{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Редизайн не спасет ваш сайт, или Почему иногда лучше делать дизайн с нуля

Скажу сразу, дизайн с нуля я люблю делать больше, чем редизайн. И не только потому, что за редизайн меньше платят (на самом деле, не всегда). Просто такая услуга, как обновление дизайна, подойдет лишь в 10% всех случаев. В статье расскажу, в каких.

На статью на меня натолкнул запрос одного клиента. Он обратился ко мне с просьбой редизайнить устаревший сайт. Но, взглянув на объем работы, я поняла, что одним обновлением дизайна здесь не обойтись. Сайт был ОЧЕНЬ неудобен, не хватало многих нужных функций. Если честно, то я вообще удивилась, что клиент мог что-то продавать с его помощью.

Дизайн сайта – работа, включающая в себя UX-исследования, составление пользовательских путей, разработку прототипов и последующее визуальное оформление.

Редизайн сайта – создание визуального оформления страниц без изменения структуры и логики сайта.

Я попыталась объяснить клиенту, что одного редизайна мало, нужно пересобирать весь сайт. Но слушать меня заказчик не хотел, свято уверовав, что изменение цветовой гаммы и более современные кнопочки прибавят ему клиентов.

Почему это не работает

В 90% случаев за редизайном ко мне приходят, когда сайту минимум 3-7 лет, и он изобилует горами SEO-текстов, непонятными поп-апами, кучей ненужных пунктов меню и прочими прелестями. Еще 5% – это предприниматели, которые сами слепили сайт «из того, что было», столкнулись с непонятками клиентов и решили доверить дело профессионалу, чтобы он что-то поправил.

Почему дизайнер не может махнуть волшебной палочкой, натянуть на сайт новое оформление и привлечь кучу клиентов? Подробнее можно почитать в этой статье , но краткая суть такова: дизайн для сайта – это не главное.

И очень старые, и «самопальные» сайты объединяет одно – плохой UX. В первом случае механизмы взаимодействия с клиентами просто безнадежно устаревают, а во втором – они вовсе могут быть не продуманы. Пытаться реанимировать такой сайт – то же самое, что красить автомобиль сразу поверх ржавчины, проблемы это не решит.

Когда вам не нужен редизайн

  • Когда вашему сайту больше 3-7 лет. Скорее всего, устарел не только внешний вид, но и сама структура. В этом случае лучше заново создать прототип сайта с учетом современных требований UX.
  • Когда вы сами делали сайт, не учитывая юзабилити. В этом случае вам, тем более, нужна помощь специалиста по UX.
  • Когда вашему сайту 1-2 года. Скорее всего, выглядит он еще нормально и современно. Конечно, я смогу сделать его редизайн, если очень хочется – но зачем? Чаще всего, сделав аудит и анализ метрик, текущий сайт можно улучшить и получить больше конверсий.
  • Когда трафик или количество конверсий резко уменьшилось. Вряд ли вам поможет только редизайн. Нужно разбираться в технических причинах – возможно, на SEO или реклама перестала корректно работать.
  • Когда вы создали сайт недавно, с помощью профессионалов, принципам UX он соответствует, но все равно не работает. Даже если все сделано правильно, для «раскрутки» нужно время. Если хочется что-то поменять – можно начать с аудита сайта или рекламных компаний, возможно, найти проблему будет легче.
  • Когда вы просто хотите что-то поменять. Есть золотое правило: «Работает – не трогай». Помните ту историю с Кинопоиском, когда ресурс поменял дизайн, а пользователи потом закидали его гневными требованиями вернуть все, как было? Они уже привыкли к старому интерфейсу и не собирались от него отвыкать, хотя он был уже чууууть-чуть устаревшим. Вместо кардинальных изменений можно вносить мелкие правки – например, менять внешний вид кнопок или анимацию меню.

И все-таки, имеет ли редизайн право на жизнь? Конечно!

Когда редизайн можно сделать

  • Если вашему сайту 3-5 лет, его структура создана по принципам UX, и вы просто хотите его осовременить.
  • Если вы ввели несколько новых услуг, и требуется перерисовать меню, нарисовать новые разделы.
  • Если вы сменили позиционирование компании.
  • Если поток клиентов медленно снижался на протяжении длительного времени, вы хотите обрести новых клиентов и готовите рекламную компанию.
  • Если у конкурентов появились новые «фишки» на сайте, и вы хотите их внедрить. Но сначала проанализируйте, какие задачи решают эти «фишки», и действительно ли они вам нужны.
  • Вам нужно адаптировать сайт под мобильную или планшетную версию.

Как правильно провести редизайн

Часто редизайн негативно сказывается на позициях сайта в поиске – если техническая часть проведена неправильно. Или пользователи вдруг требуют вернуть все как было. Вы должны быть готовы к таким ситуациям, поэтому:

  • Обязательно архивируйте старую версию сайта.
  • Максимально сохраните старые URL, тайтлы и дескрипшены.
  • Внимательно настройте все перелинковки, руководствуясь картой сайта. Не забудьте залить новый sitemap.
  • Замерьте показатели аналитики до редизайна, чтобы затем сравнить с трафиком и конверсиями после.

И главное: если вы настроены на редизайн, ваш сайт УЖЕ должен иметь высокий уровень юзабилити и продуманные пользовательские пути. Другими словами, структура сайта должна быть удобной для клиентов. Если, при запросе на редизайн, я увижу, что структура тоже требует серьезной доработки, то обязательно предложу клиенту сначала решить вопрос с этим. А при отказе – извините – делать редизайн откажусь. Не люблю я краской по ржавчине работать :)

Дизайнеры, а как относитесь к таким запросам вы? Всегда ли клиент для вас прав, или вы тоже учите клиентов, как должна строиться работа по сайту? Жду ваших комментариев!

Я - Лена, UX/UI дизайнер, делаю осмысленный дизайн стартапов, сложных продуктов (ERP/CRM/BPM), работаю с банками, застройщиками, фармой. От 2000₽/час, от 100.000₽ за проект. Некоторые работы можно посмотреть тут, заказать тут.

Недавно создала свой ТГ-канал, где буду делиться своим опытом и полезными фишками. Подписывайтесь, будет интересно!

Elena Nexman, UX/UI дизайнер
0
74 комментария
Написать комментарий...
Артур Дунайцев

Прекрасно, но оторвано от жизни. К примеру, типичный кейс - ux/ui зафигачили прототип, на прототипе выборка таблицы элементов, где элементы лежат в разных базах и не маппятся между собой. Или спроектирован поиск умный, которого нет, и внедрять который чисто на бэке встанет часов в 800, и это только готовое решение, а писать своё такое встанет в годы. Но красиво задумано, не спорю.

Или приходит потом фронт, смотрит на это всё и спрашивает: а ребят, компоненты не судьба? Так и надо, да, тут такой чекбокс, тут другой, а потом css- ник весит в пару мегабайт и js , даже чанкированный, по 15мб на чанк на каждую страницу.

Поэтому тут вопрос надо задавать не "а вы готовы в ux, чтобы дизайн делать", а " А у вас разработка готова внедрить что?". А уже после этого и принимать решение совместно с руководителями разработки, продуктами и т.д. И для маленьких компаний это тоже, к сожалению, актуально. У меня на позапрошлой работе вот, 2 проекта выйдут, я их 2 года назад вёл ещё, и вот допилились. Уже и дизайн успел устареть, и прога шагнула, и функционала навешалось, а всё ещё прошлое невнедряемо.

Вот это вот опасно и грустно

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Вы описали несколько кейсов, которые встречаются в реальной жизни, однако не согласна с тем что моя информация "оторвана от жизни".

В первую очередь, в вашем комментарии перемешан дизайн-фронт-бек и задачи бизнеса и если подходить к задаче только с точки зрения дизайна - конечно, есть шанс встрять в историю, которая закончится не скоро.

Я подхожу к этапу дизайна с точки зрения бизнеса, а значит сначала нужно поставить цели, определить возможности, вовлеченный персонал и потом уже на базе всего вышеперечисленного что-то делать. На реальном примере - недавно я аудит одного крупного магазина и фактически мы записали 18 задач в todo на неделю, 27 на 1-3 месяца и 5 (в том числе умный поиск) - на когда-нибудь. И все это параллельно с разработкой уже запланированного и оставляя время на решение багов.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Zlygastev

Если подходить с точки зрения бизнеса в действительности, то хотят редизайн, а не дизайн с нуля именно по причине "не трогать то, что и так работает" (как Вы сами сказали). Вы забываете, что сайт это не просто набор страниц в интернете, но также и его история домена, ранжирование, и прочее seo-шмео) Зачастую именно позиции и бояться потерять при "сайте с нуля". Даже если поменять логику урлов, то это уже влияет на выдачу. И да, иногда поменять "цвет кнопочек" может увеличить конверсию, конечно не серьезно, но тем не менее. Все сводится к метрикам и тестам одним словом) Надо все же быть большим специалистом и предлагать именно то, что нужно конкретному клиенту без оглядки на "как заработать бы себе") Понятно, что все хотят денег, но кто сказал, что нельзя брать деньги за консультацию)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Всё верно :) Поэтому перед любой работой над сайтом я сначала предлагаю аудит, с предоставлением мне доступа к аналитике. И не потому, что я хочу побольше заработать, а чтобы предложить наиболее подходящее решение, исходя из того, что уже имеется сейчас )

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда