{"id":13812,"url":"\/distributions\/13812\/click?bit=1&hash=7aad8372ebaeed8b9f0411b6538b74104d083797cee812ade3ece5f97be0c878","title":"\u0427\u0435\u043a-\u043b\u0438\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430: \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b \u043b\u0438 \u0432\u0430\u043c API?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f6c199c9-f72d-52bc-a539-75fc9e2f6f21","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Одной достаточно?» Сколько дизайн-концепций сайта сделать, чтобы решить задачу клиента

На старте работы над сайтом клиенты приходят с запросом: «Сделайте нам три-четыре варианта на выбор». Однако из опыта Digital-агентства «Атвинта» одной концепции будет достаточно в большинстве случаев.

В статье расскажем, почему одной достаточно и в каких ситуациях лучше сделать больше вариантов.

Обычно мы делаем только один максимально проработанный вариант концепции. Дорабатываем и развиваем его, когда переходим к проектированию и разработке дизайна внутренних страниц сайта.

Об этом договариваемся на этапе переговоров: сейчас предлагаем только одно решение, а если предложенная идея совсем не подойдет, будем подбирать другие варианты.

Однако после защиты первой концепции новых вариантов делать не приходится. Рассказываем, почему так получается.

Почему клиенту важно увидеть несколько вариантов дизайна

Ситуация: компания обращается в агентство за редизайном или разработкой сайта с нуля. Одним из первых этапов в работе будет создание дизайн-концепции. На этом этапе дизайнеры проработают визуальную идею под бизнес-задачу клиента. А клиент сверит свое видение проекта с командой агентства и опробует сотрудничество на небольшом отрезке работы.

Клиент еще не знает подхода агентства и команды, поэтому просит несколько вариантов концепции, чтобы оценить работу и иметь возможность выбрать.

За этим желанием обычно скрываются рациональные доводы, которые сводятся к трем типичным пунктам:

  • Недоверие агентству: «А правильно ли агентство понимает мою задачу?».
  • Желание контролировать результат: «Я отвечаю перед руководством за конечный результат, поэтому хочу влиять на его».
  • Клиент хочет получить результат в бизнес-терминах, и пока не понимает, как дизайн поможет в этом: «Хочу выбрать дизайн, который будет лучше работать на конверсию сайта».

Из этих аргументов очевидно: клиенту важно не количество концепций, а понимание, что агентство действительно решит его задачу.

Несколько концепций на старте дают ощущение уверенности, что задача будет решена так, как нужно клиенту. Однако это ощущение обманчиво.

Почему подход «нескольких концепций» плохо решает задачу

Вероятно, идея о нескольких концепциях пришла в веб-дизайн из логомейкерства. В этой сфере обычная практика — предоставить клиенту несколько вариантов.

Но тут важно понимать разницу между дизайном логотипа и дизайном интерфейса.

Логотип — это один элемент, за которым скрывается одна метафора. Интерфейс — это несколько визуальных идей и интерактивные взаимодействия, которые связаны в единую систему. Полноценная проработка такого комплекса дизайнерских решений для сайта потребует гораздо больше времени, чем нескольких метафор для логотипа.

Отсюда идет дилемма: за одно и то же время можно сделать несколько набросков сайта или одну детально проработанную концепцию.

И дальше будет один из сценариев:

  • Дизайнер сначала уделит внимание концепции, которая хорошо решает задачу заказчика, а потом добавит пару вариантов для ассортимента. То есть покажет клиенту заведомо провальные идеи.
  • Дизайнер сделает несколько одинаково проработанных набросков, но упростит в них задачу. Например, не станет учитывать какие-то важные пользовательские сценарии или сегменты аудитории.

В обоих случаях клиент будет выбирать из потенциально «неполноценных» вариантов. Это может привести к тому что, у компании будет визуально красивый сайт, но работать на бизнес-показатели он не будет. Ведь клиент не обязан досконально разбираться в дизайнерских решениях и может выбрать не самый эффективный вариант. А дизайнер переложит ответственность за результат на клиента: ведь именно он сделал финальный выбор.

Так не пойдет.

Хорошая концепция — это решение конкретной задачи

Клиент обращается за решением задачи. Работа агентства и дизайнеров состоит в том, чтобы досконально разобраться, подобрать лучшее решение и затем обосновать, почему оно лучшее. Тогда концепция будет подходить именно этому клиенту, решать именно его задачу и отражать имидж именно этой компании.

Для разработки одной хорошей концепции придется погрузиться в потребности заказчика и пользователей сайта, исследовать бизнес-процессы, разобраться в пользовательских сценариях, болях, желаниях и страхах аудитории.

Так, когда делали концепцию редизайна для американской CRM-системы, мы сначала взяли демо-доступы, протестировали основные пользовательские сценарии и нашли узкие места в UX. И уже на фундаменте из этой информации построили концепцию.

Например, обнаружили так называемые Zero Data Screens. Это когда пользователь попадает на пустой экран без информации, но с интерфейсным текстом: «Сначала выберите клиента» или «Выберите период». Такие экраны тратят время пользователей и невероятно раздражают. Лучше сразу выдать нужную информацию списком и разместить фильтры для уточнения запроса. На это сделали упор в концепции.

Половина успеха концепции — это презентация и работа с фидбэком клиента

У концепции есть всегда есть основное направление. Именно его нужно в первую очередь согласовать. Во время защиты клиенту демонстрируем:

  • насколько концепция индивидуальна и помогает отстроиться от конкурентов;
  • насколько она заточена под задачи компании, которые были озвучены во время брифинга;
  • насколько продуманы паттерны восприятия пользователей;
  • насколько сайт вписывается в имидж компании и отражает ценности;
  • команда готова получить замечания и доработать концепцию.

Эта часть работы пройдет успешно, если команда дизайнеров в агентстве действительно разобралась в пожеланиях и задаче клиента.

Пример — концепция сайта для детской больницы. В дизайне отстроились от сайтов схожей тематики через анимированные иллюстрации и минималистичную стилистику. В концепции учли пожелание по важным для больницы направлениям, которые они хотят продвигать. Разобрались в том, что важно для аудитории сайта, — родителей, — и вынесли эту информацию на первый экран.

Концепцию собрали в видео-презентацию для заказчика.

После презентации клиенту собираем обратную связь: что клиент думает о предложенных решениях. Это поможет развивать дизайн в верном направлении на всех остальных страницах сайта.

По каждому замечанию уточняем, что именно смущает или не нравится в предложенном решении. Если замечаний нет, узнаем, что привлекло внимание или заинтересовало больше всего.

Когда все-таки стоит делать несколько концепций

Подход с несколькими концепциями хорошо работает для американских и некоторых европейских заказчиков. Для них визуал и настроение — важная составляющая сайта. При этом для выбора концепции достаточно ключевых образов и набросков без детальной проработки сетки, навигации, взаимодействий.

Но на российском рынке такой подход сработает хуже: заказчику важнее сразу на стадии концепции увидеть всю картину целиком: как сайт будет работать, будет ли такое решение удобно для пользователей, насколько дизайн соответствует сфере бизнеса. Только визуальных фишек не достаточно.

Например, для российских производителей комплексов БПЛА «Кронштадт» на этапе концепции разработали интерфейс главной страницы: от сетки и текста до 3D-иконок. Концепцию оформили в моушн-презентацию, чтобы продемонстрировать основные взаимодействия элементов и анимации.

То есть клиент сразу видел, каким будет готовый продукт.

Несколько концепций на российском рынке актуально разрабатывать либо для промосайтов, либо корпоративных сайтов, где визуальная составляющая более важна, чем интерфейсные взаимодействия и UX.

В этом случае на уровне концепций продумываем не весь интерфейс, а только какие-то его фичи и особенности, которые задают настроение.

Так мы работали со студией разработки игр Friday’s Games. Для них мы делали несколько концепций, каждая — без детальной проработки только на уровне набросков и фишек. На одной упор был сделан на интерактивные иконки из их фирменного стиля, которые мы сделали в 3D. В другой сделали акцент на визуализации их офиса, в следующей — на персонажей их проектов и крупных шрифтах.

Такой подход был оправдан исходя из задачи: нужно было презентовать студию для потенциальных сотрудников. А для этого — выбрать образ, который команда проассоциирует с собой.

При этом с Friday's Games мы начали сотрудничество все равно с одной проработанной концепции. На первой концепции разобрались в пожеланиях заказчика, погрузились в тематику, изучили аудиторию, продумали структуру сайта и подачу информации. А на этапе нескольких набросков подобрали визуальный образ. При этом логику сайта сохранили и развили в дальнейшем.

Первая концепция:

Итоговый вариант:

Финалим

Сколько концепций делать — вопрос договоренностей с клиентом и конкретной задачи. Именно правильное понимание задачи и погружение в проблему поможет подобрать правильное решение.

  • Клиенту не важно количество концепций, ему важно, чтобы агентство сделало дизайн, подходящий под его запрос.
  • Продемонстрировать вариант решения можно одной концепцией, если правильно разобраться в задаче.
  • Мало нарисовать концепцию, ее нужно презентовать, услышать обратную связь и доработать детали.

В результате такого подхода клиент получит дизайнерское решение своей задачи и будет понимать, что вы эксперт и при этом полностью учитываете его мнение. Тогда дальнейшее сотрудничество по разработке сайта будет более доверительным, а процесс на этапе проектирования и дизайна — эффективным.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Anton Reut

Всегда нужно жестко ограничивать количество вариантов и не бояться что клиента не устроят все и клиент уйдет, иначе можно начать делать десятки вариантов и полностью истощить себя, в результате это будет пытка, а не работа.

Как аналогия - продавец на базаре никогда не переживает что покупатель подошел посмотрел товар и не купил, иначе никаких нервов не хватит торговать.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Согласны, бояться действительно смысла нет. 
Правда, аналогия "посмотрел и не купил"  не совсем про то. Клиент платит за концепцию, а значит он должен получить решение своей задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Аванс за дизайн обычно не возвращается, если отказ.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

То есть можно сделать "как-нибудь", а если не понравилось - "я дизайнер, я так вижу"? 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Именно так и делается, это риски заказчика и именно поэтому заказчик обычно очень внимательно выбирает студию или дизайнера. Или вы хотите бесплатно поработать? 

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Мы предпочитаем делать за деньги и хорошо. Эти понятия в нашем мире не противоречат друг другу.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Невозможно делать ВСЕГДА именно то что хочет клиент, у всех бывают промахи и неудачи, даже за деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Это же не значит, что с клиентом надо прощаться  в стиле "раз не нравится, деньги не вернем". Договариваемся на следующую итерацию, оцениваем  стоимость и делаем новое решение. В статье приводили такой пример с Friday's Games. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Хватит строить из себя непогрешимых добряков, у вас плохо получается.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Нихера, директор говорит, что мы зайки 🐰

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Такие? Передавайте Хью привет.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

😇 ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

"раз не нравится, деньги не вернем" - это оговорено в договоре, алё! Вы точно агентство? Вы точно делаете реальные проекты? 

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Такой подход - это стратегия проиграл-выиграл. Да, формально всё так, но если клиент адекватный, мы будем искать компромисс. В нашем подходе концепция делается на основе аналитики, а это сильно снижает возможность ошибки. Остаётся только вкусовщина, а она легко поддаётся обоснованию через цифры. Поэтому в 95 процентах случаев это одна концепция.

А с неадекватными клиентами не работаем, ну ладно 1 из 100 бывает, когда проще вернуть деньги. И да, именно вернуть, потому что нейтральный клиент всегда лучше негативного. Деньги за концепцию не отбивают ущерб репутации.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kirill Smogarev

Пфф:) Я как заказчик говорю, если нас не останавливать, то мы как заказчики сами будем страдать от сроков и тд А студия в статейке явно продукт плейсментом занимается. Пс:Я лучше с одинокой свяжусь, чем со студией.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Ну да, большая студия это большая бюрократия обычно и бестолковые встречи.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Горбаров

Плейсментом хорошего дизайна в статью?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Smogarev

Что?)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Горбаров

Что что?)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Smogarev

Где там крутой дизайн?)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Горбаров

В конкурсах разных )

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Smogarev

Конкретно в статье #говнодизайн. Судя по тому что представлено у них "дизайнер из журнала", но не из веба. Не увидел я там применения аналитики или примитивного custdev в решениях.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Горбаров

Восхитительно ) а как вы наличие касдева определяете не зная задач с которыми клиент пришел и не проведя касдев сами?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Smogarev

Вы короче у них инхаус работаете?)

Ответить
Развернуть ветку
Arkadiy Grebennikov

Я думал уже все знают, что у агентств почасовая ставка. Три варианта так три варианта, ценник х3, и, о чудо, клиенту не нужно 3 варианта.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

За одни и те же 40-50 часов на концепцию можно сделать один вариант, основанный на аналитике, с детальной проработкой. Или сделать за то же время несколько менее набросков концепции. Если упор в продукте на креативную идею, а UX  особо нет, то второй вариант может оказаться эффективнее.

Ответить
Развернуть ветку
Пестрый шмель

Какие вы ребята молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Да ладно?

Ответить
Развернуть ветку
Roustem Fa

Делаете один вариант, клиент говорит, что не нравится, тогда исправляете то, что ему не нравится. И продолжаете работать, слушать, что хочет клиент. Несколько вариантов..., ну так могут наверное только начинающие веб-студии работать, на мой имховый взгляд.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Улучшать до бесконечности?

Ответить
Развернуть ветку
Roustem Fa

Ну скажем если вы решили поменять шрифт с Тахома на Вердана, то понятно, что вы по этому пункту пришли к общему мнению и к нему не надо возвращаться. За редким исключением.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шитов

Нужно иметь в виду Заказчик живет в рамках сжатых сроков и бюджета. А выбирает он Агентство исходя из опыта, качества работ, как будто у него и времени и денег дофига.
Исходя из моего опыта советую до заключения договора согласится на 3 варианта мокапа (если клиент просит).

‼️Сделать 3 скетча главной страницы без максимальной детализации (показать колористику, пики, разную айдентику, шрифты).
Клиент выберет общую концепцию и успокоится.
Ведь он наш Король 👑 )
Далее и клиенту и дизайнерам проще. Снята напряженность, Когда Есть направление куда копать.

У меня это срабатывало.

Ну Если после этой стадии просят доработать 3 варианта и снова показать. То клиент мёртв, чем жив.
Всем здоровья! 💪

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Хм, у вас меркетолога уволили?)

Думаю после того, как клиент побывал на вашем сайте, его догонит реклама конкурентов, где 10 вариантов, 100 вариантов или там до полной сатисфакции.

Ответить
Развернуть ветку
Пестрый шмель

Интересно было бы узнать, защищаете ли как-то варианты разработки от дальнейшего несанкционированного использования?

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Пусть конкуренты и страдают.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 35 комментариев
null