{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Пора уже либо платить за выполнение тестовых заданий, либо полностью отказаться от них

"Травить тех, кто даёт неоплачиваемые тестовые задания, - это жестоко.
Но что-нибудь ведь надо же с ними делать!"
Д. Хармс (ну почти)

На vc в последнее время уже появлялись статьи о пользе/вреде тестовых заданий для дизайнеров -

Тестовое задание для дизайнеров. Зло или благо?

Рынок дизайна в 2021 году вырос на 78%. В Москве лидерами стали специалисты по графическому дизайну, дизайну интерьеров, веб-дизайну, дизайн-консультациям, верстке и UX/UI-дизайну. И это только на первый взгляд кажется, что по направлениям сразу понятны задачи специалистов. Это в корне не так, поэтому работодатели и предлагают выполнять тестовые…

Почему я не делаю бесплатные тестовые

Не знаю, как другие дизайнеры, но по себе могу сказать – примерно 20% заказчиков, на чьи задачи я откликаюсь, предлагают выполнить мне тестовое задание. Моя позиция по этому поводу четкая – бесплатные тестовые я не делаю. И сегодня постараюсь объяснить, почему.

Мое лицо, когда я вижу очередное бесплатное тестовое

И, в общем, большинство так или иначе сходится во мнении, что неоплачиваемые тестовые задания - зло. Я в последнее время занимался исследованием рынка вакансий дизайнеров (уровня middle/senior), ходил на собеседования и некоторые работодатели тоже предлагали выполнить бесплатное тестовое. В связи с чем у меня накопились мысли и советы, которыми хочу поделиться, а также разобрать пару совершенно реальных тестовых и показать, что с ними не так.

Проблемы тестовых заданий

Для начала, давайте быстро разберёмся, что не так с неоплачиваемыми тестовыми заданиями? В общем и целом, это просто неэтично - просить поработать бесплатно высококлассного специалиста, время которого стоит немаленьких денег.

Не зря крупная международная фриланс биржа Upwork в явном виде запрещает неоплачиваемые тестовые задания, а также конкурсы (когда множество человек выполняют работу, а вознаграждение получает только один). Я искренне надеюсь, что рано или поздно что-то подобное появится и в трудовом кодексе.

Часто тестовые просят выполнить до какого-либо общения с командой (рекрутер - не в счёт). А вдруг после выполнения задания человеку не понравится команда, условия? Потраченное время уже никто не вернет. Более того, когда стоит такое требование, это уже солидный признак того, что с этими людьми работать не стоит, ни одна известная мне крупная компания, в которую люди активно жаждут попасть, такого не устраивает (ну, кроме Яндекса).

Помимо этого большинство необходимых навыков тестовое задание всё равно не проверит, зато отворотит от вакансии множество сильных спецов, которые ценят своё время.

Для немного хитрого синьора нет проблемы аутсорснуть выполнение тестового, цена выполнения на фриланс биржах - пара-тройка тысяч рублей, ну даже 50-100$ - вполне подъёмная сумма для мидла/синьора. И это, кстати, довольно "синьорский" способ решения проблемы - делегировать всякую бесполезную ерунду.

Ну и в случае отсутствия оплаты ничто не мешает компании/заказчику бесплатно собирать идеи/решения под видом тестового, никого при этом не собираясь нанимать.

Этичное тестовое задание

Бывают ситуации, когда тестовое задание может быть оправдано - например, дизайнер - зелёный джун, которому практически нечего показать, или дизайнер долгое время работал на закрытых проектах под NDA.

В таком случае можно сформулировать критерии "этичного" ТЗ:

- Оно оплачивается

- На него не требуется много времени (4-6 часов максимум, а лучше - меньше)

- Проверяет реальные навыки, которые кандидат будет использовать в работе

Ни одно из пока предложенных мне за последнее время тестовых заданий всем этим критериям не соответствовало. Понятно, что в первую очередь никто не хочет платить. Но, если вы не собираетесь платить, тогда тестовое задание, как минимум, не должно решать имеющуюся у вас бизнес-проблему. Иначе это больше похоже на бесплатный сбор идей, что тоже не является этичным.

А вот этим грешит уже достаточно много компаний - просят или что-то передизайнить, или запрототипировать или указать на имеющиеся недостатки их продукта.

В одной из вышеупомянутых статей рекомендуют в такой ситуации подписывать договор о неиспользовании решения, или ставить какую-то защиту. Это выглядит неплохой идеей, но в реальности, мне кажется, с таким кандидатом компании просто не станут заморачиваться. Кроме того, на высоком уровне ценность имеет не конечный интерфейс, а сама идея, концепция, которую утащить и переиспользовать ничего не стоит.

Примеры реальных тестовых заданий

То, что никто поголовно не хочет платить, это грустно, но хотя бы понятно. А вот то, что компании дают ТЗ, которые нужны не понятно зачем и проверяют непонятно что, это удивляет и расстраивает.

Следующие два примера - совершенно реальные ТЗ, которые выдавались на должности уровня Senior.

Задание от одного модного банка на должность дизайнера продукта:

Привет, это твоё задание от <Имя Банка>. Оно поможет понять как ты думаешь и на что способен. Мы ждём от тебя продуктового мышления и крутой визуализации. Покажи свой максимум!

Придумай интерфейс для банковского приложения будущего, в котором возможны переводы сквозь время.

Расскажи, как будет работать продукт, зачем он бизнесу и клиентом. Обязательно отрисуй несколько экранов, чтобы проиллюстрировать идею и свои скиллы.

Чем же оно плохо?

Во-первых, оно давалось рекрутером в качестве первоначального фильтра, без какого-либо общения с нанимающей командой.

Во-вторых, оно максимально оторвано от жизни. В реальности, да ещё в банковской сфере, будет мало места полёту фантазии, а как раз много рутины, прояснения требований, соблюдения существующих ограничений.

В-третьих, оно не проверяет реальных навыков, которые понадобятся в работе. В описании вакансии, в частности, было два пункта:

"Не говорим на языке вкусовщины: у нас описаны принципы дизайна, которые позволяют объективно оценивать проекты"

"Дизайнер тесно взаимодействует с разработчиками и продуктовой командой: продактами, UX-исследователями, аналитиками и другими дизайнерами."

Ничего из этого данное задание не проверяет.

Особенно забавен пункт про ожидание крутой визуализации. Я задал рекрутеру следующий вопрос по этому поводу:

"А ждут ли этого клиенты банка? Нужна ли им крутая визуализация? В конце-концов продукт делается для клиентов, а не для портфолио и показа его другим дизайнерам."

Ответа, к сожалению, так и не дождался. Также интересно, описаны ли в компании критерии крутой визуализации, и почему они сразу не выдаются кандидату...

Это задание плохо подходит в качестве тестового, но вполне достойный вариант пообсуждать 15-20 минут в ходе живого собеседования. Так можно было бы увидеть, как кандидат размышляет, и какие вопросы задаёт. А для оценки скиллов есть портфолио и предыдущие проекты.

Задание от российского филиала одной европейской компании на должность UX/UI-дизайнера:

Create a design for a page with registration on vaccination from deadly decease.
We expect from you:

- The result should be in English.
- Figma, please.
- UX research, using UX tools and methodologies.
- Show us your best Figma skills.
- Prototype, if possible.

Это задание было также получено в качестве первоначального фильтра от рекрутера и, честно говоря, озадачило меня своей минималистичностью.

Я сразу написал рекрутеру, надеясь выйти на какой-то диалог с командой.

Что получается?

Компания не хочет давать кандидату хорошо выполнить первый очевидный шаг исследований. В вакансии, кстати, было чётко написано: "мы против любых переработок", но упоминание текущей занятости дизайнеров в ответе как-то заставляет усомниться в искренности.

Также компания заранее ставит кандидата в заведомо нереалистичные условия - без возможности уточнить требования, да ещё и с необходимостью выдумывать их самому.

Давайте рассуждать дальше. Пункт про UX Research.

Исследования во многих случаях подразумевает других людей. Получается, что компания хочет, чтобы кандидат тратил не только своё время, но ещё и время других людей. Для качественного исследования надо потратить время достаточно большого количества людей. Если кандидатов достаточно много, и все они будут добросовестно делать исследования, то сколько же суммарно времени разных людей потратится? Это уже какой-то сетевой маркетинг или пирамида получается.

Идём дальше. Из личного опыта знаю, что в реальной ситуации разработка подобной вещи будет ограничена колоссальным количеством требований, это вам не очередной to-do list проектировать. Тут могут быть и законодательные акты и какие-то нормативы по здравоохранению и какие-нибудь требования к доступности и охране персональных данных и т. д. и т. п. Также, естественно, влияют технические/временные/бюджетные ограничения. При наличии такого количества факторов может оказаться, что исследования вообще будут лишними, у дизайнера будет мало вариантов для манёвра и решение будет практически очевидным. Либо получится пара прототипов, которые явно лучше всех остальных, и выбрать конечное решение будет достаточно просто.

Человек с улицы в качестве конечного пользователя означает, что сервис - для всех. Это значит, что надо учитывать инвалидов, пожилых, малоимущих, бездомных и другие неочевидные категории населения.

В такой ситуации получается, что провести действительно хорошее исследование в рамках тестового задания не представляется возможным. Моё личное мнение, что в таком случае лучше не делать никаких исследований, чем делать плохо, а интерфейсные решения делать максимально стандартными или вообще стащить у конкурентов.

Адекватным выглядело бы представить этот кейс на собеседовании и предложить кандидату рассказать, как бы он подходил к такому проекту, и как бы, возможно, спланировал исследования.

Больше ради прикола и из некоторой личной заинтересованности я решил задание частично выполнить. В качестве визуальной основы я взял сервис gov.uk, у которого есть тщательно продуманная дизайн-система и который сильно заморочен на доступности контента. Отличная статья про это (на английском):

Я набросал несколько гипотетических экранов, описал свои соображения по плану исследований и возможным требованиям и отправил на проверку.

Кому интересно, вот ссылка на Фигму:

Фидбэк, который я получил, это прямо кладезь вредных советов для тех, кто хочет делать хорошо в данной ситуации:

"устаревший UI дизайн, а как известно, красивый дизайн позволяет пользователям прощать незначительные проблемы с удобством использования"

Дааа, расскажите это пожилым людям с плохим зрением, которые сидят пару часов в очереди в поликлинике. Подумайте, хотели бы вы, чтобы над критически важным сервисом работал дизайнер, который считает, что красота превыше удобства и функциональности (напомню, речь идёт не о списке дел, а о вакцинации от смертельного вируса)?

"Эстетика устаревшего интерфейса не вызовет у пользователя чувства надёжности и качества сервиса"

Безосновательное и ничем не подкреплённое утверждение. Во-первых, что значит устаревший? Существуют ли чёткие критерии того, что считается устаревшим, а что - нет? Во-вторых, можно выдать обратное утверждение, и оно будет звучать так же уверенно: "Эстетика устаревшего интерфейса вызывает у пользователя чувства надёжности и качества сервиса, создавая ощущение, что компания давно на рынке и уверенно чувствует себя в своей нише"

"календарь с подчеркнутыми датами выглядит странно для мобильного интерфейса, вообще использование подчеркнутых ссылок в мобильном интерфейсе вызывает вопросы"

Оно вызывает вопросы у дизайнеров, которые самоутверждаются за счёт красоты и эстетики своих дизайнов, а не решают реальные проблемы реальных пользователей. Покажите этот календарь кому угодно и спросите, куда ткнуть, чтоб выбрать дату? Думаю, тут и без всяких исследований можно понять результат...

"В мобильной версии использованы не характерные для мобильных интерфейсов элементы"

Это совершенно не важно, если эти элементы просты и понятны в использовании, особенно в случае критически важного сервиса.

"Сценарий начинается сразу с формы, без вступления"

"хотелось бы увидеть какое то графическое оформление кроме формы"

Хотелось бы увидеть какие-то нормальные требования...

Подводя итоги

Давая плохие и неэтичные тестовые задания компании вредят и себе, и кандидатам - тратят впустую их время и уменьшают вероятность нанять себе действительно классного специалиста. Решением проблемы, по моему скромному мнению, является заголовок статьи.

Ну и чтобы проблема поскорее решилась, рекомендую

Кандидатам:

- ни в коем случае не делать тестовое до детального общения

- соглашаться делать только за оплату

- спрашивать о возможных альтернативах - можно ли как-то обойтись без тестового?

- если есть возможность и выбор сразу слать нафиг компанию, которая предлагает сделать тестовое задание

Компаниям, а также горе-дизайнерам, которые эти тестовые выдумывают:

- отказаться от тестовых заданий в принципе

- если не можете отказаться - делать его последним этапом и только в случае, если не можете по-другому оценить уровень кандидата

- обязательно оплачивать тестовое

- если кандидат сделал тестовое, и вам не подошёл, предоставлять подробный фидбэк

Спасибо за внимание!

0
42 комментария
Написать комментарий...
Александр Привалов

Ну вы как поднимете вопрос - так хоть диссер садись пиши)Наличие бесплатных тестовых заданий объясняется очень просто: с платными мучений будет больше, чем пользы. 1. Почему (даже с точки зрения рынка) работодатель должен оплачивать горы присланной неправильной и кривой хрени, не имеющей ценности? 2. Что делать с умниками, которые будут требовать себе тестовые задания по всем дисциплинам мира, набирать штук 10-20 в день, присылать 2 абзаца с Вики и требовать свою "тыщу за попытку"?3. Как правило (9/10 случаев) работодатель и не подбирает команду мечты, а просто старается заткнуть дыру в штатном расписании, так что даже если упустит идеального кандидата - да и пофик ¯\_(ツ)_/¯. Хоспадя, да при мне нанимали никакущего работника вместо предпочтительного, по совершенно идиотским, копеечным причинам (типа: посредственный готов выйти завтра, а хороший работник только через неделю, вакансия не горящая).

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Вам повезло с запредельно тупыми эйчарами, но мало кому так везет. Обычно отобранного по (определенным командой) критериям собеседует команда, и она решает, какого кандидата брать, а хочет команда обычно сильного кандидата.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Ну я, видимо, не вполне ясно донёс идею - конечно, нельзя оплачивать тестовое всем подряд, нужно очень избирательно подходить к тому, кому его давать. Отсеивать на просмотрах резюме/портфолио, общении с рекрутером, первом очном собесе... Но уж если давать - то и оплачивать!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Ну оплаченный продукт, стало быть, надо как-то использовать? А если он признан компанией некачественным - они вправе требовать возврата денег или заставить переделывать?)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Оплачивается не продукт, а время кандидата. Если так рассуждать, то можно дойти до того, что если человека прособеседовали, то надо нанимать, ведь потрачено время/деньги компании.
Процедура найма - это всегда трата денег в той или иной форме - зарплата эйчарам, время, которые тратят профильные специалисты на собеседования, вместо того, чтобы выполнять прямые рабочие обязанности, публикация платных объявлений о вакансии, и т. д. И оплата тестовых - просто часть этих расходов.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

А что мешает тупо не реагировать на вакансии, если там требуется что-то - бесплатное тестовое, - что Вам лично не по нраву? Или Вы не просто сами не хотите, но требуете принудительно запретить отвечать на такие вакансии тем, кто готов в это инвестировать время?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Ничто не мешает, многие уже так и делают. Тем самым те компании, которые дают бесплатные тестовые, упускают много сильных специалистов.
Я предлагаю ценить время кандидатов и не заставлять их делать бесплатно то, за что потом компания будет платить им деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Порядин

Ну зачем опять про заставляет? Никто не заставляет же.

Тестовое задание единственный вариант для небольших компаний и стартапов отмести тупняк и непрофильных спецов. Просто нет ресурсов на пяти ступенчатые 8 часовые собеседования.

И да, если у человека есть на что посмотреть в гитхабе, то и тестовое задание в большинстве случаев будет лишним. Но далеко не у всех есть даже аккаунт на гитхабе.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор
Тестовое задание единственный вариант для небольших компаний и стартапов отмести тупняк и непрофильных спецов.

Ну почему же единственный? Можно и среди знакомых поискать, и на фриланс-биржах найти, ориентируясь на отзывы/рейтинг, можно грамотно подойти к собеседованию и на них отмести неподходящих. Можно небольшую предварительную анкету составить, на заполнение которой уйдёт минут 10-15, и уже по ней многих можно будет отфильтровать.

И да, если у человека есть на что посмотреть в гитхабе, то и тестовое задание в большинстве случаев будет лишним. Но далеко не у всех есть даже аккаунт на гитхабе.

Да, а у дизайнеров можно на портфолио внимательно глянуть. Но при этом всё равно достаточно много компаний исповедуют подход: "вы сначала сделайте тестовое, а потом мы соизволим и на портфолио глянуть, и, может быть, пообщаться". При этом и на портфолио, и на код на гитхабе человек уже наверняка много времени потратил.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Порядин

Я написал исходя из личного опыта. Среди знакомых клич обычно бросают в первую очередь. Но вероятность того что именно в это время знакомый именно с нужными навыками ищет работу - стремится к нулю. Человек у которого с отзывами и с работой все хорошо на фриланс-бирже зачем ваш стартап? Нафиг не сдался, его и так неплохо кормят. Грамотно подходить к собеседованию, к двум трем в день, кто будет? На старте проекта нет времени вообще, а собеседования потребуют 3-4 часа в день. еще 2 часа приходить в себя после некоторых товарищей случается :) Нанимать специализированную компанию - нет ресурсов. Анкета фигня - пробовали. Составить более менее полезную анкету уверен сложнее, чем сформулировать тестовое задание. И отвечать на такую анкету человек будет примерно так же сложно как и выполнить тестовое задание.

Ответить
Развернуть ветку
D. Kniazeff

Много ребят подготовлены к собеседованиям на уровне зубрежки ответов на типовые вопросы. Рестайлят чужие работы и наполняют портфолио привлекательными лоремипсумами. На моих глазах выпускники неплохих школ, с эффектными портфолио, на реальных задачах творили дичь. Главный инструмент дизайнера - голова (фигму освоит любой вахтер, сильно проще чем в экселе разобраться), и я сейчас не вижу другого способа проверить как он её использует, кроме как тестовым заданием, не в вакууме, а в рамках конкретной задачи. Разумеется тестовое имеет смысл давать только после условно-пройденного собеседования, если остались вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Отдельное спасибо за подробные комментарии моего решения!
Должен покаяться, идею с частной клиникой я взял чисто для того, чтобы не заморачиваться с вопросом выбора местоположения, ввода каких-нибудь номеров страхового полиса и других подобных вещей :)
Ваши рассуждения будут совершенно правильны в большинстве случаев. Так же как и комментарии авторов ТЗ.
Но не когда есть ситуация со смертельным вирусом, и люди мрут как мухи. В таком случае должны быть другие критерии качества.
В теории UX есть такое понятие как Primary Persona - это тот, чьи требования наиболее сложно удовлетворить. И при этом если удовлетворить этим требованиям, то требования всех остальных тоже будут удовлетворены.
По Вашей оценке 5% клиентов - это люди с ограниченными возможностями. Хотя, мне кажется, у любой клиники такой процент гораздо больше, просто потому, что ну а где им ещё быть? У окулиста будут пациенты с проблемами со зрением, у ЛОРа - со слухом, ну и так далее. И вот в нашей гипотетической экстренной ситуации, если мы сделаем сервис, которым смогут пользоваться эти 5% людей с ограниченными возможностями, то остальные 95% точно смогут им воспользоваться.
Такой экстренный сервис - это не продукт, который продаётся, тут нельзя применять метрики и критерии из мира e-commerce.
И я не очень понимаю, как "устаревшие" визуальные решения могут помешать пройти пользовательский сценарий, если его грамотно выстроить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
это было конкурсное задание ... и оно не было бесплатным — можно было выиграть MacBook для первых трёх мест

Он не попал в Топ 3 и для него оно оказалось бесплатным - он этому не рад :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

О, спасибо за такой подробный ответ!
Про конкурс этот я не слышал. Это ТЗ было не от Газпромбанка, и это делает ситуацию ещё печальней - ребятам даже лень придумать что-то своё.
Новые, никем не реализованные фичи - они всё равно будут делаться стандартными интерфейсными решениями и условный перевод денег во времени будет так или иначе сильно похож на простой перевод денег с точки зрения использованных компонентов.
Если задача - проверить способность кандидата предлагать уникальные и жизнеспособные фичи, то задание надо формулировать так, чтобы ответом на него и была идея переводов денег во времени.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andr Ew

"интерфейс для банковского приложения будущего, в котором возможны переводы сквозь время"

может тут ожидается ответ "не употребляю"?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Мне как-то опросник дали, с вопросом "насколько часто вы пьёте" и ответами
- выпиваю мало;
- выпиваю средне;
- выпиваю много.
"Не пью" варианта не было)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

ты перестал пить коньяк по утрам, отвечай, да или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Мне однажды на телефонном созвоне рекрутер задал следующие вопросы:
- Вы курите?
- Вы употребляете алкоголь?
- У Вас есть татуировки?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Вообще стоило завершить звонок сразу после первого вопроса

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Насонов

Частично согласен с комментариями которые тебя дали по тестовому заданию.
Но и есть здравые мысли в твоей статье.

Побывав по обе стороны ситуации как нанимаемый так и участвующий при найме могу сказать что далеко не всегда понятно по общению и портфолио какой уровень у кандидата. В портфолио кладут работы которые делались в паре с коллегами, кладут работы которые делались под присмотром ментора, работы которые делались на свободную тему или без каких либо ограничений во времени и ТД.

И в итоге человек приходит на работу а он самостоятельно ничего не может сделать, или ему надо очень много времени, или не умеет работать с ограничениями и ТД.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Всё верно, но ведь то же самое можно сказать и про тестовое задание. Его можно сделать в паре с кем-то, можно попросить отревьювить, можно нанять кого-то, кто сделает его за тебя, можно спереть готовую идею. И оно точно также ничего, в целом, не покажет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Насонов

Можно, но на мой взгляд это редкость.
Да и если кандидат в любом случае тестовое может передать другому человеку, то чем поможет его оплата? Сам факт оплаты не поможет выявить реальный уровень кандидата.

На мой взгляд поиск кандидата/работы это процесс в котором заинтересованы обе стороны и платить за потраченное время тут не корректно. Кандидат тратит время на ТЗ и собес, а компания на разработку этого ТЗ, собес и это время не одного человека.

Я думаю достаточно будет того чтоб компании не делали мудацких ТЗ типо как у тебя в примере, а кандидатам просто нужно обходить такие компании в которых сразу предлагают ТЗ хотя ты ещё не понял даже хочешь ты в этой компании работать или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор
Кандидат тратит время на ТЗ и собес, а компания на разработку этого ТЗ, собес и это время не одного человека.

Кандидат ещё тратит кучу времени на подготовку портфолио и поддержку его в актуальном состоянии. Вот выкинуть из этого уравнения ТЗ и повысить качество собеседований - и проблема решена :)

Я думаю достаточно будет того чтоб компании не делали мудацких ТЗ типо как у тебя в примере,

Полностью согласен

а кандидатам просто нужно обходить такие компании в которых сразу предлагают ТЗ хотя ты ещё не понял даже хочешь ты в этой компании работать или нет.

Совершенно верно, и отсюда и следует, что компаниям стоит прекратить так делать, и хотя бы давать ТЗ как один из последних этапов.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Порядин

Все просто, текстовые задания должны быть синтетическими (а не раздел а ТЗ на новый проект :)) Но конечно же его выполнение должно показать опыт человека в нужном направлении. А если претендент не готов уделить разумное время решению тестового задания, то и работа ему нужна не сильно, со всеми вытекающими.

Пример синтетического тестового для https://github.com/Alesh/test_for_frontend Человек который его первым сделал, оказался как раз тот кого искали) Он сказал что потратил 3.5-4 часа по минимальному сценарию. То есть оно достаточно разумно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский
В одной из вышеупомянутых статей рекомендуют в такой ситуации подписывать договор о неиспользовании решения, или ставить какую-то защиту.

Вообще, если не подписан договор о передаче прав, то запросто можно засудить, и получить денежку. Так как нарушение прав интеллектуальной собственности.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Это было бы здорово, но выглядит утопично. Известны ли Вам реальные подобные ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

Кейсов по защите интеллектуальной собственности очень много. Это распространённая практика.
Скорее всего, если компания адекватная, вопрос решается досудебной претензией, если в ней адекватные требования.

Ну тип, если компания использовала тестовое, для коммерческих целей, то в досудебном порядке, следует запросить оплату по рыночной цене. Компаниям проще заплатить, чем судиться. Ну а если вы запросите не разумную сумму, то скорее всего придётся судиться. И суд назначит компенсацию +- по рыночной цене.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ayer

За примеры тестовых и разбор отдельный респект! Особенно улыбнул ответ про устаревший интерфейс

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Интересно, а зарубежные заказчики часто высылают тестовые?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Выслать наверняка могут, насколько часто это происходит сейчас, сказать не могу. В 16-м году активно фрилансил на Upwork, попадалась пара заказчиков, которые пытались дать бесплатное тестовое даже вопреки правилам площадки. Но их было не много в проценте от общей массы.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Просто может это вообще какая-то наша местная особенность на emerging markets.

Ответить
Развернуть ветку
Karzec

Тоже не стал выполнять это тестовое, по причине его неоднозначности

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Luzgin
ни одна известная мне крупная компания, в которую люди активно жаждут попасть, такого не устраивает

Ну вот Intel так делает у нас

Ответить
Развернуть ветку
Александр Звездунов
Автор

Жаль, что так есть. Видимо, отличается в зависимости от должностей/подразделений...
Я летом как раз у них собеседовался на должность UX-ресёрчера, и процесс был очень адекватный, никаких тестовых делать не нужно было. Много этапов - да (4 в итоге, не считая предварительных общений с рекрутерами), но всё что требовалось - это небольшую презентацию о своих предыдущих проектах и то больше, чтобы самому удобнее было рассказывать.
В итоге не взяли, но всё равно остались очень хорошие впечатления.

Ответить
Развернуть ветку
makol

Приветствую, супер что подняли тему.
Тема тестовых заданий достаточно больная, а учитывая генетическую предрасположенность российского бизнеса к ХАЛЯВЕ.

Сами плодим и сами страдаем от халявщиков!
Условный пример;

Хороший UI/UX дизайнер на лету оценит юзабилити а это часть воронки продаж и даст бесплатное решение.

Хороший SMM спец пояснит как работать с соц сетями и опять решение.

Хороший SEO спец не особо напрягаясь глянет те же внешние ссылки, или вхождение метаданных и даст рекомендации и опять решит часть проблем.

И все бесплатно! Зачем нанимать, если можно каждый месяц публиковать вакансии на том же hh держа в штате посредственного junior спеца который работает за еду, и отдавать ему на исполнение сделанные тестовые!

Если просмотреть стоимость аудита у it компаний, цифры шикарные, доходят до шестизначных.

Поэтому я считаю что, хотят тестовое пусть платят, в России рыночная экономика.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Владимирович Грудинин

Ничего себе текст
Не хочешь делать бесплатно - скажи что не готов делать бесплатно
Хочешь сделать бесплатно - сделай

У меня был опыт когда предлагали деньги за тестовое, и я, и мне

Ответить
Развернуть ветку
Okolobaha 8

Для оценки умений мы используем тесты умений, а для оценки компетентности тесты компетентности. Все просто в дивном мире найма :)

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда