Почему бизнесу выгодно разрабатывать сервисы, доступные для людей с особенными потребностями
Существует стереотип, что люди с инвалидностью — малочисленная и неплатежеспособная аудитория. Поэтому может показаться, что доступность продукта (accessibility) — не приоритетная задача для разработчиков цифровых продуктов и сервисов. Однако это не так.
С порталом для старшего поколения «Баба-Деда» и Tiburon Research мы провели исследование цифрового поведения людей с особенными потребностями и выяснили, почему бизнесу выгодно разрабатывать доступные онлайн-сервисы.
Мы выдвинули такие гипотезы:
- занятость людей с инвалидностью зависит от их цифрового поведения;
- цифровое поведение людей с инвалидностью и старшего поколения не отличается от поведения остальных. Если это так, то бизнес должен быть в равной мере заинтересован в этой аудитории.
Для того, чтобы проверить наши предположения, мы провели интервью, опросы и обработали более 480 анкет, которые заполнили люди с инвалидностью и люди пенсионного возраста. Всего — 295 женщин и 192 мужчины, от 18 до 83 лет. Исследование проводилось с 20 мая по 10 июля 2020 года, в период самоизоляции.
Более 350 респондентов указали, что ежедневно применяют ассистивные технологии для работы с ПК и мобильными устройствами: увеличители текста, скринридеры (программы экранного доступа), брайлевские дисплеи, джойстики, выносные кнопки, роллеры, субтитры. (Важно, что ассистивные технологии работают с основными версиями сайтов и приложений и не требуют разработки специальных версий).
В отношении респондентов 60+, в том числе использующих ассистивные технологии, мы получили цифры, очень близкие к официальной статистике — работает 31%, не работает 69%.
По данным Федеральной службы государственной статистики, занятость среди людей с инвалидностью трудоспособного возраста (18–59 лет) составляет 18,7%. Среди участников нашего опроса занятость респондентов трудоспособного возраста оказалась в 3 раза выше — 62%.
Такая разница объясняется тем, что в исследовании приняли участие люди с сенсорной и двигательной инвалидностью, и не участвовали люди с нарушениями функций кровообращения, дыхания, пищеварения и другими нарушениями, которые рассматривает официальная статистика. Кроме того, в отличие от официальной статистики исследование AIC учитывало все виды занятости — и постоянную работу, и временную, и не официальный заработок. И наконец, в отличие от официальной статистики, в исследование AIC вошли респонденты, обладающие по крайней мере базовыми навыками работы с ПК и мобильными девайсами.
Полученные в ходе исследования показатели занятости свидетельствуют о явной корреляции: чем больше человек диджитализирован (пользуется ПК и мобильными технологиями, использует онлайн-сервисы для бытовых и профессиональных потребностей, знает и использует ассистивные технологии), тем больше у него возможностей найти работу и даже в условиях пандемии оставаться включенным в трудовую деятельность.
Мы также изучили сервисы, которыми пользуются наши респонденты.
Из графика видно, что цифровое поведение людей с инвалидностью и старшего возраста не отличается от цифрового поведения всех остальных пользователей интернета.
К примеру, трудоустроенные люди в период самоизоляции заказывали онлайн в основном готовую еду, а нетрудоустроенные — доставку из магазинов, в частности, из «Перекрестка».
Однако диджитализация людей с особенными потребностями говорит лишь об их вовлеченности в онлайн, стремлении зарабатывать и состояться в выбранной профессии, а не о доступности самих онлайн-сервисов для реализации этих потребностей.
Большинство онлайн-сервисов все еще остаются недоступными. Мы выделили ТОП-3 критичных интерфейсных проблем, на которые стоит обратить внимание разработчикам онлайн-сервисов.
ТОП-3 ключевых проблем недоступности онлайн-сервисов
- Сложная навигация
Например, незрячие люди воспринимают интерфейс на слух, и если навигация по сайту запутанная, то пользователю приходится либо запоминать все ходы по памяти, либо уходить с сайта.
- Маленький размер шрифта / неконтрастный шрифт
Например, жёлтые буквы на белом фоне воспринимать сложно даже людям с обычным зрением. А вот жёлтый на чёрном фоне — очень хорошее сочетание. Оно широко используется в аэропортах для легкого считывания на удаленном расстоянии.
- Некорректно с точки зрения доступности написанный код
Если разработчики не прописали в коде сайта слова «получить выписку» или «заказать продукты», то незрячий человек, используя скринридер, услышит только слово «кнопка», и не поймёт, для чего она.
Поэтому основная рекомендация состоит в том, чтобы закладывать доступность на этапе разработки продукта.
Запрос на доступность у бизнеса постепенно появляется.
Компаниям не стоит закрывать глаза на важные изменения в диджитал-среде: обеспечивая доступность сегодня, бизнес получит лояльную платежеспособную аудиторию завтра.
хотите создать действительно что-то нужное ?
создайте сервис по трудоустройству таких людей.
а не называйте их "я могу их подоить/платежеспособная публика".
научитесь давать, а не брать.
это тоже выгодно. гораздо выгоднее гнилого маркетинга "втюхай ненужное барахло".
И кстати, сервис будет востребован.
Но надо сказать, что люди с ограниченными возможностями - не значит, что они неполноценные, и их надо непременно обнять и плакать. Поверьте, этого в их жизни полно, и от голода умереть у них шансов куда меньше, чем у нас с вами. Не надо их жалеть, надо помогать им быть конкурентными. Среди них много вполне отличных профессионалов в разных областях, знаю программиста - аутиста, управленца с ДЦП, глухих художников. Но вот продуктов, с которыми им было бы удобно работать, мало, и им приходится труднее.
ну и вот скажите, почему так работает - специалисты со стажем, впритык не понимают того, что им бегло скажет мимо проходящий комментатор.
вместо того чтобы самого человека сделать ценностью, с большим профитом,
они извлекают ценность из него, впаривая коммерческие пустышки, с малым профитом
Вы что конкретно хотите сказать, я не пойму никак?
я уже сказал, в людях с особенностями видят коммерческую возможность чето впаритть.
это тупо и аморально