Тренд на дизайн интерфейсов обошел Wildberries стороной. Сравниваю ЛК продавцов на WB, Ozon и «Яндекс.Маркет»
Привет! Меня зовут Ярослав. Я будущий редактор интерфейсов. Этим летом мои родители решили продавать свой товар на маркетплейсах. Регистрировал компанию я на всех трех маркетплейсах, которые популярны в России.
Мне не понравились некоторые этапы регистрации и личные кабинеты, поэтому я решил разобрать интерфейсы маркетплейсов, подсветить слабые места и предложить свои решения.
Создание профиля. Чем легче, тем лучше
Любой интерфейс снижает конверсию, а терять пользователя при первом же контакте — отстой. Поэтому формы для регистрации эволюционировали.
Wildberries сделал самую быструю и простую форму для создания профиля. Нужен телефон и код из СМС.
Остальные пошли по пути «электронная почта + пароль». Ozon принимает любую почту, кроме ***@***.CO и ***@***.SU. А вот Яндекс.Маркет — только почту на домене Яндекса. Для входа используется профиль от почты, поэтому форма не предлагает установить пароль.
Предлагаю в формах у Ozon и Яндекс.Маркета оставить только запрос электронной почты. Имя и фамилию в любом случае придется заполнять позднее. Вместо пароля лучше отправить на электронку код или ссылку для входа.
Для пользователя вход по телефону + СМС удобнее, но вариант с электронной почтой лучше для маркетплейса. На почту можно отправлять инструкции, которые помогут пользователям зарегистрироваться и подключить магазин. В СМС такая информация не влезет, поэтому поле с почтой оставляем.
Регистрация и заполнение полей
Сразу после создания профиля все три сервиса предлагают указать форму организации и другие данные о продавце.
Wildberries просит заполнить только два поля: название поставщика и ИНН, по которому подтягивает остальные данные. Это здорово, ведь если работу может сделать компьютер, то ее не должен делать человек.
Ozon и Яндекс.Маркет автозаполнение на этом этапе не сделали, зато добавили лишние поля, которые ни на что не влияют.
Например, если выбрать категорию «автозапчасти», то все равно можно торговать телефонами. А если указать «ассортимент» меньше 500 позиций, то все равно можно загрузить больше 500 артикулов. Все эти данные маркетплейсы получают автоматически из карточек товаров, поэтому для интерфейса такие поля не нужны.
Выбор между DBS, FBS и FBY на Яндекс.Маркете нормально обоснован, а вот запрос кучи данных сейчас — нет. Предлагаю убрать лишнее и добавить автозаполнение:
Как начать продавать, Wildberries, подскажешь?
У меня есть ИП, поэтому автозаполнение по ИНН сработало. Дальше я нажал «Зарегистрироваться». Справа сверху появился поп-ап, мол, все отлично. Но больше ничего не происходит. Жму F5.
Личный кабинет обновился. Слева появилось много разделов, но никаких акцентов нет. Куда идти дальше — неясно. Ищу инструкцию.
Раздел «Инструкции» есть. Но первая же инструкция рассказывает, «как сделать свое первое видео». Как начать продавать товары, непонятно. Это ужасно.
Как начать продавать — показывают Ozon и Яндекс.Маркет
Ozon перестарался с желанием помочь. После входа в ЛК появляется поп-ап, слева — пошаговая инструкция, справа — обучение, справа сверху — восклицательный знак, который зовет нас проверить, что там. Акцентов очень много. Это нарушает закон Хика: чем больше у пользователя выбора, тем сложнее ему выбрать.
Лучшим решением будет оставить только пошаговую инструкцию. Внутрь шагов вставить подсказки и ссылки на базу знаний. Так сделал Яндекс.Маркет.
Заполнение данных для заключения договора
У всех маркетплейсов сейчас рваная форма для сбора данных. Часть данных вносится на этапе регистрации. Часть — на этапе заключения договора. Часть на одном экране, часть на другом. Это плохо. Собирать данные пользователя нужно в одной форме, а регистрацию — упрощать.
Чтобы сделать регистрацию проще, нужно добавить интерфейсные подсказки. Они помогают пользователям проходить через форму самостоятельно и делать меньше ошибок. Это снижает нагрузку на техническую поддержку: саппорт тратит меньше времени на ошибки в заполнении форм и быстрее отвечает на важные вопросы. Пользователи довольны, что их вопросы оперативно решаются. Все переплетено.
По гайдам на ютубе я увидел, что на WB нужно зайти в настройки и заполнить юр. адрес своего бизнеса и банковские реквизиты для получения платежей. То есть часть данных в одной форме, часть — в другой, но все это — подключение магазина. Пользователь не должен искать по всему сайту, где и что делать.
У Ozon точно та же беда, что у WB. До того, как он показал инструкцию, мы уже заполняли какие-то поля. А теперь вот опять. Это такой же отстой, как покупать еду в трех магазинах: тут яйца с молоком, там каши, здесь вода… Правда, покупая в разных магазинах, вы можете сэкономить деньги или получить товары выше качеством, а если будете заполнять поля на разных страницах сайта — просто потратите время.
Яндекс.Маркет показывает, что длинная форма работает.
В этой гигантской форме Яндекс.Маркет заполнит часть данных сам. Если указать ОГРН, то ИНН и КПП заполнятся автоматически. Для примера нашел ОГРН реального магазина в гугле (и замазал данные).
Проверка ошибок в заполнении данных
Если пользователь ошибется в реквизитах, то потом не сможет получать деньги. Это обращения в саппорт по телефону и в чате. А если вопрос с поддержкой не решится, то это гарантированный негатив в соцсетях.
Давайте посмотрим, как проверяют Ozon и Яндекс.Маркет заполнение полей. WB не рассматриваем. Будем считать, что я не добрался до второго этапа из-за их непонятного интерфейса.
Ozon не проверяет корректность заполненных полей. По крайней мере, в режиме реального времени. Я указал БИК, которого не существует. А в расчетном счете вместо 20 символов написал всего — 8. Ozon это устраивает.
Яндекс.Маркет добавил онлайн-проверку заполненных полей там, где возможно. Я указал неверные данные, которые устроили Ozon, но Маркет распознал ошибки и сообщил об этом: БИК не существует, а номер счета указан не полностью.
Делать UX/UI нужно как Яндекс.Маркет или хотя бы Ozon. А как WB — не нужно.
Wildberries напоминает мне Чичикова с его мертвыми душами. Легкая форма регистрации, простое заполнение полей вначале, а потом — тупик. То есть на бумаге продавец есть, а на деле он ничего не продает. Сомнительное решение для компании, которая зарабатывает на проценте с продаж.
Яндекс.Маркет и Ozon скорее похожи на Сэма Гэмджи из Властелина Колец. Они во что бы то ни стало стараются довести продавца до цели — первой продажи. Маркет справляется получше. Он использует автозаполнение и проверку корректности полей в реальном времени.
На Ozon этих фич нет, а значит, вероятность, что пользователь ошибется, выше. А чем больше ошибок, тем сильнее раздражение и больше работы для технической поддержки.
Моя статья — взгляд со стороны UX-редактора. И для UX действительно важна обратная связь. Поэтому если вы продаете на этих площадках, расскажите, как вам юзабилити. Где удобнее? Что круто? Что некруто? Вдруг меня возьмут интерфейсы для вас чинить =)
Не раскрыта тема мобильных интерфейсов. Не то чтобы там что то поменялось, но в целом интересен тоже взгляд
Как ни странно по мне ситуация совершенно обратная, если сравнивать WB и OZON. У озона приложение намного скуднее и самая грустная вещь - нет пуш уведомлений, когда клиенты задают вопросы. То есть надо тупо заходить и смотреть несколько раз в день. Конечно у WB работает приложение далеко не гладко, но функционал там большой, и лично мне удобнее некоторые операции делать в нем нежели в через сайт на десктопе. Да и остатки можно посмотреть в нем оперативно, не создавая отчёт как в десктопе.
Роман, здравствуйте! Я из Ozon Marketplace. Над приложением активно работаем и планируем постепенно добавлять больше возможностей) А что касается уведомлений из чатов с покупателями, то они есть – проверьте в настройках телефона, не отключены ли у вас пуши.
Виктория, сейчас проверил пуши включены и даже переустановил приложение. У коллеги (сидим под одним аккаунтом) так же не приходят. Ситуация ещё более интересная - как клиенты зашли в клиентское приложение, зашли в свой товар, рядом с рейтингом - Вопросы, задали вопрос по товару. В веб-версии отображается этот вопрос в вопросах и ответах, в приложении его в чатах нет вообще.
Речь идёт про приложение на iPhone. Пуши никогда не приходили, даже когда поддержка отвечает.
Роман, здравствуйте! Если говорить именно о вопросах и ответах, то для них нет отдельных уведомлений даже в веб-версии. Раздел создали для общения потенциальных покупателей с реальными, поэтому вопросы предназначаются, прежде всего, им. Но, разумеется, и вы на них можете отвечать.
Я же писала о чатах с покупателями – для них уведомления есть, как и для ответов поддержки. Попрошу коллег проверить, почему в вашем случае это не так. Ещё вернусь)
Спасибо. Согласитесь будет логично, чтобы вопросы от покупателей так же приходили бы в виде пушей, как это реализовано в ВБ. Если клиент оперативно не получил ответ на свой вопрос, то скорее всего он уйдет. Получается нужно сидеть и обновлять постоянно страницу с вопросами.
Роман, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а сколько всего сотрудников используют ваш аккаунт?
Использую я один, у коллеги аккаунт оформлен как другой в "сотрудниках". Сегодня как ни странно, стали приходить уведомления. Все же огромная просьба - добавить в приложение в единую систему уведомлений - вопросы от покупателей из раздела "вопросы и ответы" на сайте.
Добрый день, Роман! Рады, что стали получать уведомления :)
Если соберемся добавить отдельные оповещения для раздела «Вопросы и ответы» — обязательно расскажем.