{"id":13587,"url":"\/distributions\/13587\/click?bit=1&hash=a51d1243f4f81fc79ee7c1ba1cd611adea3e20c1cd7283c3a3ca6c54bb325b5c","title":"\u0412\u0430\u0448 \u0441\u0435\u043e\u0448\u043d\u0438\u043a \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u043d\u0435 \u0436\u0443\u043b\u0438\u043a? ","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"3c239ea7-2144-53e3-94b9-de4e9e0cd5ff","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
JetStyle

Путь от моушн-дизайнера в агентстве к дизайнеру диджитал-одежды и созданию культурного цифрового следа

Делимся историей нашего моушн-дизайнера и 3D-художницы — о том, как прийти к созданию диджитал-одежды. И почему это способ сохранить национальную культуру и реализовать себя во времена цифровизации. Разбираемся в понятиях, применимости, потенциальной доходности и других ценностях диджитал-фешена на примере виртуальной коллекции башкирской одежды.

На DUMP-2022 Ляйсан Торопова выступила в секции Design с докладом «Цифровой культурный след: искусство, дизайн, деньги и идентичность в инфопространстве будущего» (и, кстати, стала лучшим спикером этой секции). Ляся работает над сохранением башкирской культуры в диджитале, а мы собрали из ее выступления статью, чтобы сохранить этот опыт.

Для начала немного познакомимся. Меня зовут Ляйсан, я создаю видео и креативы, занимаюсь моушн-дизайном и 3D-артом, участвую в выставках и стритарт-фестивалях — а результаты своего творчества выкладываю в Инстаграм*. Мои работы во многом завязаны на моем бэкграунде. Но обо всем по порядку.

О диджитал-фешене

Когда живешь в своем инфопузыре, кажется, что некоторые вещи должны быть одинаково понятны всем. Но когда я рассказала нашему исполнительному директору, с какой темой буду выступать на DUMP, он посмотрел на меня примерно так:

Возможно, он хотел спросить меня, что это за фигня, но вместо этого он спросил, есть ли у диджитал-одежды реальное воплощение. Ответ — иногда да, иногда нет. И есть ли у этого практическая польза. Здесь ответ однозначный — еще как да))

Ближе к делу, помните кукол из бумаги с одеждой для вырезания? По сути диджитал-одежда — это то же самое, только гораздо круче, хоть и пощупать нельзя.

Бумажные куклы из журнала «Работница»

В целом это одежда, созданная не в реальном мире, а в диджитале, в основном в 3D и реже — в 2D. Ее «надевают» на фото и видео с человеком или на трехмерную фигурку — диджитал-аватар. Сделать это можно как в момент записи контента, так и на этапе постпродакшена.

Сама я впервые узнала о диджитал-одежде несколько лет назад. Увидела виртуальную коллекцию дизайнера Регины Турбиной, которую она представила на неделе моды. И люди это покупали: присылали ей свои фото в обычной одежде, а она в ответ отправляла им те же фото, но уже в одежде из коллекции. Регина — настоящая визионерка, сейчас у нее есть свой NFT-маркет Artisant, коллаборации с брендами и множество других проектов.

Но я не сразу прониклась концепцией. Бывает, жалко тратить много денег на физическую одежду, а тут люди платят просто за фотографию в диджитал-одежде. Тогда я посмотрела на это, пожала плечами и забыла — меня волновали другие, более земные вещи.

А именно — моя идентичность, культурные сокровища, то, куда всё это денется, когда мы еще глубже погрузимся в диджитал-пространство.

О национальной идентичности

Я — башкирка. Башкиры — малый народ России, легендарные кочевники, которые раньше жили не только в Башкортостане, но и частично в Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях.

А сейчас нас осталось мало, наша культура и история растворяются в глобализации — все становятся одинаковые, европеизированные. И при переходе в диджитал-мир, где и так не всегда понятно, кто есть кто, эти особенности могут полностью стереться. Останется только то, что сейчас доминирует в культурном пространстве.

Например, многие интересуются скандинавскими мифами и японской мангой — эту культуру продвигают и делают на ее основе новую, цифровую. Думаю, если бы мы так же хорошо разбирались в своей культуре, то могли бы популяризировать ее не меньше.

Ведь история башкир началась аж в 5 веке до н. э., и за это время произошло много знаковых событий. У нас свой язык, своя письменность, есть огромный героический эпос, где главный герой разъезжает сначала на льве, а потом на крылатом коне, сражается с самой смертью, а также со злыми дэвами, живущими в облаках, и со змеями. Всё это — нерастраченный потенциал, и руки чешутся его растратить))

Но при всей крутизне такого бэкграунда, многие волей-неволей его стесняются, и со мной такое было. Несмотря на то, что я росла в Башкирии, ко мне часто относились пренебрежительно из-за внешности и имени, обзывали. Приходилось представляться русским именем, чтобы не выделяться. Тогда всё национальное казалось мне каким-то неклассным. И это жутко несправедливо, что из-за какого-то стеснения пропадают такие истории.

Повзрослев, я решила поступать вопреки: не стесняться своей культуры, а изучить ее и гордиться.

О погружении в свою культуру

А гордиться есть чем. Наверняка каждый, если покопается в прошлом, найдет что-то удивительное. Вот, например, два моих предка. Первый — Сураш-батыр — буквально легенда, ведь про него написали легенду. Он сражался за свободу своих соплеменников, убил одного злодея и стал национальным героем. А второй — Асхат Галимов — мой прадедушка, основал педколледж в деревне, погиб героем на войне в 39 лет.

Однажды я поучаствовала в тематической фотосессии в народном костюме. На фото слева на мне татарский головной убор калфак, ему больше ста лет, он принадлежал еще моей прабабушке.

Фотографии by @rada_ph*

Когда я выложила фото в свои соцсети, то получила активный эмоциональный отклик: людям тоже захотелось узнать свой культурный бэкграунд. В целом, если помониторить соцсети, можно заметить, что сейчас зарождается тренд на национальную идентичность. Люди хотят знать, кто они есть на самом деле, найти свою особенность.

Меня всегда интересовали мифы — я рисовала картинки по мотивам мифов народов России, чтобы рассказывать другим об их существовании.

Так родились русалки, которые ради забавы утопили жигули.

Русалки

И якутский монстр Абасы.

Монстр Абасы

Но я же башкирка, поэтому однажды решила создать картинку и про башкирский миф. Нарисовала мифическую змею Аждаху, которая может превращаться в женщину, если проживет определенное время. Тогда я не умела делать диджитал-одежду, поэтому просто накрыла ее тряпочкой, и мне понравилось, как это выглядит.

Мифическая змея Аждаха

Я подумала, вот бы был способ «сшить» такую цифровую одежду со всеми деталями, чтобы была заметна историческая отсылка.

Но и эта мысль не привела меня тогда к тому, чем я занимаюсь сейчас.

Переход к диджитал-одежде был случайным. Я просто экспериментировала с физикой цепей в Cinema 4D и заметила, что цепи напоминают мне башкирское шейное украшение. Мне захотелось сделать из этого украшения головной убор. Сейчас как раз в моде совмещать современные головные уборы с народными элементами. Поэтому я замоделила кепку, загнула цепочки вверх и закрепила на козырьке.

Шейное украшение северных (пермских) башкир

Я выложила эти цепочки в Инстаграм*, и, судя по лайкам и репостам, людям это понравилось. Оно и неудивительно: одежду все носят, в ней все в какой-то степени разбираются, она всем ближе, чем мифические существа. Тогда я поняла, что через одежду проще доносить свои идеи, плюс это еще и хайповая тема, а тратить время на что-то нехайповое мне не хотелось бы.

Так начался мой путь совмещения диджитального и народного.

О реальном воплощении культурного

У меня было много попыток начать делать что-то, связанное с башкирской культурой, — я делала не только иллюстрации к мифам, но и одежду, каллиграфию, предметы быта, мультики. Это очень затратно по времени и деньгам: нужны месяцы, чтобы создать, например, костюм, который в итоге будет не то чтобы практичным и носибельным.

Но есть люди, которые такое делают и даже строят на этом бизнес. Вот несколько примеров.

Проект Your Yool — визуальное исследование, направленное на популяризацию национальной татарской моды.

Казахстанский бренд украшений из бисера Ozin.

Такие примеры меня вдохновляют, но для себя я выбрала диджитал-арт — идеальный баланс между ресурсами и результатом.

О преимуществах диджитал-одежды

Как вы уже поняли, в первую очередь создание диджитал-одежды экономит ресурсы.

Моя подруга, дизайнер одежды, однажды поделилась со мной мыслью, что отшивать сразу всю коллекцию, а потом уже продавать ее — абсурд. Ведь, чтобы отшить коллекцию, нужно много всего: раскроить, подогнать под разные фигуры, потратить ткань, провести фотосессию, создать каталог. И только потом продавать, и не факт, что все продастся.

В отличие от реальной моды, в диджитале можно совсем незатратно «отшить» все прямо на компьютере в 3D, примерить это на любую фигуру и тут же перешить, если не сидит, сделать фотографии на виртуальных моделях, выложить каталог, собрать заказы и только потом отшить в реальности нужное количество изделий. Или проанализировать рынок и понять, например, что люди хотят такое же пальто, но с другими пуговицами, и изменить коллекцию с учетом этого.

Кстати, отличить диджитал-одежду от реальной не всегда просто. Это значит, что диджитал-примерка может полностью заменить реальную.

Кроме экономии у брендов появляется и дополнительный источник заработка за счет продажи цифровых копий одежды как NFT. Например, серебряный диджитал-лук из подборки в 2019 году продали за 9500 долларов.

Этой возможностью пользуются как небольшие бренды, например бренд экологичной моды Ecoolska.

Основательница Ecoolska со своим цифровым аватаром

Так и гиганты рынка: Alexander McQueen, Balenciaga и даже Uber.

Реклама диджитал-одежды тоже полна плюсов: она еще не приелась аудитории и у нее нет ограничений по бюджетам — можно использовать любые спецэффекты, жечь и взрывать эту одежду, делать ее любых размеров.

Еще бренды могут делать коллаборации с художниками. Для талантливого художника — это шанс получить классный кейс в портфолио и стать известным. И такие случаи были. А для бренда это способ заявить, что ему важно — технологии, искусство, экология.

Кстати об экологии — диджитал-одежда помогает решить проблему сверхпотребления. Наверняка вы слышали о фастфешене — люди покупают много дешевой одежды плохого качества, она быстро приходит в негодность или становится немодной, и ее выкидывают. Такая же участь у нарядов знаменитостей, которые, как правило, не появляются на публике в одном и том же. В люксе тоже есть такая проблема: нераспроданные брендовые вещи просто сжигаются. К чему это приводит? Видели свалки одежды в Чили? Часть этой кучи могла бы жить в диджитале.

Также диджитал-одежда важна для метавселенных. Если коротко и просто, метавселенная — это такая соцсеть в виртуальной реальности с дополнительными возможностями взаимодействия и монетизацией. Люди в ней предстают в виде аватаров — своих диджитал-копий.

Пример метаверса — компьютерная онлайн-игра Fortnite. Точнее, это не совсем метаверс, но многие его свойства там уже есть. Интересный кейс по нашей теме — бренды Moncler и Balenciaga создали для игры свои коллекции.

Moncler для Fortnite
Balenciaga для Fortnite

А еще недавно в другой метавселенной — Decentraland — прошел показ диджитал-одежды разных брендов: аватары посетителей пришли посмотреть, как аватары моделей ходят по виртуальному подиуму в цифровой одежде. Наравне с мировыми известными брендами в этом показе участвовали и дизайнеры-одиночки — у всех был одинаковый потенциал быть замеченными. Это отражает философию интернета будущего, где у всех нас будут примерно равные возможности.

О целевой аудитории

Диджитал-одежду носят цифровые люди — аватары, которых реальные люди создают по своему подобию. Уже есть немало виртуальных блогеров, например — Лил Микела. В нее вкладывают миллионы, она записывает клипы, появляется на мероприятиях — в общем, живет свою лучшую жизнь, в отличие от меня))

Еще есть Анна, русская диджитал-леди. Ведет программу на ТНТ вместе с реальными людьми и развивает свои соцсети.

Но моя любимая диджитал-девушка — это Триша, мой собственный аватар. Я постаралась сделать ее похожей на себя, но это постоянный процесс. Пока она выглядит вот так, иногда ведет за меня соцсети и носит мои дизайны.

Триша

О моей диджитал-коллекции

На мой взгляд, диджитал-одежда не должна быть просто красивой и впечатляющей, иначе она превратится в красивый шум. У одежды должна быть цель, функция. У моей — это культурные исследования и создание нового мира, где культура продолжит жить и развиваться.

Первый итем моей диджитал-коллекции — юбка из монеток. Все башкирские инфлюенсерки прошлого покрывали свою одежду огромным количеством монеток, вот вам и монетизация))

Второй итем — специальная версия кепки, тоже в монетках и с шипом наверху — отсылка к чувашскому и башкирскому головным уборам, напоминающим шлем.

Кажется, этот шлем отсылает ко временам, когда женщины-кочевники скакали на конях и стреляли из лука.

Третий итем — еще один головной убор, по типу башлыка, название которого буквально переводится, как головняк. Башкиры носили его на войне с Наполеоном, а затем это подсмотрели все, и теперь многие думают, что это одежда казаков.

В моем изделии от башлыка я взяла общую форму. А хвостик с пуговками и уголочек надо лбом — отсылка к другому башкирскому головному убору кашмау. Его расшивали монетами, которые тянули голову назад и способствовали красивой осанке.

Когда я уже закончила, моя шапка напомнила мне ящерку, и я добавила ей текстуру рептилии. Такое можно проделывать только с диджитал-одеждой, ведь, шей я это вживую, я бы не смогла поменять ткань в самом конце.

Я не считаю, что нужно в точности повторять традиционный костюм, нужно на нем основываться и дальше уже шагать, куда хочешь.

Еще одна моя вещь, которая меньше всего нуждается в объяснении, — платье с портупеей с национальным орнаментом и дизайнерское украшение для волос.

Я решила не останавливаться на одежде и сделала дизайн кочевого жилища юрты, она получилась мифической и фэнтезийной.

Но вернемся к одежде. В национальной теме мне особенно нравится тренд на прикрытие лица — он присущ многим народам. Причем это не заматывание из скромности, это что-то в хорошем смысле жуткое, шаманское. И довольно модное сейчас — если посмотреть фешен-показы, у моделей часто полностью закрыто лицо, это позволяет сосредоточиться на одежде и не отвлекаться на внешность.

Вдохновившись этими образами, уральским ветром и ковидом, я сделала вот такие полотна на лицо.

Символ на моих изделиях — не случайный, это мое имя на арабском, стилизованное под куфическое письмо.

Мне пришлось немного поизучать арабский на Duolingo, чтобы понять, как расставить закорючки, а потом и куфическую стилизацию, чтобы эти закорючки превратить в пиксели.

Вопрос: при чем тут арабский, я же башкирка? Башкиры за свою историю несколько раз меняли письменность. Сначала писали на арабском, потом на латинице, затем появилась кириллица. Сейчас в башкирском алфавите 44 буквы.

Получается, что родители моей бабушки застали все три вида письменности. А они были учителя и публицисты, и мне сложно представить, как они два раза полностью меняли свой воркфлоу.

О примерке

Если вы уже захотели приобщиться к диджитал-одежде, то для вас отличные новости: есть куча возможностей ее примерить. Например, через эти приложения:

Снепчат — крутейший AR c трекингом тела для одежды. Многие бренды ее туда загружают, и свое туда загрузить тоже можно. В остальные приложения нельзя загружать свою одежду, но можно примерить одежду разных дизайнеров.

Также возможность онлайн-примерки есть у многих интернет-магазинов. Например, у Амазона или Ламоды. Это классный маркетинговый ход, который позволяет забрать долю рынка у офлайн-магазинов.

Но самый привлекательный, на мой взгляд, вариант — написать дизайнеру и прислать ему свое фото. Кому писать, вы знаете (мне).

О процессе создания диджитал-одежды

Для тех, кто хочет сделать что-то самостоятельно, новости тоже просто отличные — это совсем несложно и порог вхождения довольно низкий. Софт для создания одежды называется Marvelous Designer, и чтобы начать в нем работать, достаточно посмотреть тьюториалы на YouTube. Причем записывают их, по моим ощущениям и судя по профессиональной лексике, не 3D-дизайнеры, а швеи.

В программе можно рисовать выкройки в векторе, есть разные пресеты тканей, можно менять цвета и плотности, подтягивать одежду для лучшей усадки и самое классное — смотреть, как всё сшивается. Очень приятная симуляция, не требующая больших ресурсов.

А после можно наложить текстуры прямо в Marvelous Designer или экспортировать и доделать работу в другом софте. И всё — вы восхитительны, вы уже дизайнер диджитал-одежды.

И еще раз про значимость

В заключение хочу вернуться к тому, для чего вообще существует вся эта сфера — диджитал-одежда и в целом диджитал-арт.

Практическая польза — это, конечно, здорово, но все-таки самое главное — это творчество и свобода самовыражения. Потому что всем иногда хочется выглядеть как-то по-особенному и создавать что-то особенное. Но в реальности нас много что сдерживает: дороговизна одежды, осуждение окружающих, нежелание копить хлам. Но внутренняя Верка Сердючка рвется наружу и не дает покоя.

Так вот, диджитал-арт дает возможность самовыражаться, ни в чем себя не ограничивать и чувствовать флоу свободы и творчества.

Если вас зацепила тема диджитал-одежды, вы хотите примерить что-то из моей коллекции или заказать индивидуальный дизайн — напишите мне в телеграм @molyno.

А если вы интересуетесь метавселенными и хотите создавать их сами или заказать для своего бизнеса — напишите нашему руководителю XR-направления Алексу Маркину: так же на почту [email protected] или в телеграм @alexnashzemlyak.

* Инстаграм запрещен в России.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Стакан чая

А что по выручке?

Выглядит кринжово и максимально бесполезно, но возможно я не ца.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Автокад для дизайнеров.

Ответить
Развернуть ветку
I see you

Часть про то что дигитал одежда якобы внесет свой вклад в экологию, бред чистой воды. Никто не станет покупать меньше физической одежды, потому что он сможет натянуть на себя вируальный оьраз, скорее второй будет плюсом, если это как-то раскачается а не станет пшиком очередным

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Popov

Главное чтобы поклонники гретты хлопали в ладоши)

Ответить
Развернуть ветку
I see you

Да это просто попытка найти плюсы там, где их пока нет. Уже года два разговоры про диджитал одежду, а хоть сколько-то мейнстримом она становится и не планирует, поэтому и начинается: «наши тетрапаки экологичные, потому что вот так вырезаете окошко, привязываете ниточку и оп! Кормушка для птиц! И ничего на свалку!»

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Popov

Чем бы креативная молодёжь не тешилась, лишь бы в виртуальном мире сидела)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

Не согласен. Легко представить, что часть денег из сектора реальной одежды может перетечь в сектор виртуальной одежды

Например, с ростом количества времени, проводимого в виртуале, для заметной части людей внешний вид аватара станет более значим, чем реальный лук, и они станут носить менее разнообразную одежду в реале и меньше её покупать

Ответить
Развернуть ветку
I see you

Максимум - незначительная флуктуация, а не какая-то существенная часть денег в виде целых долей процента. Так-то нафантазировать можно что угодно, но сейчас никаких предпосылок к этому нет

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

Вспомните этот свой комментарий через 10 лет :–)

Ответить
Развернуть ветку
I see you

Или вы

Ответить
Развернуть ветку
Пожилой Женя

Так шмотки в доте вроде как уже давненько продают, или это не digital одежда?

Ответить
Развернуть ветку
Ляйсан Торопова

Так и есть, в играх уже давно продают одежду. Но прямо модой для обычных людей это стало не так давно, и для национальной одежды диджитал совсем немногие используют.
Сейчас еще в метавселенных начали пользоваться одеждой, и для диджитал-аватаров, которые свой бренд развивают.
Я хочу сказать, что суть одна, какие-то пиксели натянуты на изображение человека, но контекст и применение разные.

Ответить
Развернуть ветку
Пожилой Женя

Там даже бизнес модель одинаковая, что Стим берет свой fee+tax, что блокчейн🥲

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Vedeneeva

Госпадя, какая Ляйсан молодечинка! И талантливая! 👍😁 . А уж такое глубокое понимание своей национальной идентичности очень похвально!
Свалка из одежды ужасает конечно, я помню, какой шок у модной общественности несколько лет назад вызвало заснятое уничтожение нераспроданной коллекции Burberrys , однозначно диджитализация этой индустрии поможет кардинально видоизменить культуру потребления

Ответить
Развернуть ветку
JetStyle
Автор

да, согласны абсолютно!

Ответить
Развернуть ветку
Aley

Диджитал мусор

Ответить
Развернуть ветку
Anton Barinov

в двух словах
вы создаете виртуальную одежду, находите клиентов и уже шьете одежду по мере необходимости

Ответить
Развернуть ветку
JetStyle
Автор

Мы как компания JetStyle занимаемся не этим, мы комплексный digital-продакшен и создаем цифровые сервисы и продукты, в том числе занимаемся виртуальной и дополненной реальностью. А еще – и про это статья – у нас работают потрясающие люди, чьи истории восхищают. И мы с радостью ими делимся

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Себя не похвалишь, никто не похвалит.

Ответить
Развернуть ветку
P P

Проще надо быть, а то как все )

Ответить
Развернуть ветку
ZIPA

Диджитал, диджитал, диджитал... Вроде слова "виртуальный", "цифровой" все описывают.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Perepelkin

3D аватары типо Анны, конечно, кринж.
Спрашивается, что мешает рисовать приятных глазу персонажей как бразильский художник Icaro Carvalho
https://www.artstation.com/icarocarvalho

Marvelous Designer, вроде бы, существует примерно столько же сколько и Poser, т.е. годов с 90-х. Так и не понял в чём прорыв.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei M

Слишком претенциозно

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null