В Калифорнии запретили использовать тёмные паттерны — изменения интерфейса, чтобы сыграть на невнимательности Статьи редакции
Например, использование одних элементов дизайна, чтобы отвлечь от других, условия мелким шрифтом и другие трюки.
С 15 марта The California Consumer Privacy Act (Закон Калифорнии о защите прав потребителей) запрещает компаниям использовать тёмные паттерны, сообщает Insider.
Калифорния — первый штат, запретивший темные паттерны. У компаний будет 30 дней, чтобы изменить пользовательский интерфейс своего сайта. Нарушителям будет грозить штраф.
Тёмные паттерны — это манипуляции поведением с помощью интерфейса сайта. Термин придумал UX-специалист Гарри Бригнулль (Harry Brignull), который коллекционирует и описывает типы паттернов.
Среди трюков, которые он перечисляет:
- Отсутствие возможности сравнить цены.
- Информация мелким шрифтом.
- Использование одних элементов дизайна, чтобы отвлечь от других.
- Лёгкое оформление платной подписки и сложная её отмена.
- Списание денег без уведомления после окончания бесплатного периода.
- Заранее добавленные товары в корзине в интернет-магазине.
- Изменение стоимости покупки на последнем этапе оформления товара.
Примером тёмного паттерна Бригнулль считает надписи вроде «я ужасный человек» на кнопке отказа от предложения.
Точный список паттернов в калифорнийском законе не указан. Исследование 2019 года, проведённое учеными из Принстонского и Чикагского университетов, показало, что примерно 11% интернет-магазинов использует тёмные паттерны.
Но используют их не только магазины: например, в 2018 году TechCrunch сообщил, что мошенники с помощью тёмных паттернов заставляли пользователей iPhone купить приложения и оформить платные подписки.
Исследование Норвежского совета потребителей за 2018 год показало, что Facebook и Google используют темные паттерны для выманивания у пользователей конфиденциальных данных.
Некоторые идеи бредовые. Например если у меня в магазине последний пункт оформления заказа это выбор способа доставки и естественно сумма меняется то как с этим быть?
по идее, пользователь должен быть предупрежден, что заплатит и за доставку — обычно цены на неё и указание видны до начала оформления или как только начнёшь оформлять. а вот когда уже оформил и тебе говорят: а тут ещё надо доставку оплатить и налоги, это грустно