Бутылка для соевого соуса Kikkoman за 60 лет стала символом удобства: каким принципам следовал её дизайнер Кендзи Экуан Статьи редакции
Тара с красной крышкой уже стала музейным экспонатом, но японская компания Kikkoman до сих пор использует её и продала больше 400 млн таких бутылочек.
«Создатель вещей»: кто такой Кендзи Экуан
В 1945 году, в 16 лет, будущий дизайнер окончил военно-морскую академию. Возвращаясь домой, в Хиросиму, он из окна поезда увидел разрушенный город. Его младшая сестра погибла из-за бомбардировки, а отец, буддийский монах, умер от лучевой болезни. Позже монахом ненадолго станет и сам Экуан.
«Лицом к лицу с небытием, я почувствовал огромную ностальгию по человеческой культуре. Мне нужно было что, что можно потрогать, на что посмотреть. Тогда я решил стать создателем вещей», — вспоминал Экуан.
В 1950 году Экуан поступил в Токийский университет искусств, где основал с другими студентами «Группу Коике» (GK). Она получила название в честь профессора университета Иватаро Коике, который преподавал основы проектирования и помогал студентам в работе.
Группе удалось поработать с несколькими известными компаниями. Yamaha заказала у них дизайн пианино, и они сняли чёрную отделку и оставили натуральное дерево.
Популярный японский производитель велосипедов Maruishi заказал у них раму велосипеда, подходящую для женщин. По словам Экуана, тогда в группе было не очень много сотрудников, но уже появились известность и репутация.
Группа также активно участвовала в конкурсах и занимала призовые места. В 1957 году сообщество переросло в дизайн-студию GK Design, и Экуан руководил ей до конца жизни.
Символ новой Японии
Крупный японский производитель соевого соуса Kikkoman до октября 1955 года продавал соевый соус в больших бочонках, а затем перешел на литровые бутылки. Ими было удобнее пользоваться дома.
Однако покупатели просили компанию сделать упаковку ещё меньше и удобнее, чтобы её легко можно было разместить на столе. Компания устроила конкурс, в нём выиграл Экуан (ему было меньше 30 лет).
В одном из интервью дизайнер рассказывал, что, работая, он вспоминал, как его мать поднимала большую бочку с соевым соусом во время готовки. Ему хотелось упростить эту задачу.
Дизайнер потратил на поиск идеальной формы для бутылочки соуса больше трёх лет — и создал около ста прототипов, прежде чем нашёл идеальное решение. Возможно, Экуан придумал финальную форму во время медитации, пишет The Times.
Бутылочка с широким дном и узким горлом закрывается ярким красным колпачком-дозатором, он позволяет выливать соус точно. Благодаря прозрачному стеклу можно оценить, сколько соуса осталось. Сам тёмный соус контрастирует с яркой красной крышкой, это добавляет визуальной глубины.
Бутылочка стала бестселлером в Японии сразу же после появления в 1961 году, а затем и во всем мире. А Экуан — первым японским дизайнером-знаменитостью, отмечает Independent.
30 марта 2018 года форму бутылочки (без надписей) зарегистрировали в Японии в качестве торговой марки. Кроме Японии, форма бутылочки зарегистрирована в России, США, Украине, Норвегии, Австралии и ЕС. Средняя цена знаменитой бутылочки — около $10 за границей и около 300 рублей в России.
Как бутылочка повлияла на продажи и стала предметом искусства
Одной из причин популярности новой бутылочки стало удачно выбранное время для её вывода на рынок — именно в эти годы американцы заинтересовались иностранной кухней.
К моменту смерти Экуана в 2015 году Kikkoman продала более 400 млн таких бутылочек, они превратились в один из узнаваемых символов японской кухни.
В 2003 году Экуан получил престижную премию Lucky Strike Design Award за дизайн бутылочки. Также она выставляется в качестве постоянного экспоната в Центре дизайна Северного Рейна в Германии и в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
По словам старшего куратора архитектуры и дизайна в Музее современного искусства в Нью-Йорке Паолы Антонелли (она знала Экуана лично), музей не просто так экспонирует бутылочку. «Она находится в коллекции, потому что работает идеально. Это красивый, разумный и чрезвычайно изящный дизайн, одновременно древний и крайне современный», — объясняла она в интервью NPR.
По её словам, у Экуана не было формального стиля, что и делало его выдающимся дизайнером: «Каждый предмет, который он создавал, он делал с нуля. Таким образом, бутылочка соевого соуса Kikkoman настолько индивидуальна, что это больше, чем стиль. У лучших дизайнеров нет стиля».
Антонелли однажды поинтересовалась у Экуана, почему японцы часто обращаются к западным дизайнерам и архитекторам, несмотря на то, что у них есть много древних традиций в визуальном искусстве.
Экуан ответил: смысл в том, чтобы копировать, понимать, черпать вдохновение для развития собственного языка. «Он говорил мне, что мы только готовимся к тому, чтобы захватить мир. И действительно, так и случилось», — заключила Антонелли.
Не только бутылочка: что ещё создал Экуан и его компания
Кендзи Экуан работал над дизайном транспорта:
А также проектировал жилье и мебель:
В музеях выставлялись не только бутылочка, но и другие работы Экуана и GK Design.
Принципы Экуана и GK Design
- «Промышленный дизайн — это то, что ты делаешь для других».
- «У всего есть душа. Создание предмета — это наделение его собственной душой».
- «Само слово и понятие экодизайна для 20 века — одно из важнейших. Эко — значит не только экологический, но и экономический».
- Дизайн нужно разрабатывать так, чтобы использовать половину ресурсов, которые требовались прежде. «Еда должна быть такой же вкусной, но ее должно требоваться вполовину меньше. Одежда должна оставаться удобной, но на нее нужно тратить вдвое меньше материалов. Дома должны быть простыми и экономичными, но жить в них должно быть удобно».
- «Дизайн всегда создает отношения между человеком и вещами, которые делают лучше нашу жизнь и будущее».
В феврале 2015 года Кендзи Экуан умер в Токио из-за болезни сердца. Ему было 85 лет.
Вот наша новая инновационная бутылка, присаживаетесь поудобнее
Смех смехом, а я всегда, когда видел эту бутылку и держал в руках, восхищался размером, формой и удобством. Много раз говорил это друзьям и знакомым, что она идеальна. И тут читаю про неё. Прихуел малеха :)
а вы не Дмитриевич часом?
ахахаха
Комментарий удален модератором
Символ удобства? это когда ты её наклоняешь, а он, не льется, ты начинаешь его трясти, забрызгивая все вокруг. Окей.
Вы путаете с какой-то другой бутылочкой для соевого соуса. В крышке Киккомана 2 дырочки - через одну льётся соус, через другую проходит воздух. Получается, что соус льётся равномерно
Тут тебе Ольга Орлова объяснила, что ты не прав. Возможно, конечно, ты и прав, хрен его знает, но что-то мне подсказывает, что баба с фиолетовыми волосами разбирается в соевом соусе лучше
Руки норм?
Ну не знаю... Уже лет 10 -15 (а может и больше) им только пользуюсь, ни разу такого не случалось.
Николай, если вам не повезло с одной бутылочкой по той или иной ситуации, это не значит что вещь не практична и не удобна. В статье автор раскрыл историю, за что Огромное спасибо)
Сразу видно — большевик.
Надо просто её иногда мыть. Или пользоваться чаще, чем раз в год, тогда соус не засохнет.
Это очень типичная статья про соус Киккоман, много букв и полное отсутствие понимания сабжекта.
Главное достоинство и главное дизайнерское решение в этом соусе не в форме бутылки, а в крышке, которая позволяет равномерно наливать соус без брызг и капель. Такой же принцип как и в качественных чайниках, вот тут отличный ролик про это https://www.reddit.com/r/Damnthatsinteresting/comments/ijud15/checking_the_quality_of_handmade_chinese_teapots/
Ну да, вам виднее.
А признание формы бутылки чуть ли не произведением искусства - это для лОхов. Нормальные пасаны признают только крышку
Фулл абсенс андестендинга сабжекта
про типичную - рил в точку, тк про крышку, что она тоже его рук дело, только из этого коммента узнал 😕 спс!
у лучших дизайнеров нет стиля
Эмм
Эти две цитаты отлично иллюстрируют, как всё в дизайне на самом деле обстоит.
Тоже считал удобной, пока не опрокинул случайно эту бутылочку в холодильнике. С крышечкой все же удобнее.
Вроде против часовой.
Даже ни чего не хочу слышать. Бутылка очень удобная и сколько вариантов видел, к данной бутылки претензий не имею.(это моё мнение) Автору спасибо за историю.
Комментарий недоступен
с зеленой крышкой - малосольный
Отличная статья!👏🏻
Сам по себе их соус даёт кислоту в маринаде, для курицы приходится с терияки смешивать, а для говядины больше кетчупа и лука добавлять в обжарку.
Корейские лучше по вкусу, имхо.
А бутылка да, норм, только в массмаркете все равно редко встретишь. Только в Metro / Виктории.
Это редкий соус на нашем рынке (если брать «классический», а не «легкий»), который не содержит сахара. А вы к нему привыкли, поэтому терияки и хочется добавить.
Kikkoman-овский соус не фонтан, но бутылочкой пользуемся потом для уже нормально купленных в канистрах..
В любом перекрестке и карусели продают
Терияки это и есть маринад для обжарки на основе соевого соуса.
Вы не пробовали читать инструкции?
Я когда первый раз воспользовался этой бутылочкой то почему-то подумал что одну из дырочек надо закрывать пальцем, что я и сделал. Возможно, что не я один. Вопросы как там с санитарией.
прально.
пока верхняя дырка закрыта, из нижней не льется.
удобно целиться, и можно точно отмерять
В названии прослеживается KKK
бутылка изящная но в такой фасовке покупать оч дорого, если конечно часто используешь соус. а он имхо самый вкусный. даже если суши заказываю, комплектный сразу в помойку, там как водой разбавили. литровка на озоне стоит 500 рублей, и тоже неплохо сделана
Водой и разбавляют. Только не тот соус, к которому мы привыкли, а концентрат соуса.
https://youtu.be/8rztEWED4sc
вот чего не хватает этой бутылке - так это маленькой прозрачной полоски, что бы было видно сколько осталось соуса в таре -_____-
Вся бутылочка прозрачная, ты о чем?
Очень полезная статья,читал и удивлялся
А так сам пользуюсь этим соевым соусом и скажу что бутылка действительно удобная и придраться не к чему
сколько же мусора создали эти 400 млн бутылок ;(
они стеклянные и перерабатываются
У меня одна. После того, как купил эту, дальше использую её, а соус покупаю в литровых.
И так уже больше 20 лет.
Еще одно доказательство того, что за любой кажущейся простой стоит огромная проделанная работа!
Удобно разливать водку с такой бутылки.
Там 150 мл, что тут разливать?
Прикольно, мне очень нравится.
Неплохо так, больше 3х лет работать над идеей бутылки это достаточно много)
Выбирать соус по бутылке? Ну нет
Почему этот символ удобства оставляет соевые пятна на моем столе?)
Может быть, стоит отказаться от аперитива?