной и красивой), но минимальный заказ в 10.000 единиц на один вид тары оказался не по карману. Поэтому мечты отложили на будущее и решили действовать исходя из предложений рынка. Спойлер: упаковка все равно получилась красивой и даже экологичной, потому что нашу тару легко можно сдать на переработку. Верим, что в 2024 году получится запустить эко-тару, так как это очень важно для нашей команды.
Так почему тара и дизайн в одной лодке? Во-первых, напоминаем о нашем первом опыте с дизайнером, когда на макете одно, а на таре — совсем другое. Во-вторых, первое, что сделала Катя, — вместе с нами выбрала и утвердила тару, и только после этого начали отрисовку и примерку этикеток. Это единственное верный способ не прогадать, очень советуем придерживаться такой же схемы!
Логотип — тихий посол бренда
Лого не всегда имеет логомарк и прямую связь с типом продукта или его УТП. Например, символом увлажняющего крема необязательно должна быть капля воды. Мы поняли это на своем опыте, когда ни один из предложенных логотипов с мухой (напоминаем, WEME — первая в России косметика с энтожиром) нас не впечатлил. Нам очень хотелось, чтобы логотип состоял из слов и логомарка, однако такой вариант просто не ложился на визуалы. Чтобы определиться, мы провели более 10 опросов, но они еще больше сбили с толку. Времени не оставалось, тянуть было нельзя, и мы выбрали шрифтовой логотип с несколькими вариантами написания: короткий, полный, формат иконки.
Дизайн упаковки — это задача для всей команды
Дизайнер создает, команда дает обратную связь, делясь мнением и советами, юрист корректирует этикетку по букве закона, технолог описывает состав, свойства и результат применения продукта, копирайтер задает tov, проверяя каждую букву. Его роль в создании этикетки не менее значима.
Именно копирайтер создает текст, который может зацепить потребителя. На текущих этикетках мы реализовали необычные фразы, которые между собой прозвали «ми-ми-ми». Например, на баттере для тела WEME написано: «Этому баттеру не нужен милый текст, чтобы быть классным. Для этого у него есть мерцающий эффект». Для следующих партий идею пока отложили, так как внесли корректировки в свое понимание ЦА и определили, что такой формат коммуникации ей не подходит. НО! Это вовсе не значит, что идея заброшена, мы уже вовсю генерим для вас новые фразы.
«У мира невероятная палитра!»
Цвета привлекают внимание, создают ассоциации с брендом, формируют его имидж. Влияние цвета на выбор покупателя можно недооценивать (но нельзя!).
В мире бьюти существуют свои цветовые законы: зеленый неразрывно связан с эко, черный и серый — с мужским уходом, белый — с аптечными средствами. А производители разделились на два лагеря: одни придерживаются классической палитры, другие экспериментируют.
Сначала мы обратились к трем основным тенденциям на рынке: крафт, ч/б, цвет. Ч/б и крафт мы отвергли сразу: хоть они и получились удачными, но могли легко потеряться на полке, не давая раскрыться индивидуальности. Так что победил цвет.
Как проходил подбор палитры?
От дизайна в Фигме к реализации в жизни
Дизайн упаковки отличается от digital-дизайна и в техническом плане. Не только тем, что при создании макета нужно рассчитать размеры тары и этикеток вплоть до миллиметра, но и особенностями цветопередачи и оборудования типографии. Иначе результат может вас сильно расстроить. Избежать больших проблем и лишних трат на перепечатку партий этикеток помогут только цветопробы.
Нас к этой мысли привел собственный непростой опыт. На упаковке WEME есть элементы с необычным тиснением. Желаемого эффекта мы добивались около 2-х месяцев. В первой типографии сложная палитра сыграла с нами злую шутку: печать передала цвета грязными и темными (а вот тиснение удалось на славу). В остальных — катастрофа. Мы отправили запросы в 10-12 типографий, часть из них посетили лично, обсуждали нюансы, рассматривали примеры печати по нашим пожеланиям. Заказали 6 образцов в разных типографиях, но везде получили «просто этикетки». Так что если бы не цветопробы, мы потеряли бы дизайн, к которому шли больше 6 месяцев.
Этот путь стоил того. У нас получились уникальные этикетки, и за 3 месяца продаж мы много раз слышали положительные отзывы о них. В 2024 году часть продуктов будет помещена в индивидуальные тубы без этикеток, поэтому реализовать прежнее тиснение станет невозможно. Но на части товаров оно все-таки сохранится, чему безмерно рады!
Выводы
- Индивидуальный дизайн в наше время — сам по себе сильное УТП. Не жалейте на него времени и финансов, но всегда отталкивайтесь от своей ЦА и грамотно составляйте юнит-экономику продуктов.
- Закон Вселенной: если вы не уникальны визуально и не имеете УТП (у нас оно сложное — энтожир, поэтому мы не остановились только на нем и потрудились над визуалом), вам придется кратно увеличивать расходы на маркетинг. В 2023-24 годах конкуренция в России в категории «Красота» растет быстрее, чем наши личинки (а они за 2 недели вырастают в 15.000 раз, читайте здесь)
- Дизайн — это не только про цвет и картинку. Не допускайте юридических и текстовых ошибок на таре/этикетках.
- Старайтесь в каждой детали передать философию бренда и отношение к потребителю. Для продаж играют роль даже банальности и мелочи.
- Не бойтесь подглядывать у других для вдохновения и собственных крутых идей.
- Цветопроба может стать настоящим спасением, чтобы затестить внешний вид этикетки, не жалейте на нее внутренних ресурсов. Это 100% окупится!
Прекрасный текст. Особое уважение за юриста, который корректирует по букве закона. Приходиться сталкиваться с судебными делами, когда дизайнеры шрифт использовали без разрешения, логотип и фирменный стиль оказывались похожими на конкурента, элементы дизайна были сворованы с запатентованных промышленных образцов и т.д.
Анна, спасибо! Да, полностью с вами согласны, поэтому решили поделиться своим опытом, чтобы помочь другим избежать проблем