От напыщенной роскоши до строго минимализма
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ АР-ДЕКО В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ
В процессе работы над визуальной стилистикой для крупного бьюти-ритейлера в прошлом году дизайнерам 2SHARP пришлось глубоко окунуться в изучение стиля ар-деко. Креативный директор брендингового отдела агентства Антон Бондаренко поделился своими наблюдениями и выводами.
Отличительные черты ар-деко
Стиль ар-деко (Art Deco) появился в 20-е годы XX века в Париже, но оказал влияние на архитектуру, живопись, скульптуру, графику, а также декоративное искусство всей Европы.
Ар-деко характеризуют следующие элементы:
1. Формы:
- сильное использование геометрических фигур, особенно треугольников,
- жёсткие края и прямоугольные формы,- большие площади неиспользуемого пространства.
2. Цвета:
- яркие цветовые палитры с одним или двумя насыщенными оттенками, - золото.
3. Образы:
- стилизованные цветы,
- стилизованные изображения, кажущиеся менее реалистичными, но всё-таки художественные,
- роскошь и шик.
4. Типографика:
- шрифтовые гарнитуры с толстыми штрихами или сильным орнаментом (дополнительные штрихи, а не растяжки),
- герметичная, плоская, без засечек.
5. Узоры:
- чёткие линии, часто с толстыми штрихами и даже зигзагами,
- мозаичные,
- шевронные узоры (со сдвинутыми выступами),
- этника и животные паттерны.
Практики ар-деко использовали параллельные линии и сужающиеся формы, которые предполагают симметрию и обтекаемость. При всей своей яркости и напыщенности, ар-деко – стиль более чем столетней давности, берущий начало в минимализме, модернизме и модерне. Однако, в отличие от авангардного искусства, ар-деко не побуждал людей видеть красоту в нетрадиционных изображениях и формах.
Ар-деко – удивительный визуальный стиль, который может быть очень разным в зависимости от задачи, которую он решает: воздушным и изящным, с одной стороны; «кричащим» и тяжеловесным – с другой; величественным, царственным и минималистичным, современным. Стиль-хамелеон.
Почему ар-деко так прижился в дизайне?
Вспомним, что большая часть дизайна постеров и плакатов уходит корнями в рекламу, которая призвана привлекать внимание потребителя. По этой причине многие из элементов ар-деко были предназначены для работы на контрасте друг с другом.
На пике своей популярности, в 1920–30-е гг., ар-деко был стилем массового производства и присутствовал в дизайне всех рекламных носителей: от автопрома и архитектуры до фасонов одежды и журнальной вёрстки.
Причина, по которой дизайн ар-деко так хорошо работал в 1920-х годах и продолжает оставаться важным инструментом для графических дизайнеров сегодня, заключается в том, что это чисто эстетический стиль. Ар-деко не отягощён сложной идеологией. Есть характерный и узнаваемый вид, но нет жёстких правил, которым нужно следовать. Это работает для всех и с чем угодно.
Современный графический дизайн в стиле ар-деко – это переосмысленное культурное наследие, своеобразный олдскульный шарм и нотка ностальгии. Так как это достаточно смелый и богато украшенный стиль, то решиться на масштабный проект могут позволить себе немногие бренды.
Сегодня брендинг в стиле ар-деко выглядит роскошно и изысканно. Неслучайны и отрасли, для которых дизайнеры работают в этом стиле: HoReCa, кондитерка и алкогольные напитки, индустрия beauty & health. Все про утончённость и гедонизм.
Кейсы
Канадское агентство Arithmetic представило современный пример динамичного дизайна упаковки швейцарского премиального шоколада Chez Christophe. Проект получился сдержанным за счёт цветов и минималистичным за счёт форм. Из ар-деко дизайнеры использовали геометрические фигуры (преимущественно треугольники), повторяющиеся линии, золотое тиснение.
Треугольники не буквально, но точно передают главный символ Швейцарии — силуэт альпийских гор.
Meghan Cook разработала дизайн для марки вина Circa 33 под впечатлением от духа 1930-х годов и атмосферы «Великого Гэтсби»! Гедонистическое восприятие жизни, наслаждение моментом, лёгкость и ветерок в голове — все эти тонкие настроения дизайнер передала в изящной этикетке с параллельными линиями, геометрическими фигурами и золотым тиснением.
Несмотря на европейские корни ар-деко, этот стиль с успехом перерабатывается и филиппинскими дизайнерами. Агентство Maricae Legazpi разработало дизайн упаковки для местного бренда мыла и свечей ручной работы — Laya.
В итоге получилась брутальная упаковка с налётом винтажной классики, минималистичным логотипом летящей птицы, образованным заглавной буквой L и вдохновлённым ар-деко. В паттерне дизайнеры использовали контраст тёмно-серого и медного.
The Cruise Room — старейший постоянно действующий бар Денвера (США, штат Колорадо). Бар, залитый красным светом и сверкающий хромированной отделкой, по праву считается жемчужиной ар-деко. Дизайнеры The Made Shop восприняли редизайн легендарного заведения как «реставрацию» и подошли к проекту очень осторожно.
Меню представляет собой сделанную на заказ книгу в обложке из штампованного алюминия. На страницах внутри меню, проштампованных золотой фольгой, представлены основные блюда. Это меню получило множество наград за дизайн, но главная радость дизайнеров в том, что гости бара частенько забирают его с собой как сувенир.
Резюмируем
Отличительные черты ар-деко — жёсткая геометрия, симметрия, контраст, сочные цвета, золото, леопардовые принты и стилизованные паттерны с цветами.
Для «ар-декошных» шрифтов характерны толстые штрихи, чередующиеся заливки, плоскостность, заглавные буквы и отсутствие засечек и курсива.
Ар-деко — разноплановый стиль. Его легко можно адаптировать под задачи, которые он решает: воздушный и изящный с одной стороны, «кричащий» и тяжеловесный — с другой. Величественный, царственный, минималистичный, современный.
В силу своей изящности стиль ар-деко рекомендуется использовать в дизайне для таких индустрий, как красота и здоровье, ресторанный бизнес, алкогольные напитки и кондитерские изделия.
Комментарий недоступен
Это красиво и приятно глазу
то-что в 30-х рисовали это ар-деко
позже паттерны и геометрия
Как структурно рассказали — круто, спасибо! За кейсы отдельное спасибо) Всегда интересно видеть примеры того, как раскрывают дизайнеры старые стили в современных проектах))
лол) сами себя не похвалите - никто не похвалит
Комментарий удален модератором
" для крупного бьюти-ритейлера в прошлом году дизайнерам 2SHARP пришлось глубоко окунуться в изучение стиля ар-деко."
Так и где кейс непосредственно самих 2SHARP ? с кириллицей особенно интересно посмотреть. работы мировых агентств можно и самому найти. статья вода водой