{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Девять подсказок, как сделать отчёт об исследовании, который захочется прочесть

Как часто бывает, что вы провели юзабилити-тестирование, а результаты «пылятся» на компьютерах коллег, потому что прочесть отчет это отдельная работа? Как часто вы сами смотрите отчеты об исследовании и по три-четыре раза перечитываете одно и то же предложение в надежде понять его смысл?

Отчет о юзабилити исследовании должен быть юзабельным.

Рольф Молик

Фраза, которую я прочла в презентации Рольфа Молика лет 10 назад и держу ее в голове при подготовке почти любого отчета об исследовании.

Коллеги не раз отмечали, что мои отчеты приятно и интересно читать. Я и сама кайфую, когда преподношу информацию удобно и понятно. Я работаю над позиции CX lead в корпоративном сегменте Райффайзенбанка, и для нас лучший результат исследования — это задача в бэклоге. Но есть случаи, когда все-таки необходимо готовить презентации исследований для передачи знаний командам. И вот тогда я расчехляю свои девять принципов по написанию юзабельного отчета об исследовании.

1. Шрифт взять у дизайнеров.

Шрифт задает стиль всей презентации, так как в отчетах об исследованиях много текста. Если он некрасивый, то желания читать ваш отчет будет мало. А если ваша цель — донести знания, то вам просто необходимо сделать так, чтобы ваш отчёт хотелось читать. Поэтому я никогда не использую дефолтные шрифты. Первым делом иду к дизайнерам и беру у них самый модный шрифт, принятый в организации. Если ничего нет, то Helvetica всегда выручает.

2. Не более 3 размеров шрифта.

Кажется, что это вообще не важно. Но нет. Если вы определите для себя, что важная информация представлена 48 кеглем, обычный текст — 14, а подзаголовки — где-то 20, то эту иерархию заметит и читатель. Его когнитивная нагрузка будет ниже при чтении отчета, ведь всю работу по приоритизации контента вы уже проделали и отразили в размере шрифта.

3. Цветовая гамма не более 3 цветов.

Так как для текста использую почти чёрный, а для фона — почти всегда белый, то акцентный цвет остаётся один. Беру его обычно из брендбука, но если его нет, то пипеткой с логотипа. Часто бывают диаграммы, где требуется больше цветов, тогда самые крупные сектора я крашу в акцентный и почти черный, а сектора меньше окрашиваю в полупрозрачные черный и акцентный. Другой вариант — взять дополнительные цвета тоже из бренд бука или дизайн-системы.

4. Использовать как минимум две колонки для текстовых слайдов.

По умолчанию в презентациях ориентация страницы горизонтальная. В этой ориентации длина строки очень большая, и людям сложно читать настолько длинные строки. Чтобы упростить чтение, я использую как минимум две колонки для размещения текста

Макет слайда

5. Ставить подзаголовки к блокам текста.

Это существенно упрощает сканирование текста и задаёт структуру. Сразу понятно, что заголовок включает в себя подзаголовки. Если читателю захочется, то можно углубиться в детали подзаголовка

Макет слайда
Пример слайда

6. Использовать слайды с сайдбаром.

Зачастую в результатах исследования нужно показать крупно диаграмму или скриншот и дать пояснение. Мне стало удобно придумать себе систему для таких слайдов. А именно располагать сайдбар справа и вписывать туда дополнительную информацию. Такая колонка привлекает внимание, требует краткости а значит вы проделаете работу по выделению главного для читателя.

Макет слайда
Пример слайда

7. Важные данные выносить из диаграмм в сайдбар.

Часто в диаграмме слишком много данных, и диаграммы нужны для внимательного анализа, слушатели или читатели презентаций вряд ли их будут глубоко анализировать. Ваша обязанность — помочь и упростить этот анализ. Для меня отлично работает сайдбар. Там я могу вынести ключевые цифры и написать о них подробности. Важно не переборщить с ними и не делать дубль диаграммы. Иногда в сайдбаре я даю другой взгляд, если в диаграммы в процентах, то в сайдбар могу написать сколько это в абсолютных значениях.

Макет слайда
Пример слайда

8. Прерывать монотонный ритм слайдов.

Я люблю добавлять слайды, которые нарушают ритм презентации. На них я располагаю важные замечания, особые находки и выводы. Нарушая ритм, я привлекаю больше внимания к информации на слайде.

9. Ставить гиперссылки на места в документе.

Этот принцип особенно помогает при оформлении executive summary, где важно представить выводы и дать ссылки на детали. Важно не забывать ставить обратные ссылки с деталей на executive summary.

Эти принципы позволят вашим презентациям выглядеть опрятно. Ваши читатели захотят их изучать.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Ilya Sidyakin

Дизайн начинается со структуры, а не со шрифтов. Хотя, конечно, визуальные компоненты не менее важны.

Я бы по теме крайне рекомендовал книгу Барбары Минто "Принцип Пирамиды".
Барбара была одним из первых женщин-партнеров McKinsey. И она умела феноменально расписывать документы так, что они легко читались. Книга, собственно, о том, как именно она это делала

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Miller

Статья от лица у которого уже есть контент.  Поэтому в первую очередь она полезна тем как конвертировать контент в визуал.  В данном случае начинается всё всё-таки со шрифта ритма сеток и типографики.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

не могу согласиться. Все равно сначала нужно понять, как ты будешь структурировать контент, чтобы он был понятным и воспринимался

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

Отчет об удобстве использования должен быть удобным в использовании.

Но вообще терминологию предметной области задает тот, кто создает знания в предметной области. И пока что это не Россия.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

Отчет об удобстве использования должен быть удобным в использовании.

Но вообще терминологию предметной области задает тот, кто создает знания в предметной области. И пока что это не Россия.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
sergey kosmo

Каждый по своему прав, и в целом и частично, а самое главное, - ни о чем!)
В общем как и мой коммент))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда