О дизайне и серфинге
Что для тебя означает дизайн?
Приведу цитату Набокова из “Защиты Лужина”: “тайна, к которой он стремился, была простота, гармоническая простота, поражающая пуще самой сложной магии”. Это сублимация понятия дизайна в моем понимании.
Какой у тебя бэкграунд?
Я родилась в семье художников из Строгановки. Папа закончил кафедру монументально-декоративной живописи, мама – графического дизайна. Поэтому Рудер, Чихольд и Шпикерман уживались на книжных полках рядом с Леонардо, Врубелем и Кандинским. Никаких противоречий. Как вы понимаете, это здорово повлияло на мои представления о мире.
Почему ты выбрала для себя именно айдентику?
Меня всегда привлекала сила воздействия брендов на человека, влияние на эмоции, то, насколько можно менять восприятие и ощущения. Я гуманитарий – люблю историю, культурологию, психологию, литературу. Помимо непосредственно художественных дисциплин именно такое сочетание знаний дает инструменты для поиска решений в сфере брендинга. Для меня это индивидуальная история. Принято считать, что дизайнерами становятся интроверты, остро переживающие несовершенство мира. Я бы шла от обратного: те, кто остро чувствует красоту этого самого мира и может, пропустив через себя, преумножить ее и телепортировать туда, где пусто, бессмысленно и некрасиво.
Расскажи о своем методе поиска решения
В детстве я любила детективы – Конан Дойль, Агата Кристи, Дик Френсис, Акунин. Поэтому к проекту я подхожу часто как к поиску “убийцы” – через анализ, логику и сопоставление фактов. Очень увлекательно и азартно, честно скажу. Хочется скорее открыть новое дело и найти максимально остроумное решение. Но помимо удовольствия от находки интересной рабочей идеи – это часы и часы работы. "Лишь то, что писано с трудом, читать легко" – Жуковский – это про большой айсберг учебы/работы/ опыта, который часто клиенту неочевиден. Об этом важно помнить, когда решение и дизайн кажутся слишком простыми. На самом деле нет.
Поиск решения в айдентике – это как поиск убийцы в детективе.
Из каких этапов состоит создание брендинга?
Первый важный этап происходит внутри бизнеса – это осознание необходимости перемен. На этом этапе клиент обращается в студию и ему уже нужна помощь: побороть собственный страх перемен. Это психологический триггер: даже если всем очевидно, что бизнес вырос из своей старой оболочки и она тормозит, а не помогает развитию, то страх ищет пути отступления: “ну мы же прожили так 20 лет и вроде ничего..” И тут важно здраво посмотреть на ситуацию, на конкурентов, которые впереди, а главное на перспективы развития.
“Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!” (Кэрролл)
Второй этап – это разговор – подробное искреннее интервью, которое передает основную идею и поможет сформулировать основополагающие моменты для создания сильной бренд-платформы: миссию, ценности и философию. Чем больше на этом этапе информации, тем быстрее и точнее можно выкристаллизовать идею для стратегии и визуальной коммуникации.
Третий этап – базовая презентация с большим процентом теоретической части, касающаяся анализа и исследований плюс первый подход к графической форме. Далее два сценария: в идеале мы всё правильно поняли, нашли работающий вариант решения и приступаем к ее развитию на других носителях фирменного стиля. Второй вариант – на каком-то из этапов мы допустили ошибку, мы вместе ищем ее и уходим на разработку второго подхода. Таким образом происходит до трех итераций.
Четвертый этап – разработка руководства по использованию фирменного стиля, передача утвержденных макетов заказчику и вечеринка в эту честь. И часто добавляется пятый этап: дополнительные носители, например полезная штука в эпоху SMM это Social Media Guide – правила и инструменты для оформления социальных сетей.
Любимый логотип за все время из мировой практики
Это как одну любимую песню выбрать, практически невозможно. Допустим, Casa Da Musica Загмайстера. По двум причинам: во-первых, меня завораживают звездные коллаборации – этот проект вдохновлен архитектурным решением великого Рэма Колхаса. Во-вторых, это 2007 год, а стало быть один из первых значимых фирменных стилей по принципу генеративного дизайна. Красиво, логично и остроумно, все как мы любим. И конечно AOL от Wolff Olins – очень смелое решение 2009 года, даже в 2018 в России, увы, мало кто на такое осмеливается.
Рисуешь ли ты скетчи от руки?
Мы все выросли из триединства “рисунок + живопись + композиция”. Это дает понимание работы с пространством, цветом и идеей. Скетчинг – это своего рода медитация: когда в голове находится весь объем информации по проекту, есть чистый лист и идеи, которые требуют быстрой визуализации. Ты делаешь зарисовки и переносишь лучшее в цифровое пространство.
Чем отличается художник от дизайнера?
Как-то я шла по Карлову мосту в Праге и решила заглянуть в небольшую художественную галерею. Там висели работы моего отца, о чем я не знала, и мы пообщались с галеристом. Папа тогда увлекался стилем малых голландцев и работал в этом ключе. Хозяин галереи сказал, что весной продаются лучше картины в белой и красной гамме и настоятельно рекомендовал передать папе, чтобы придерживаться этого решения. И вот если у человека есть опция сказать идите нафиг, я свободная творческая личность и делаю что хочу, то скорее всего это художник. Дизайнеру всё- таки необходимо слушать. И быть хорошим психологом. Иначе то, что получится, будет ненужным мертворожденным проектом в стол. Потому что дизайн – это решение задач клиента, а искусство – самовыражение творческой личности.
Кто для тебя икона?
Я обожаю Стефана Загмайстера. В моем понимании он прям рок-звезда, а это означает страсть, одержимость и иной образ мышления. К примеру, опыт его студии каждые 7 лет уходить на год в созидательный отпуск, меняя географическую локацию с целью накопить идеи и потенциал для следующей семилетки. Согласитесь, это явно выходит за рамки привычного потока дел любого дизайн-агентства. Находясь в ритме жизни AIC, Ogilvy или G2 было непросто представить себе даже примерно как это может работать. Уйдя в декрет, я решила провернуть что-то подобное – улетела на Бали, стала копить и записывать идеи, структурировать день, не имея внешних факторов и делать зарисовки. Оказалось, что подобная практика эффективна: получается сохранять баланс между рабочими задачами, персональной инициативой, спортом, путешествиями и личной жизнью.
Что думаешь о дизайн-образовании в России и на Западе?
Когда я училась в Германии, меня вдохновляло отсутствие четких границ для форм дизайна и готовность к реализации интересных студенческих проектов. Например, была задача прорекламировать городской зоопарк. Для этого один из подземных переходов снабдили датчиками движения и пригласили графитчиков забомбить стену джунглями. Когда человек входил в это пространство, на протяжении пути его сопровождали звуки, издаваемые дикими животными. Особенно круто туда спускаться холодным зимним утром, сильный контраст производит впечатление. Студент придумал, администрация города финансировала, вместе реализовали – вот что я называю социальной вовлеченностью креативного класса.
В чем основная разница в системе образования в России и Европе?
В первой сильна педагогическая принудительная составляющая: условно преподаватели бегают за тобой и чего-то от тебя хотят. В Европе наоборот – ты бегаешь за преподавателем, это он – твоя цель, это тебе надо, и если получишь консультацию – это здорово. Вторая схема значительно лучше готовит к реальной жизни. Оборотная сторона – этот подход годится только людям со внутренним стержнем, замотивированным, которые не будут растекаться от большого количества свободы. Ты приходишь в Университет и это как шведский стол. У тебя есть возможность набрать блюд на свой вкус и по своему аппетиту. Кто-то берет 3 дисциплины, кто-то 15. Голодная русская студентка набрала много выходящего за рамки графдизайна: помимо основных дисциплин, типографики, плаката - After Effects, Flash (да, мне много лет), Object design, режиссура, фотография. О, это было веселое время.
Был ли у тебя Учитель?
Я благодарна всем, кто приложил к этому руку. Когда я на третьем курсе попала джуниором в крупное международное агентство запомнилась фраза моего первого арт- директора “Всё хорошо, всё переделать” (смеется). А если серьезно, то очень многому научил Тим Чёрный (AIC). Про подход, смелость, мышление, умение выстраивать и проводить презентации.
“Всё хорошо, всё переделать”.
Любимая дизайн-студия за все время из мировой практики
Pentagram – за историю, теорию Бейрута и Полу Шер. Рекомендую фильм BBC Abstract – одна из глав посвящена как раз Поле. Даже сейчас значимый перевес среди арт- директоров в пользу мужчин. А стать графдизайнером мирового масштаба в 70е – это почти как первый черный президент в Америке.
Расскажи о трудностях в профессии
Думаю, что у профессии дизайнера та же проблема что и у президента, и у футболиста – все лучше тебя знают как надо. Вот и Пола Шер говорит, что во многом задача арт- директора не творческая, а коммуникационная – презентовать и убедить в том, что это решение работает.
Во многом задача арт-директора не творческая, а коммуникационная – презентовать и убедить в том, что это решение работает.
Как ты видишь будущее индустрии графического дизайна?
Мне кажется, мир становится более технологичным, упрощённым, минималистичным. Айдентика идёт об руку с разработкой сайта/приложения. Поэтому с одной стороны – 4D, нейронные сети и генеративный дизайн (сфера IT, криптовалюта, финансовый сектор), с другой – теплые проекты с человечным неймингом (рестораны, коворкинги, общественные пространства).
С одной стороны – 4D, нейронные сети и генеративный дизайн (сфера IT, криптовалюта, финансовый сектор), с другой – теплые проекты с человечным неймингом (рестораны, коворкинги, общественные пространства).
Три самые важные книги для дизайнера
Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос», Папанек “Дизайн для реального мира”, Шпикерман “О шрифте”.
Dreambrand – как все начиналось?
У нас сформировалась творческая группа, реализовавшая совместно несколько проектов. Все молодые, с интересным бэкграундом, опытом работы в Aic, студии Лебедева, Ogilvy, Firma, G2, Mercedes. Потребность зафиксировать себя как студию возникла после того как партнёр переехал в Австрию и возникли западные клиенты. Пришло время делать сайт, рассказывать о себе и создавать студию без географических привязок. Я тоже много путешествую и периодически переговоры и презентации проводятся по Скайпу. Очень удобная практика, значительно расширяющая географические возможности. Благодаря этому мы реализуем проекты для Австрии, Германии, Израиля. Но основной объем задач идёт все-таки со стороны русского бизнеса.
С какими клиентами хотелось бы поработать?
Мне интересен вектор оформления фестивалей, мероприятий, городской среды, айдентика для жилых пространств, ресторанов, коворкингов.
Если бы нужно было сменить профессию, кем бы ты стала?
Видеооператором - люблю путешествовать, наблюдать за людьми, слушать их, чувствовать свет, цвет и динамику кадра.
Какой из носителей фирменного стиля наиболее важен?
Полагаю, что ни инструмент, ни носитель значения не имеют. Если есть глубокая вовлеченность и большая идея, то можно помочь бизнесу заказчика в гораздо более широком смысле. Формально мы занимаемся визуализацией идей, но в насколько большую интересную и уникальную историю это может вылиться, никто не знает.
Айдентика – твоя главная страсть?
Общая физическая и интеллектуальная подготовка, понимание архитектуры океана, анализ ситуации на лайнапе. Учиться у лучших, по возможности не дропать новичков, иметь чувство момента, силу, скорость и баланс. Это применимо к обеим моим страстям – серфингу и дизайну. Если вдуматься.