{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Зачем дизайнеру основы продуктовой аналитики

И как не стать персонажем, который ничего не продает, а просто показывает.

Между продактом и дизайнером часто возникает напряжение. Один думает про деньги и новые фичи, другой просто хочет сделать красиво. Перекос в одну сторону делает продукт либо бесполезным, но красивым, либо функциональным, но не очень любимым (им пользуются, но часто со скрежетом зубов).

Чтобы сохранять баланс, в команде дизайнеров SmartMarket все изучают основы продуктовой аналитики. Екатерина Тюхай поделилась с Epic UX/UI тем, как это выглядит на практике.

Продукт: красивое + продажи

В SmartMarket дизайнеры участвуют в развитии продукта наравне с продактами. Их роли частично пересекаются, поэтому иногда происходят столкновения. Тогда на помощь приходят цифры.

Говорят, влюбленные должны смотреть в одну сторону. На самом деле, в метрики они должны смотреть — влюбленные в свой продукт должны изучать метрики.

Екатерина Тюхай, UX/UI-тимлид SmartMarket

Любую гипотезу в команде проверяют с помощью качественных и количественных исследований. Как правило, качественные инсайты можно найти в уже существующих отчетах: там описаны скрытые потребности пользователя, контекст, эмоции и другое. В этом случае дизайнеру достаточно просто изучить информацию перед тем, как пилить новую фичу.

Количественные же исследования помогают сравнить разные варианты, выяснить, какой из них перформит лучше. Для этого используют стандартные инструменты: Google Analytics, Amplitude и внутренние системы аналитики. Итоговую картину собирают по кусочкам из разных источников.

Если ваш дизайнер не разбирается в метриках, проведите для него воркшоп. Не дайте ему стать персонажем с известной картинки, который ничего не продает и просто показывает красивое.

Как рождаются гипотезы…

В SmartMarket гипотезы рождаются из синергии продакта и дизайнера, их взаимодействия. Помимо общекомандных стендапов, они встречаются друг с другом специально для того, чтобы обсудить скоуп на следующий квартал и погенерить идеи. Это позволяет всегда держать в голове общее представление о продукте и расширять горизонт планирования, а не только тушить пожары.

Например, вы скоро собираетесь «откусить большой кусок рынка». Что будете делать с новой аудиторией? Когда сядете продумывать пользовательский сценарий?

…и как проверяются

Если проблема понятна, идут по короткому пути — формулируют гипотезу, создают UX/UI-прототип, проводят A/B-тестирование и смотрят метрики.

Если она не ясна, то сначала проводят юзабилити-тесты и глубинные интервью, с опорой на их результаты создают концепт и только потом — UX/UI-прототип, который идет в релиз. На каждом этапе этого процесса присутствуют и продакт, и дизайнер.

Как это выглядит на практике

Гипотеза 1. Пользователям будет проще выбирать среди приложений маркета, если у них появятся оценки.

Глубина просмотра каталога SmartMarket была низкой. Модераторы говорили, что качество приложений неоднородно, а юзабилити-тесты показывали, что пользователям сложно выбирать, так как обложки приложений не отражали их сути.

Появилась идея добавить приложениям оценки, чтобы помочь пользователю с выбором и мотивировать разработчиков, чьи приложения получат низкие баллы. Дизайнеры разработали концепт, который позволял ставить оценки на любом устройстве, в том числе на телевизорах с умной приставкой от Сбер.

Приложения с высоким рейтингом стали помечать цветом, а с низким или средним — оставлять незакрашенными

Сразу после релиза число оценок активно росло (эта опция оказалась востребованной). А приложения с высокими оценками быстро набрали популярность.

Гипотеза 2. Если ненавязчиво просить пользователей оценивать приложения, они будут делать это чаще.

Команда SmartMarket хотела, чтобы пользователи чаще ставили оценки и не раздражались, когда их об этом просят. Перед тем как разрабатывать какой-то сложный дизайн, они просто добавили зеленую текстовую плашку «Оцените» и увидели, что конверсия значительно увеличилась.

Гипотеза 3. Если на стартовую страницу добавить кнопку «Зарегистрироваться» (в дополнение к кнопке «Войти»), число регистраций вырастет.

Две кнопки стали перформить в разы лучше, несмотря на то, что некоторые дизайнеры считали такой вариант слишком олдскульным.

Гипотеза 4. Если добавить регистрацию по электронной почте, пользователей станет больше.

Раньше в SmartMarket Studio можно было зарегистрироваться только по Сбер ID. А без карты Сбера воспользоваться Сбер ID было невозможно. Когда добавили регистрацию по почте, число пользователей резко выросло — такой способ выбрали более 60% новых клиентов.

Больше кейсов от дизайнеров ведущих продуктовых команд можно найти в нашем телеграм-канале Epic UX/UI и фейсбуке Екатерины.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Эля Климанова

Сначала мы не добавим привычную для юзеров регу по почте, а потом добавим и будем радоваться, что метрика выросла на 60%))

Ответить
Развернуть ветку
Никита П.

Магия 2021 года - если дать то, что должно быть, то будет кратный рост

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

Любую гипотезу в команде проверяют с помощью качественных и количественных исследований. Как правило, качественные инсайты можно найти в уже существующих отчетах: там описаны скрытые потребности пользователя, контекст, эмоции и другое. В этом случае дизайнеру достаточно просто изучить информацию перед тем, как пилить новую фичу.

Дальше этого бреда читать не стал. Смотрят на отчеты и дизайнеры пилят дизайн. Я на месте собственника бизнеса выкинул бы этих макак всех на мороз.
Где юзер-сессии ска!? вы по гугл аналитике узнаете боль пользователей?
Где работа с пользователями я спрашиваю? Где модерируемое тестирование? Где UXD и b2p ска я спрашиваю?

Статья на уровне "кот сходил в лоток пассать".

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец

Что такое UT ?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Рогов

usability testing, подозреваю

Ответить
Развернуть ветку
Vlad

это "они" под умным соусом, выдают мануал тестирование, за якобы юзабилити тестирование

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда