{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Болит везде, или как решить 9 фундаментальных проблем в карьере UX-дизайнера

Мы перевели статью Джейкоба Касса, основателя и бренд-стратега JUST Agency, о главных проблемах UX-дизайнеров и дополнили инсайтами из нашего кастдев-исследования со специалистами в UX. Наметили решения этих проблем. Сделали выводы. Передаём вам!

До сих пор многие руководители и владельцы бизнеса пренебрегают UX-дизайном, считают его опциональным. На самом же деле без UX сегодня никуда, если вы хотите кратно растить свой продукт. А значит, нужно, чтобы у UX-дизайнеров на работе всё было хорошо.

Основные проблемы UX-дизайнеров связаны с корпоративной культурой, структурой организации и рабочими процессами. Но также есть трудности во внутренней коммуникации, которая размывает представление дизайнеров об их продукте или сервисе. Кроме того, позиции, связанные с UX, требуют постоянного самообразования и повышения своей квалификации.

А теперь обо всём по порядку.

1. Размытые границы вакансий и ролей

Вы обладаете нужными навыками, умеете работать с востребованными инструментами, собрали портфолио… а на какую позицию? Вы UX-исследователь? Может, юзабилити-аналитик или тестировщик? Вакансий (или названий вакансий) уйма: дизайнер интерфейсов, веб-дизайнер, UX-копирайтер, продуктовый и коммуникационный дизайнер, и это мы даже закрываем глаза на то, что многие до сих пор не видят разницу между UI и UX или совмещают эти роли в одну.

Чтобы избежать ситуации в стиле «мы на это не подписывались» и выполнять только желаемую работу, читайте гайды по найму дизайнеров (вот пример), а также обращайте внимание на публикуемые вакансии. Это полезно, даже если вы не ищете новую работу и уже погружены в UX-среду: важно оставаться в курсе запросов со стороны индустрии. Иначе на ваше место придёт условный Вася, который своевременно прокачался в новом востребованном направлении.

2. Ограниченные ресурсы на исследования

У вас вряд ли есть полноценный исследовательский отдел, а ещё для исследований наверняка выделен небольшой бюджет (если он вообще есть), да и временного ресурса маловато. Но исследовать аудиторию и тестировать гипотезы нужно.

Что для можно сделать?

  • Опросники вроде Typeform: (ограниченно) бесплатные и простые в использовании. Таргетинг и парсеры аудиторий в соцсетях помогут определить, в какие сообщества можно прийти со своим опросником и попасть в ЦА.
  • Фокус-группы и интервью: неформальное обсуждение с существующими пользователями, которое помогает оценить их потребности. В отчёте Nielsen Norman Group рассказано, как набирать людей на юзабилити-тестирование, но сами принципы можно перенять и для других видов опросов.
  • Guerilla-исследование: берёте свой дизайн или продукт и опрашиваете коллег, которые не связаны с данным проектом, или даже случайных прохожих или посетителей.
  • Метод параллельного дизайна: договариваетесь с коллегами, что все синхронно, но отдельно друг от друга будут над одним дизайн-проектом, а после сравниваете решения. Лучшие идеи из каждого варианта собираете в один общий. Так вы косвенно узнаете ход мысли других пользователей.

3. Узкий взгляд на продукт

UX-дизайнер не должен изолироваться от остальной команды. В рамках организации это может быть тяжело, когда все работают строго в своей функции, но постарайтесь как можно плотнее работать с разработчиками, маркетологами и продакт-менеджерами. Кросс-командная работа поможет привести разные взгляды на продукт под общий знаменатель, чтобы сохранить единый вектор и решать установленные бизнес-задачи.

Кстати, если вы будете выходить за рамки дизайнерских задач, ваше положение в команде только укрепится. По внутреннему исследованию Epiс Growth, продакт-менеджеры и стейкхолдеры обычно недовольны дизайнерами, которые не осознают свою долю ответственности за успех всего продукта. От вас ожидают большего, чем проработки user-flow и создание опрятного интерфейса.

4. Роль UX-дизайнера больше, чем кажется

Как уже было упомянуто, вам предстоит делать больше, чем красивый вайрфрейм и приятная палитра цветов. Цель UX-специалиста — улучшить взаимоотношение между компанией, продуктом и клиентом. Для этого необходимо знать задачи бизнеса, понимать положение организации на рынке, а также иметь чёткое представление о пользователе, чтобы создавать лучший клиентский опыт. То есть здесь спрятано много всего 😶‍🌫

Чтобы не сбиться с пути, лучше следовать проверенным фазам решения UX-задач:

  • Discover (обнаружьте, над чем предстоит работать, погрузитесь в продукт и задачи)
  • Define (определите объём работы и начните разрабатывать идеи по решению ваших задач)
  • Design and test (поэтапно принимайтесь за воплощение идей в жизнь: скетч — вайрфрейм — кликабельный прототип — юзабилити-тесты — UI)
  • Develop and measure (оцените результаты своей работы, когда пользователи какое-то время поживут с продуктом/сервисом/фичей, и выясните, что можно улучшить)

Мы привели поверхностный обзор этих четырёх фаз, но главное — это принципиальный подход. Дон Норман, сооснователь Nielsen Norman Group, сказал: «Сфокусируйтесь на результате, а не на построении идеального UX. Мы как дизайнеры пользовательского опыта играем важную роль в большой [продуктовой] системе. Нам нужно принять во внимание все факторы, всех участников этой системы… Когда занимаешься UX, имей в виду цели пользователей, чем твой дизайн будет ценен, как он осчастливит людей. Если пользователи получают желаемое, то нет никакой разницы, насколько идеален твой UX-дизайн». Но руководители могут вас не понять.

5. В корпорациях всё сложнее

Если вы занимаете роль UX-дизайнера или исследователя в крупной корпорации, то в сравнении с фрилансом или работой в стартапе вас ожидают более сложные задачи, увеличенная зона ответственности и давление со стороны руководства. Например, в западных реалиях есть представление, что внедрение дизайн-системы увеличит скорость и эффективность разработки продуктов как минимум на 25%.

Кроме того, вы наверняка столкнётесь с тем, что коллеги будут недооценивать и не понимать вашу роль как UX-дизайнера. «Ты ж дизайнер, сделаешь креатив?» — очень приятно, спасибо, что распознаёте мой вклад. Отдельная радость — это когда руководство и продакт-оунеры убеждены, что и без UX-исследований отлично знают боли и потребности своих клиентов.

А ещё есть проблема слабой коммуникации между дизайнерами, разработчиками, тестировщиками и продактами. У всех свои интересы и KPI. «Лебедь, рак и щука» в условиях бизнеса значит, что пока разные команды перетягивают на себя одеяло, страдает и продукт, и пользователь 🦢🦞🦈

Как с этим справиться? Решение может быть только комплексным: необходимо развивать в компании UX-культуру и прививать всем командам дизайн-мышление. В своём телеграм-канале мы уже писали, как это сделать.

6. Искусственный интеллект изменит вашу работу

Хайп хайпом, но то, что искусственный интеллект скажется на труде дизайнеров — это факт. Согласно отчёту Pfeiffer, 62% представителей индустрии дизайна уверены, что ИИ и машинное обучение станут очень важным аспектом креативного процесса 🤖

Интеграция искусственного интеллекта может привести к тому, что UX-дизайнеры станут «дизайнерами поведения», которые будут скармливать данные алгоритмам для решения конкретных задач. Например, ИИ будет циклически проводить A/B-тесты, анализировать результаты и соответствующим образом адаптировать макеты. Тогда для UX-специалиста будет особенно важно развивать навык эмпатии и понимать психологию пользователей.

7. Нужно влиять на подсознание

В мире информационного шума перед рядовым потребителем представлен широкий выбор чего угодно, и UX-дизайнерам сложно угадать, что привлечёт пользователя. Поэтому без знаний в сфере психологии потребителя не обойтись. Вы наверняка знаете, что цвет, использование пространства, а также контуры и фигуры способны вызывать различные реакции и побуждать к действию на подсознательном уровне. К примеру, если на форму регистрации будет указывать стрелка, то конверсия может стать выше. Знать такие приёмы крайне важно и для эффективности дизайна, и для лучшего понимания, что работает, а что — нет.

👁 Несколько психологических принципов, которые должен знать каждый UX-дизайнер:

  • Согласно Гештальт-принципам восприятия, пользователи подсознательно группируют разрозненные объекты и воспринимают их как единое целое.
  • По психологии убеждения, посетители сайтов не предпримут целевых действий на сайте, если не мотивировать их к этому
  • Закон Хика: чем больше информации поступает в мозг пользователя, тем дольше он будет принимать решение
  • Эффект Ресторф («эффект изоляции»): объект, выделяющийся на фоне других, запоминается лучше всего
  • Психология фигур гласит, что мы подсознательно ассоциируем геометрические фигуры с определёнными чертами характера (лучше проресёрчить)

8. Много негативного фидбека

Дизайнерам нужно получать аппрувы от тим-лидов, продактов, руководителей отдела маркетинга, основателей, арт-директоров и так далее. Чаще всего обратная связь, которую вы получаете, достаточно субъективна. Даже коллеги-дизайнеры иногда не могут чётко аргументировать, почему ваше решение им не нравится.

Такой фидбек расстраивает и демотивирует, но не торопитесь что-либо переделывать. Сначала спросите: «Чем конкретно вас не устраивает моя работа?». Этот вопрос избавит вас от эмоциональных мнений и позволит начать профессиональную, конструктивную дискуссию.

Но не забывайте, что защита ваших дизайн-решений лежит на ваших плечах. Аргументируйте, почему вы решили сделать так, а не иначе. Продемонстрируйте свой ход мысли и презентуйте сразу несколько вариантов своего дизайна.

По нашему внутреннему исследованию, менеджеры хотят знать, какие варианты решения задачи вы рассматривали и чем обусловлен результат. Никто не пытается таким образом нагрузить вас дополнительной работой; просто все в компании хотят понимать, что вы как команда готовите лучший возможный продукт.

9. Фронт работ постоянно расширяется

UX-дизайн проходит значительные трансформации благодаря культурным и технологическим трендам, и они нам дают некоторое понимание, что стоит взять на карандаш.

Во-первых, сейчас все начинают говорить о доступной цифровой среде. Компании распознают, как важно давать всем людям возможность полноценно использовать продукты вне зависимости от физических возможностей. Задача UX-дизайнера: исследовать аудиторию людей с ограниченными возможностями и стремиться к созданию доступных интерфейсов.

Во-вторых, количество интерфейсов со временем только увеличивается. Новые мобильные и носимые гаджеты, AR, VR, искусственный интеллект, и подо всё требуются нативные дизайн-решения.В связи с этим одно из направлений, по которому будет развиваться UX — это design-agnostic UX, то есть UX, который функционирует одинаково на любых девайсах и в любом стилистическом оформлении. Направление только зарождается, но его стоит иметь в виду.

Чтобы не забыть о различных когортах пользователей и не упустить новые интерфейсы, нужно следить за трендами и развивать насмотренность. Без этого не обойтись. Проведите исследование по accessibility в дизайне, узнайте, какие новые форматы девайсов сейчас на подъёме, и это уже даст вам фору перед юиксерами, которые особо не заботятся о будущем своей карьеры.

В заключение

Если осознаёшь проблему, то сможешь найти решение. Мы постарались выделить основные трудности карьеры в сфере UX и предложили решения. Что вы могли бы добавить? Какие рабочие боли вас беспокоят? Как вы с ними справляетесь? Пишите в комментариях, мы всегда за дискуссию.

А чтобы узнать, как с этими проблемами справляются в ведущих digital-компаниях, подписывайтесь на канал Epic UX - вертикаль Epic Growth про дизайн пользовательского опыта.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда