{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто есть кто: разбираем роли в UX

В чем разница между UX-дизайнером и проектировщиком? Существуют ли на самом деле фуллстэк-дизайнеры? Почему вам скорее всего не нужен Customer Journey эксперт? Вместе с Алексеем Бородкиным (Product Lead в Ozon, его ТГ-канал) разбираемся, какие роли существуют сейчас в UX, и как нанять действительно компетентную дизайн-команду.

Мы уже привыкли, что на рынке дизайнеров фигурирует множество не совсем понятных специализаций: от UX-дизайнера, арт-директора и UX-архитектора до «UX-евангелиста» и «UX-гуру».

Границы этих понятий размыты: каждое может означать отдельную нишу в дизайне, и в то же время — подразумевать одну и ту же профессию.

Такой хаос определений порождает целый ряд проблем:

— Люди не понимают, каких именно специалистов им нужно нанимать.

— Люди не понимают, куда развиваться.

— Люди не понимают, как работать друг с другом.

Не понимая, какими скиллами обладает каждый из этих специалистов, мы не можем четко определить зону их ответственности, выстроить процессы, а следовательно — развивать сотрудников и двигаться вперед.

Чтобы понять, какие компетенции требуются в вашей дизайн-команде, давайте представим идеальный процесс UX-дизайна в вакууме:

  1. Исследуем какую-то область в продукте;
  2. Придумываем и тестируем решение;
  3. Отрисовываем и желательно также тестируем решение;
  4. Кодим и тестируем.

Итак, наша задача — нанять специалистов на весь это процесс.

Здесь можно выделить три «нормальных» и четыре «ненормальных» UX-профессии. У «нормальных» есть четкие, понятные задачи и границы ответственности, они востребованы в любом продукте:

UX-аналитики

Основная задача UX-аналитиков — исследования и тестирования. Им можно поручить сравнительный анализ, юзабилити-тестирования, CustDev, подключать на всех стадиях UX-процесса.

Скиллы:

— Прокачаны в психологии (могут быть профильными психологами);

— Прокачаны в исследованиях, разбираются в матстате;

— Узкоспециализированные «маньяки» своего дела. Им интересен даже не столько сам продукт, сколько возможность залезть в голову пользователя, вытащить из нее что-то интересное.

Возможные названия профессии:

UX-исследователь, UX-аналитик, UX-ресерчер, аналитик

UX/UI дизайнеры

Тоже умеют исследовать, но уже в меньшей степени. Это универсальные бойцы — они могут и думать, и рисовать. Собственно, UX/UI в их названии означает, что эти специалисты умеют прорабатывать пользовательский опыт в продукте, а также создавать для него подходящую визуальную оболочку.

UX/UI дизайнеры могут взять результаты исследования, правильно их интерпретировать, составить сценарии, разложить по Jobs to Be Done, нарисовать решение своими руками. Способны поставить визуальную задачу разработчику, провести простые интервью, опросы.

В то же время тяжелые интервью, опросы, матстат — не совсем их профиль.

Скиллы:

— Подкованы в UX-дизайне;

— Умеют рисовать руками;

— Могут провести исследование «на коленке».

Возможные названия:

UX-дизайнер, UI-дизайнер, веб-дизайнер, дизайнер

UX-дизайнеры

UX дизайнер отличается от UX/UI тем, что он не умеет рисовать. Зато он способен разобраться в исходной аналитике, придумать решение, облечь его в сложные прототипы, продумать сценарий взаимодействия.

UX-дизайнеры востребованы в продуктах, где нужно продумывать сложную логику. Это военный советник рядом с UX/UI дизайнером — он подстраховывает и помогает дорабатывать решение.

UX-дизайнеры также востребованы на агентской стороне, они умеют работать с процессами. UX-дизайнера бывает проще задействовать на «конвейере», выделяя ему для работы кусочек задач, кусочек продукта.

Скиллы:

— Понимание UX и чуть более глубокое, структурное понимание продукта;

— Почти нет скиллов в отрисовке интерфейсов (при этом часто способны оценить интерфейс с визуальной стороны);

— Как правило, могут проводить исследования чуть лучше, чем UX/UI дизайнеры. Поэтому UX-дизайнерами как правило усиливают дизайн-команды.

Возможные названия:

UX-проектировщик, UX-эксперт, проектировщик взаимодействия

Эти три роли — исследователи, придумщики и UX/UI-дизайнеры — по сути охватывают весь процесс.

Но есть еще четыре «ненормальных» роли, с весьма расплывчатыми границами, которые, тем не менее, часто встречаются на рынке:

UI-дизайнеры

На самом деле представляют собой художников. Продукт для них — это холст, на который они выплескивают свои идеи. Скорее всего, мало задумываются о пользователях.

Характеристики:

— Придумывают решения, которые нравятся лично им и коллегам по цеху;

— Берут концепты из головы;

— Могут построить визуально-интересный продукт, в котором при этом не будет никакой человекоцентричности.

Возможные названия:

Веб-дизайнер, UX/UI дизайнер (хотя тут нет никакого UX), дизайнер интерфейсов, арт-директор.

Customer Journey Expert

Как правило, не умеют рисовать, создавать интерфейсы. Их единственная задача — думать над сценарием использования продукта.

Такой специалист может пригодиться в ряде компаний, где действительно нужно тестировать дизайн. Но зачастую это просто человек, который просиживает штаны, создавая сценарии, которые не особо интересуют другие команды.

Дело в том, что отрасль пока не разобралась, как именно использовать их навыки. По мере того, как продукты будут становиться сложнее, для них найдется своя ниша — скорее в связке с CX(Customer Experience), а не с UX. Они будут заниматься более широкими задачами в рамках бренда.

Возможные названия:

UX-дизайнер, UX-эксперт, UX-гуру

Фуллстэк-дизайнер

Подразумевается, что это дизайнер, который способен одновременно исследовать, проектировать UX, рисовать и кодить (возможно даже бэкенд). В теории это очень крутой специалист, но по факту дизайнеров такого уровня крайне мало. Ведь дизайн и разработка сами по себе — это две огромные дисциплины, требующие большого опыта. Зачастую люди, называющие себя «фуллстэк-дизайнерами», толком не разбираются ни в том, ни в другом.

Название:

«ну, который у нас за интерфейсы отвечает»

Продуктовый дизайнер

Чтобы понять, кто такой продуктовый дизайнер, обозначим, из чего строится продукт:

— Интерфейсы

— Функциональность

— Структура данных

— Пользовательский опыт — рождается на основе того, как мы проработали интерфейсы, функционал и структуру данных.

В теории продуктовый дизайнер — это человек, который способен удержать в голове все эти составляющие. Если он действительно способен разобраться в этой сложной иерархии, то, как правило, становится продактом. По сути продакт — это и есть продуктовый дизайнер, ведь дизайн — это не только отрисовка, но продумывание и воплощение всех частей продукта.

Можно сделать вывод, что продуктовых дизайнеров как таковых в принципе и не существует — если дизайнер обладает компетенцией охватить весь продукт, то он уходит в продакты.

Тем не менее, на рынке немало людей, называющих себя продуктовыми дизайнерами. Кто они?

Зачастую команды рассуждают так: «У нас есть UX/UI дизайнер, который работает в продукте. Значит, он продуктовый дизайнер». Таким образом UX/UI дизайнер, не обладая никакими компетенциями в построении продукта целиком, превращается в продуктового дизайнера. Но «продуктовый» в его названии — это не зона ответственности, а скорее сфера деятельности.

А где проектировщики?

На российском рынке распространен стереотип, что дизайн — это про красоту. А проектирование — про скучные таблицы и диаграммы.

На самом деле дизайн и проектирование — об одном и том же: построении продукта. На Западе подобного разделения нет. Там все называется дизайном, есть даже дизайнеры баз данных — те, кто проектирует базы данных. Ведь для того, чтобы гармонично, слаженно сделать продукт, процесс UX-дизайна должен быть единым.

Вывод: важны не роли, а компетенции

Фокусироваться следует не на названиях, а на компетенциях. Если ваша команда охватывает все четыре фронта работ (исследования — решения — отрисовка — код), то в целом не важно, как называются ваши специалисты.

Нанимая дизайнеров с непонятными названиями, всегда задавайте им вопрос: «А чем именно вы занимаетесь»? Разобравшись во всем многообразии ролей, вы сможете проще договариваться с людьми и нанимать более эффективную команду. Помните, что работа с UX — это прежде всего не специальные навыки, а мудрость, опыт, и, конечно же, любовь к людям.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Epic UX — дизайн продуктов, интерфейсы, исследования». Каждую неделю здесь выходят полезные посты и проходят онлайн-мероприятия про UX.

0
2 комментария
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Epic Growth
Автор

К вашему абзацу про разницу UI и UX цитируем Алексея из его ТГ-канала: "UI-дизайн - это сугубо практическое воплощение требований UX-дизайна в конкретный предмет и его интерфейс, поскольку, как мы помним, UI-дизайн - это часть UX-дизайна". Так что если первый и поставит унитаз со столом в одной комнате, то по данным исследований второго.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда