{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Так ли нужны Веб дизайнеры ?

Работая веб-разработчиком, приходится постоянно взаимодействовать с ui/ux дизайнерами. Они создают макет в каком либо редакторе (Figma, Sketch, XD), в свою очередь твоя задача сверстать этот макет. Раньше, каждый раз при виде нового интерфейса, я задумывался как все это можно придумать? Ведь мне, человеку, который в основном просто переносил “идею” на html, было не понятно откуда в головах дизайнеров постоянно берутся новые идеи, новые варианты того как тот или иной компонент должен выглядеть. Неужели они такие все из себя особенные, что могут придумать что-то красивое, а я зависаю даже когда нужно решить, стоит ли использовать инпуты с закругленными уголками или с прямыми.

Поэтому было принято решение спросить одного из наших дизайнеров, как она вообще это делает. К счастью ответа “Я так вижу”, не было. А было что-то вроде: “Смотрю сайты конкурентов, изучаю уже существующие примеры, пользуюсь свои опытом”. Посмотреть как делают другие ? Кажется что это на столько очевидно, но когда впервые пытаешься придумать дизайн к своему сайту, то совершенно не задумываешься об этом.

Попробовал. И получилось очень даже годно (Ещё бы, чужой же дизайн с разных сайтов использовал)

Так что, неужели все так просто. Так ли уникальны навыки ui/ux ? Можно ли сейчас обойтись без дизайнеров и как обстоят с ИИ в этом направлении? Эти вопросы, мы постараемся обсудить в данной статье. Давайте приступим !

Чуть больше деталей о процессе работы UI/UX дизайнера.

Давайте немного углубимся в процесс разработки дизайн-макета. И разберем основные этапы. Вот что можно найти, если спросить гугл:

  • Исследование рынка и ЦА

  • Разработка архитектуры

  • Разработка прототипов

Давайте разберем их по порядку.

Исследование рынка и ЦА

Сюда можно отнести задачи, не касающиеся создания самого макета напрямую, а нацеленные на выяснение того, какой функционал хотели бы видеть ваши потенциальные пользователи. Это может быть анализ поисковых запросов из Яндекса и Гугл, проведение опросов и другие аналитические мероприятия.

Однако, этот этап в основном нужен для стартапов или новых проектов и, честно говоря, его лучше делать самостоятельно, поскольку слишком уж это важно, чтобы доверять человеку или компании, которая не является специалистом конкретно в твоей области.

Во-вторых, львиная доля проектов, не являются стартапами. Это может быть обновление уже существующего сайта или приложение, по которому уже собрана вся необходимая информация.

Поэтому, данная услуга хоть и предлагается дизайнерскими компаниями, но абсолютно точно не является фундаментальной. Без нее можно обойтись. Следовательно, дизайнер в роли аналитика нам явно не нужен. И в разы эффективнее будет приходить с полным пониманием чего ты хочешь, а не надеяться что “специалист” решит за тебя твои проблемы. Явно не этот специалист.

Разработка архитектуры

На этом этапе дизайнер должен составить карту будущего сайта. Какие страницы будут присутствовать и как будут взаимодействовать между собой. Выглядит это следующим образом:

Каждый блок – это страница, а цветные прямоугольники внутри каждого блока являются ссылками на другие страницы.

К примеру на рисунке выше страница “TV Show” содержит 3 ссылки “Channel List”, “Recipes”, “Videos”. Эти ссылки могут находиться в шапке, в футере или еще где-то, главное, что они должны быть. Вопрос того, где конкретно они будут находиться, будет приниматься на следующем этапе проектирования макета.

Также в процессе создания архитектуры указывается тип ссылки (Является она внутренней, ссылается на внешний сайт, будет ли доступна конкретная ссылка для всех пользователей и.т.д). Такой разделение можно выполнить к примеру цветом.

Процесс создания карты сайта безусловно важен, но давайте подумаем откуда у дизайнера может появиться информация какие страницы нужны для вашего сайта и как они будут связаны между собой.

Можно предположить, что вы обращаетесь к профессионалу, которыйдолжен знать это и уметь по определению. Он же специалист. Но ни один, даже самый лучший дизайнер не сможет догадаться, почему у вас на главной странице “Сайта мебели”, обязательно должна быть ссылка на вашу партнерскую компанию по производству кожи.

Следовательно, входными данными для дизайнера должны быть: Общие данные по вашему продукту + определенные моменты, характерные конкретно для вашего случая.

Правую часть предоставляете вы, левую дизайнер будет брать либо из имеющихся у него шаблонов (если он уже создавал дизайн на данную тематику), либо будет смотреть на сайты ваших конкурентов и брать их структуру за основу.

Разработка прототипов

Создание прототипа страничек – это финальный этап, по завершению которого мы должны получить набор готовых макетов. При помощи этих макетов программисты уже смогу сверстать сайт. Разработку прототипа странички можно разбить на 2 части:

  • Создание библиотеки компонентов

  • Размещение элементов на страничке

Разберем каждый из них.

Создание библиотеки компонентов

На любом сайте есть повторяющиеся элементы. Такие, как кнопки, поля ввода, карточки товаров и т.д. Чтобы не создавать для каждой страницы одну и ту же кнопку, дизайнеры делают это один раз, а в дальнейшем просто переиспользуют этот шаблон. Набор таких переиспользуемых компонентов, используемых в макете и называется библиотекой компонентов.

                                         Так выглядит библиотека компонентов в Figma.

Размещение элементов на страничке

Для того чтобы правильно составить из набора элементов макет страницы, дизайнеры пользуются 3-мя инструментами в своем арсенале:

1) Правила компоновки элементов.

Сюда можно отнести сетки, шрифтовые пары, правило “внутреннего и внешнего” и другие закономерности хорошего дизайна. Надо отметить, что при разработке интерфейса дизайнеры, как правило, не лезут в книжку, чтобы посмотреть очередное правило, они держат это в голове и выполняют всё интуитивно.

2) Примеры из интернета

Введите в поисковую строку запрос “Дизайн кнопок для сайта” и получите большое число примеров кнопок различных форм и цветов, посмотрите несколько вариантов и используйте понравившийся вариант, либо создайте свой объединив параметры из разных примеров. Вот один из примеров таких ресурсов - dribbble.com. А если вы знаете что такое Figma, то наверняка и слышали про Figma Resources – здесь вы можете найти не только дизайн компонентов, а даже дизайн целых страниц и сайтов.

Не знаете как и куда разместить блок текста или картинку ? Зайдите на сайт вашего конкурента. Скорее всего у него уже есть необходимые вам компоненты и разделы. Сделайте так же как и он. Это повысит user experience, т.к пользователи уже привыкли к такому расположению элементов, а значит у них не возникнет трудностей с освоением вашего сайта или приложения.

3) Личный опыт

По большому счету это “Примеры из интернета”, которые закешировались у вас в голове. Возможно с небольшими искажениями.

Можно ли заменить дизайнера на алгоритм ?

Задизайнить что-то, всегда было синонимом творческого мышления, на которое способен только человек. Не буду спорить компьютеры еще не научились достаточно хорошо моделировать человеческий мозг. Но вопрос в другом. Действительно, ли процесс дизайна является творческим процессом или его можно свести к набору последовательных действий ?

Давайте попробуем написать псевдокод ИИ-дизайнера, на основе тех задач, которые в основном решают в среде ui/ux, опуская при этом второстепенные задачи. Как мы выяснили ранее, дизайнеры работают по 2-м основным направлениям: разработка архитектуры и разработка прототипа. Поэтому в нашей программе будет 2 функции.

function developArchitecture(file, // файл, содержащий структуру специфичную для проекта description // Описание компании) { 1. Прочитать file и преобразовать его в некоторую модель в памяти. 2. На основе description найти похожие сайты в интернете. 3. Спарсить структуру этих сайтов и выделить общие элементы. 4. Сгенерировать модель на основе общих элементов. 5. Объединить общую модель и образованную на первом этапе. return model; }
function developPrototype(model) { foreach(page in model) { 1. Создать макет для каждой страницы 2. Сохранить созданный макет как элемент списка } Преобразовать список из макетов, в структурированную модель. return structuredModel; }

model = developArchitecture(file, description)

prototype = developPrototype(model)

Что здесь не так

Проблема в следующей строчке: "Создать макет для каждой страницы". Обычные алгоритмы не умеют создавать что-то из ничего. Любая стандартная программа, описывает как преобразовать данные из одного формата в другой.

Выглядит очень реалистично, учитывая, что это фотографии несуществующих людей. Эти фотографии созданы нейросетями.

В данный момент, нейросети в основном зарекомендовали себя в области работы с изображениями или видео. И читатель может возразить, что макет сайта это совсем другое. И будет прав. Изображение намного детализированнее. Обычный сайт это набор прямоугольников, различных размеров, покрашенных в разные цвета. Поэтому задача по созданию такого “множества прямоугольников”, должна быть проще.

Существующие решения

The Grid

Идея алгоритмического дизайна не нова, еще в 2014 году The Grid представила эту идею на Techcrunch.

И даже смогла привлечь 4 млн. долларов инвестиции под этот проект, а в 2016 году выпустила официальный релиз приложения. К сожалению попытка была неудачной. Пользователи расcчитывали избавиться от головной боли по созданию дизайна, однако получили еще больше проблем. Первая версия приложения давала создавать дизайн, но имела довольно скудный функционал по “доведению до ума”. Из за чего большое число пользователей просто не получали желаемого результата сразу, при этом единственным способом исправить это - было создание нового дизайна, который опять не удовлетворял пользователей. В итоге The Grid не решал проблему, ради которой и был создан.

В дальнейшем разработчики решили доработать этот изъян, но было поздно. Компания потратила слишком много денег на разработку, при этом так и не начав приносить прибыль. В 2019 году вышла уже 3 версия этого продукта, она распространяется по подписке. Но судя по состоянию сайта компании дела идут плачевно.

Если интересно подробнее познакомиться с судьбой компании, то можно почитать здесь.

UKit

Второй представитель инноваторов в этой области. Ребята из UKit не стали делать сложный продукт по созданию дизайна с нуля, а сосредоточились на “Обновлении старого дизайна”. Не могу сказать на сколько их стратегия была успешней, но сайт компании не выглядит имирающем.

Подведем итоги

Техническая основа для создания ИИ-дизайнера уже имеется. При всем этом на рынке в данный момент не наблюдается (в большом количестве) ПО, которое могло бы покрыть данные потребности. По крайней мере, мне удалось найти лишь одну компанию, которая занимается разработкой в данной области. Создается впечатление, что рынку это по какой-то причине не нужно, иначе такие приложения, давно стали бы популярными, по аналогии с конструкторами сайтов.

Что думаете об этом вы ? Готов пообщаться об этом в комментариях.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Igor Romanov

Чтобы ответить на поставленный вопрос "Так ли нужны веб-дизайнеры?" —достаточно честно ответить себе "Так ли нужны верстальщики?".

В контексте веб-разработки, это части одного техпроцесса. И чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно посмотреть на финальный результат, что нужно заказчику: если это сайт-визитка для маленького ИП — то нет, там и команды разработки не нужно, есть сервисы типа Wix или Tilda (просто готовый шаблон под свои нужды адаптировал и все готово), если есть необходимость в нестандартных решениях — то, определенно, без команды разработчиков не обойтись.

Другое дело, что скорее всего, в общей массе заказов соотношение простых к сложным будет примерно 80/20 (статистики у меня нет, но чисто интуитивно, думаю, можно использовать принцип Парето и +/- быть где-то рядом с реальным положением вещей).

Если очень грубо прикинуть, что в большинстве случаев можно не использовать работу дизайнера — получается, что дизайнеры не нужны. А если вам нужно разработать, что-то уникальное — то получается, что без дизайнеров никак. Вам какая точка зрения ближе?

Ответить
Развернуть ветку
Записки Web разработчика
Автор

Сделаю небольшое резюме вашей точки зрения: "Если вам достаточно дизайна сделанного на шаблонах, то ui/ux не нужен. Иначе нужен".

Да согласен, в том случае если вам достаточно чисто шаблона, то вы действительно не пойдете искать дизайнера, но если как вы говорите еще нужно адаптировать шаблон под свои нужды, то чем такая работа сильно отличается от составления макета в той же Figma ?

Во-вторых, на счет соотношения 80/20. Мы работаем с американскими заказчиками и у этих ребят всегда есть на вооружении дизайнеры, которые верстают макеты. Причем для проектов. Если бы соотношение действительно было бы 80/20, то это означало бы что нет спроса на дизайнеров, а он определенно есть сейчас. Как минимум можно зайти на hh.ru.

В-третьих, статья скорее о том, а можно ли заменить ui/ux, раз их работа так хорошо алгоритмизируется. Что вы думаете конкретно про это ?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Romanov

"но если как вы говорите еще нужно адаптировать шаблон под свои нужды, то чем такая работа сильно отличается от составления макета в той же Figma?" — в wix (и ему подобных nocode-инструментах) есть вполне годные шаблоны, которые можно легко адаптировать под себя: текст перебил, фоточки свои, вместо стоковых поставил, кнопку сохранить нажал — ушло в продакшен, все. Никаких заморочек с дизайнерами и просьбами играть со шрифтами, никаких проблем с поиском верстальщиков, поиском хостинга и т.д. и т.п. Дешево и сердито.
(Да, код шаблонных решений будет так себе и особо гибкой настройки дизайна тоже не будет, но конечному пользователю все-равно, что там под капотом сайта, на чем он сделан и т.д. Не знаю, как вам, а мне кажется, что это вполне приемлемый результат, когда любой человек может за час-полтора сделать сайт на "4 с минусом", вообще не прибегая к услугам дизайнеров и верстальщиков).
-
"Если бы соотношение действительно было бы 80/20, то это означало бы что нет спроса на дизайнеров, а он определенно есть"
80% на 20% - это соотношение простых, элементарных (читай, дешевых) задач к сложным (действительно, требующих команды разработки). Это не означает, что эти 80% будут решены без дизайнера, скорее-всего, как раз-таки наоборот. Если зайти на биржи фриланса, типа апворк или фл, там в основном такие заказы и будут "сделай лого за 5$" или "Сделай сайт, под ключ, за 15 000 руб." И на такие заказы найдутся дизайнеры, скажу более того, кто-то годами в этих нишах сидит. Возвращаясь, к вашему фундаментальному вопросу "Действительно ли есть необходимость в дизайнерах?" В контексте этих задач (лично мое субъективное мнение, если думать с позиции заказчика: цена-качество-время), выгоднее, купить лого/сайт на стоке и не прибегать к услугам людей, которые специализируются по мелким дешевым заказам. Качество там обычно, соответствующее.
-
Отдельно скажу про оставшиеся (условно) 20% — под сложные/ интересные/ нетривиальные задачи, определенно нужно использовать услуги дизайнеров, маркетологов, разработчиков и всех необходимых специалистов.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Romanov

"можно ли заменить ui/ux, раз их работа так хорошо алгоритмизируется. Что вы думаете конкретно про это?"
—-
Прежде чем ответить на этот вопрос, хотел бы заметить, (судя по тому, как вы используете терминологию в статье) что вы не очень разбираетесь какие виды дизайнеров за что отвечают. Но это нормально)

Веб-дизайнер — как следует из названия, специализируется на дизайне сайтов (и не факт, что вообще заходит в область UI и UX).

UI(User Interface)-дизайнеры — соответственно, специалисты по интерфейсам: веб, мобайл, CRM-системы и прочее. Должны хорошо знать гайдлайны платформ, под которые рисуют (про знания фундаментальных вещей в дизайне даже не упоминаю: типографика, композиция и пр).

UX(User Experience)-дизайнеры — проектировщики интерфейсов, что подразумевает исследование ЦА, составление пользовательских сценариев в сотрудничестве с аналитиками, CJM, проведение A/B-тестирований, отслеживание метрик и прочего.

Есть еще CX-дизайнеры (проектирующие пользовательский опыт не только в точке соприкосновения пользователя с интерфейсом, но и в реальном мире, если это большой сервис: голосовые помощники, физические офисы компании, носители информации и пр.) — у нас не очень развиты, обычно эта часть ложится на плечи продактов.

Product-дизайнеры — люди, отвечающие за дизайн продукта в целом (должны совмещать в себе и UX/UI-компетенции).
—-
Ну и, возвращаясь, к вопросу о замене работы человека алгоритмом — думаю, да. Это возможно (с развитием Mashine Learning), но не прямо сейчас. Работа в UX/UI больше похожа на инженерную, чем на работу художника. Просто, чтобы автоматизировать работу низкоуровневого специалиста нужно привлечь более компетентного человека. Вопрос в насмотренности: если это очередной лендинг, то он, скорее-всего будет состоять из тех же частей, как и сотни другие: шапка, приветственный экран, с УТП, рассказ о продукте/услуге, преимущества, отзывы, форма захвата пользователя, футер. Можно автоматизировать? – Можно.
-
Возвращаясь к фигме, есть даже плагин на нейросетке, которому ты в свободной форме пишешь какой сайт ты хочешь и она распознает и что-то генерит. Да, результат, конечно, пока не серьезный, но это, на секундочку, плагин.) Представьте, что можно сделать, если заняться разработкой серьезно?

Ответить
Развернуть ветку
Записки Web разработчика
Автор

1) На счет разницы веб, ui, ux дизайнеров. Она конечно есть, но исходя из того что видел я это обычно один и тот же человек. Это тоже самое, что говорить, что есть верстальщик, а есть Frontend разработчик, но по факту зачастую это один и тот же человек.

2) Про CX-дизайнера. Тут вы правы, про таких даже не слышал.

3) Я знаю создать AI-дизайнера возможно. Как вы и сказали, уже даже есть решения и не только бесплатные. Вопрос в том, на сколько они нужны. Я в статье пишу, что уже есть решения по AI - дизайнингу, но их мало. И вопрос почему ? Вот вы пользуетесь wix и говорите, что в основном вам всего хватает. А вы стали бы также пользоваться подобными инструментами для создания дизайн-макета ?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Romanov

1) Скорее как фронтэнд и бэкэнд. А UX/UI - типа фулстек, в ваших аналогиях.
2) В РФ не распространено, так как настолько масштабных проектов не наблюдается. Это как в концернах типа "Ауди", выпускающее что-то ближе к премиум сегменту, есть специальные люди, которые отслеживают тактильные ощущения от нажатия переключателей и т.п. (чтобы кнопки и селекторы не как попало переключались, а с определенным усилием и отклик был одинаковый ну и всякое такое - чтобы приятно было все это нажимать и пользоваться). Надеюсь вы поняли контекст и почему это на столько редкий зверь, что и говорить не приходится. За все это в том числе отвечает продакт, но так как невозможно объять не объятное - как вы поняли, занимается он этим постольку поскольку.
3) Я дизайнер, просто рассуждаю с позиции малого бизнеса. Зачем тратить 150-300 тр и 3-6 месяцев на сайт, если можно взять шаблон и, условные 15-30 тр, и уже к вечеру получить схожий результат?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Посмотреть как делают другие – хороший вариант.
Самое интересное, что за монстр делает первоисточник, на который потом все смотрят. )))

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Ivanov

Я думаю, Вы еще мало дизайнеров встречали или обижены на зерокодеров) Для меня, как дизайнера, верстальщик и фронтенд это разные люди. Так и в дизайне, 80% дизайнеров копируют чужие работы, остальные уже дизайнеры-проектировщики и совершены другой уровень. Что касается замена на ИИ или конструктор, так всегда будут те, кто использует готовые шаблоны с версткой или готовый дизайн. И уже масса сервисов для этого.

Ответить
Развернуть ветку
Записки Web разработчика
Автор

Само собой, что те 20% "уникальных дизайнеров" никуда не денутся. Это все равно, что говорить, что после того как появился wordpress и подобные ему конструкторы, то полностью исчезнет спрос на Frontend.

Просто я к тому, что вот если бы у вас был выбор использовать шаблон или сгенерировать макет, который по качеству был бы схож на результат работы тех 80% процентов, то неужели вы не выбрали 2-й вариант ?

Шаблоны это конечно хорошо, но они хороши только если вам нужен максимум лендинг. А на что-то сложнее их не хватает

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда