{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

В Калифорнии запретили использовать тёмные паттерны — изменения интерфейса, чтобы сыграть на невнимательности Статьи редакции

Например, использование одних элементов дизайна, чтобы отвлечь от других, условия мелким шрифтом и другие трюки.

С 15 марта The California Consumer Privacy Act (Закон Калифорнии о защите прав потребителей) запрещает компаниям использовать тёмные паттерны, сообщает Insider.

Калифорния — первый штат, запретивший темные паттерны. У компаний будет 30 дней, чтобы изменить пользовательский интерфейс своего сайта. Нарушителям будет грозить штраф.

Тёмные паттерны — это манипуляции поведением с помощью интерфейса сайта. Термин придумал UX-специалист Гарри Бригнулль (Harry Brignull), который коллекционирует и описывает типы паттернов.

Среди трюков, которые он перечисляет:

  • Отсутствие возможности сравнить цены.
  • Информация мелким шрифтом.
  • Использование одних элементов дизайна, чтобы отвлечь от других.
  • Лёгкое оформление платной подписки и сложная её отмена.
  • Списание денег без уведомления после окончания бесплатного периода.
  • Заранее добавленные товары в корзине в интернет-магазине.
  • Изменение стоимости покупки на последнем этапе оформления товара.

Примером тёмного паттерна Бригнулль считает надписи вроде «я ужасный человек» на кнопке отказа от предложения.

Точный список паттернов в калифорнийском законе не указан. Исследование 2019 года, проведённое учеными из Принстонского и Чикагского университетов, показало, что примерно 11% интернет-магазинов использует тёмные паттерны.

Но используют их не только магазины: например, в 2018 году TechCrunch сообщил, что мошенники с помощью тёмных паттернов заставляли пользователей iPhone купить приложения и оформить платные подписки.

Исследование Норвежского совета потребителей за 2018 год показало, что Facebook и Google используют темные паттерны для выманивания у пользователей конфиденциальных данных.

0
112 комментариев
Написать комментарий...
Anton Reut

Некоторые идеи бредовые. Например если у меня в магазине последний пункт оформления заказа это выбор способа доставки и естественно сумма меняется то как с этим быть?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бердников

Видимо, там речь идет не об изменении общей цены, в следствии обращения за доп. услугами к покупке самого товара, таких как доставка, а об изменении цены самого товара.

Это как сесть в такси за 133₽ по тарифу, а по приезду в точку назначения спишется 965₽ и +35₽ еще за багаж, которого у тебя нет.

Хороший пример кстати, со списанием оплаты за такси 2-3 чеками, и повышения цены на 8-10% из-за чека на провоз багажа, хотя багажа не было, только девушка. В Uber грешат этим.

Ну либо девушку считают за багаж, что для них тоже не лучшее решение 😄

Получается Калифорния бы их паттернула по-черному, в такой ситуации 🤔

Ответить
Развернуть ветку
109 комментариев
Раскрывать всегда