{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему вы не сможете стать дизайнером

Довольно много людей и компаний активно спекулируют мыслью, что любой человек способен стать кем-то, кем он ранее не был. «Нужно лишь захотеть, перестать быть прошлым собой и стать новой лучшей версией себя» (типа Тони Роббинс). В течении многих месяцев общения с коллегами из разных компаний (зеленых, красных и прочих), нам совместно удалось сформулировать основные тезисы, почему в дизайне так вот не получится. И получится ли где-либо ещё?

Купи курс? Ну купи, а?

Быть, а не казаться

Начнём с очевидного. Дизайнер — это в первую очередь человек. В первую очередь это член социума, гражданин, биологическое тело — и уже потом всё остальное. И вот это человеческое мы и перестали видеть в дизайнерах, пытаясь автоматически заменять личность — на функцию. И абстрактная функция, разумеется, может стать в одночасье и такой, и эдакой, вывернуться туда и обратно, нужно только поменять вводные.

В этом мире абстракций и начинает казаться, что купив месячный/годовой курс, или же набрав менторов, коучей и прочих воспитателей, можно модифицировать любого человека в дизайнера. Что можно научить системности, упорядочиванию, отсеканию всего лишнего и тяге к эстетике любого и каждого.

Давайте же системно исследуем эти убеждения и поймём, что же с этим не так. С одной стороны, чисто биологически человек обновляется целиком и полностью за гораздо более длительный срок, есть даже миф про полностью обновлённую версию себя через каждые 7 лет (ниже ссылка на более подробную статью про это)

Далее я часто спрашивал себя и своих коллег по цеху:

В какой момент мы решили, что дизайн и реальная жизнь не пересекаются? Кто и когда нас убедил, что есть одна реальность, в которой деньги, конкуренция, быт и обычные смертные люди — и отдельно существует вселенная розовых пони с волшебными макетами (обязательно в компонентах и используя Variants), которые обладают сказочными навыками роста конверсии и делающими ВЖУХХ вашему бизнесу?

Мне довелось нанимать и работать с десятками различных дизайнеров, и в реальности истории магического роста в профессии и волшебного скачка в скиллах на самом деле выглядели крайне прозаично:

Один будущий арт-директор начал свой карьерный рост с того, что с детства просто делал крутые фигурки вселенной Warhammer. Ему еще до изобретения фигмы и появления первого айфона уже нравилось раскрашивать, оформлять, полировать пластиковые фигурки, доводя их до совершенства. Ещё не просмотрев ни одной презентации про дизайн-системы, он уже систематизировал своё войско, выделяя типовые визуальные приемы для разных рас, родов войск, воинских званий, заведя библиотеку из визуальных кодов для своей армии. Просто потом в какой-то момент он добавил к этим своим многолетним скиллам из детства — еще и Фигму. Стал ли он дизайнером?

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото реального человека

Да он им родился. Просто всю жизнь был крутым арт-директором боевых фигурок, а теперь стал тем же — но в банке. Изменился ли он, стал ли он кем то, перестал ли он быть кем-то?

Стал бы он кем-то другим, изменился бы внутренне, если бы вместо Фигмы освоил дизайн интерьеров, или рисование аниме, или кондитерское оформление тортов? Ничуть, мы те — кто мы есть.

Вот этот человек дизайнер или нет? Он сам себя так никогда не называет. А по факту?

Ещё такой же абсолютно реальный пример из жизни. Одна суперкрутая сейчас продуктовая дизайнерка — с младых ногтей дизайнила свое тело. Приседания, бег, кросс-фит всегда были в её жизни, так она кропотливо, пиксель за пикселем дизайнила саму себя, тысячами правок и итераций, с нарастающим упорством. Не посещая выходные в Суздале или даже не подписавшись на инсту Лампаса, в ней дизайн жил всегда.

И вдруг узнала про Фигму, и стала качать её ровно также, как она всю жизнь качала пресс. И все восхитились:

Уау, посмотрите, оказывается даже из фитнесс-тренера можно стать одним из лучших дизайнеров в компании!

Стать? Просто посмотрите хотя бы раз на её тело и потом на свои заплывшие на карантине фигуры. Да она всегда была дизайнером, ее опыт в дизайне тела исчисляется десятком лет. А компоненты и подбор цветовой гаммы — это просто еще один инструмент, новый цифровой молоток для того же самого процесса, который она освоила с рождения.

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото реального человека

Итак, мы те, кто мы есть. Мы производная от наших родителей, друзей, привычек, образования и жизненного опыта. И распознать в нас наличие или отсутствие дизайнера можно мгновенно, причём вообще без портфолио и тестовых заданий. Нужно лишь задать соискателю несколько вопросов:

Как он отрисовал свою жизнь, из каких компонентов собирал собственную судьбу, свой быт и свой распорядок дня? Как он дизайнит свой досуг?

Что такое саморазвитие для человека: здоровое питание, плавание, походы в горы, коньки и сауна? А может бесконечные ночные посиделки с такими же «творческими уникалами» в барах с алкоголем, скромно именуемое общением? Какое общение для него ценно и как он отличает бесполезный трёп — от эффективного, развивающего себя диалога с товарищами?

Эти простые осознанные вопросы будут полезны не только на собеседованиях, но и к себе самому. И ответ на них должен быть дан честный, не в угоду той или иной повестке, не ради победы старой или новой этики, не с целью ретуширования себя.

Эти ответы — просто констатация факта: что всё есть одно, и макеты в вашей команде будут ровно такими, каков есть сам дизайнер, потому как яблоко не может упасть далеко от яблони.

И вот именно то, как он живет сейчас — так и будет потом развивать дизайн в вашем проекте/команде. Пьяные разговоры по пятницам в барах — или трезвые осознанные поступки? Абстракции и обещания на слайдах, или во главе всего будут стоять реальные метрики роста своего бицепса и уменьшения талии? Систематизация своих пластиковых войск по родам и чинам, или заваленная крошками от еды клавиатура?

И всё сразу станет понятно.

Путь в никуда из ниоткуда

Выкристаллизовав опыт множества своих коллег и друзей (не только из сферы дизайна, но и из строительства, нефтянки и кулинарии), можно с уверенностью сделать следующие выводы:

Никто никем не становится. Никто ни во что не превращается. Ты просто с самого рождения делал что-то более удачно, а другое — с меньшим интересом и желанием. Потом ты мудреешь, начинаешь анализировать себя и всё чаще и с большим эффектом стараешься тратить время и силы на то, что у тебя изначально удавалось лучше, и всё меньше тратишь время на то, что тебе не по душе, минимизируя свои фейлы и увеличивая количество успехов тупо за счёт перераспределения усилий.

Я вот, например, не люблю и не умею водить автомобили. Никогда к этому не тянулся, меня всегда воротило от автопрома в целом. Как думаете, сколько часов в день я провожу за баранкой в пробках на 3-м кольце?

Нисколько, зачем мне силой превращать себя в шофера, ведь я никогда не проявлял ни малейшего устремления к этому роду деятельности. Мы те, кто мы есть.

Я с детства обожал командные виды спорта. Выработка совместной стратегии, тактическая расстановка сил на площадке, работа простив самого слабого (или низкорослого противника) — это всегда был мой океан, в котором я ощущал себя как резвящийся дельфин. И чем же я занимался на каждой своей работе, от ведущего инженера вагонного хозяйства до технического писателя?

Правильно, создавал ударное звено, тактику нападения и подстраховок в защите, оперативно формировал резерв для тактических замен на концовку, тянул за собой в атаку молодых и открыв рот прислушивался к ветеранам.

Даже сейчас, говоря о том, что мы в команде развиваем коммьюнити, я подразумеваю не пятничные посиделки с вином за разглядыванием чужих макетов, а глобальную прокачку всего Figma Community, куда мы с коллегами регулярно выкладываем свои наработки и советы, делимся своими компонентами и идеями именно там, откуда больше всего и черпаем помощи и плагинов в ответ.

Вот тут уже мой персональный вклад в общедизайнерское коммьюнити, для всех и каждого и пусть никто не уйдёт обиженным, подписывайтесь: figma.com/@nemerich

Фото из открытых источников, я не получал согласия на публикацию личных фото игроков нашей команды

А что по другим профессиям? И можно ли в одночасье стать президентом?

Есть гипотеза, что выведенный постулат про то, что дизайнером невозможно стать, применим вообще везде.

Ищете кладовщика с системным подходом? Посмотрите на его рабочий стол, на его рабочее место. Заваленный жратвой и заклеенный стикерами стол в 100 случаев из 100 скажет вам о том, как этот человек будет следить за движением товаров по складу в дальнейшем. Чудес не бывает, из одного вытекает другое.

Допустим, вам нужен просто хороший менеджер, умеющий работать с людьми, выстраивать с ними длительные лояльные отношения, мотивировать и воспитывать лучшие черты в своих коллегах. Зачем мучать его долгими собеседованиями, если человек никогда более месяца не был в постоянных отношениях, не завел парочки детей, не воспитал их достойными членами гражданского общества?

Как ваш будущий менеджер будет гасить конфликты в коллективе, если его жизнь находится в перманентном статусе «всё сложно»? Как он будет воспитывать очередного джуна, оказывать ему поддержку и помогать в росте, если он вырастил и воспитал ноль детей и не планирует этого делать в будущем?

Или вы верите, что человек может идеально направлять и воодушевлять, гасить конфликты и перераспределять человеческий ресурс, но просто десятилетиями нарочно (прикола ради?) утаивал этот супернавык от родителей, от партнера, от детей?

Ты управлял людьми в армии или в пионерском звене, сам добровольно подрабатывал вожатым в лагере и был капитаном сборной своего учебного заведения — отлично, ты уже стал нашим менеджером. Не сегодня, а 20 лет назад.

Или ты дизайнил стенгазеты или клумбу во дворе? Ты создал себе идеальное тело, навёл идеальный порядок в архиве фотографий и на домашней книжной полке? Ты уже стал экспертом по дизайн-системам за 20 лет до их появления.

Остальным деталям люди обучаются за пару минут, ведь разные инструменты никак не меняют их сущность и их изначальный подход к процессу. А когда завтра на смену Фигме придёт Шмигма, мы останемся теми же самыми, и наше отношение к работе, к людям, к миру — ничуть не поменяется.

Outro

Разглядите в дизайнерах — людей. Людей, которые уже 20-30-40 лет ежедневно, ежесекундно дизайнят свою жизнь. Оцените макеты их судьбы, загляните в ту изначальную Фигму, в которой они десятилетиями прорисовывали самих себя и качали своё коммьюнити. И вам за 5 минут сразу станет ясно, какое у него будет портфолио и как он выполнит тестовое.

Разглядите людей — и в самих себе. Не громкие должности, не набор прошлых картинок в портфолио, а кто я такой по жизни, что я делаю, зачем я здесь, куда я иду?

Так вы поймете, кто именно нужен вам в банду, кто идеально дополнит вас, вашу команду, кто реально усилит нашу извечную охоту на «Денежного мамонта» своим усердием, опытом, мужеством?

И только потом вспомните про картинки и скругления у кнопочек. Не меняйте местами фундаментальные приоритеты с их производными, и не давайте другим запутать себя.

0
73 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Знаете чем вы опровергаете собственный тезис что «всему можно научиться»? Ровно тем, что вы сами не научились такой простейшей вещи как вежливость)

Ничего сложного ведь, куда проще чем высшая математика, и наверняка этому всех учили с детства. Однако, посмотрите на комментарии:
— у одних ведется конструктивный диалог
— у других истерика «бред, идиот, глупец».

Как же так, все ходили в одни и те же школы, у всех были одинаковые учебники, Ну погоди и Жюль Верн.

Почему вот прямо здесь и сейчас одни могут общаться, а другие нет? Ведь столько курсов, есть основные понятия, можно улучшать свои навыки? Что не так?

А вот не дано. Некоторым с рождения не дано то или иное занятие. Мы те кто мы есть и другими не станем)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Вежливым нужно быть со всеми, все мы люди. Граждане, человеки, и нет никаких пунктов в конституции, что разрешается выключать вежливость только потому, что вы не согласны с чужим мнением.

Проблема не в том, что захотелось на минутку выключить нормы приличия, а том — что изначально, с рождения, несмотря на все усердие родителей и учителей — вежливость так и не была привита и просто отсутствует как фактор. Ну вот не дано. Другим не дана музыка, третьим дизайн, а у вас вот так вышло, и это уже не переломить

Да, как мне не дано писать статьи, хороший пример)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Вот ради негатива и написал. От похвалы нет никакой пользы, что бы я извлек из того, что вы думаете также как и я? Где тут профит?

Вы же не только мне негатив в приват пишете, вы показываете всем срез рынка в российском Айти по софскилллам)

Любой консалтинг за такое бы лямов пять отдал, а тут в свободном доступе в наличии, удобно же)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nemerov
Автор

Разозлиться было вашим решением, не моим. Вы хозяин своей судьбы.

А другие вот удержали себя в рамках, а вы поплыли. Ибо все разные. Этому не научить. Вы не станете другим уже никогда

Примите в себе себя

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда