{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Ну кто ж так продаёт? Обзор плохой продажи дизайна в диалоге

Значит так. Я, как плохой человек, но хотящий как лучше, под видом клиента написал некоторым из дизайнерам из своего канала. Главный вывод — дизайнеры продавать не умеют. Ошибки были типовые. Их сейчас разберём на примере одного из диалогов.

Ну и нафига мне с тобой созваниваться?!

Начало диалога

Заход нормас. Выходить на звонок — это правильно, так не сделал почти никто. Но я бы навесил ценности на сам звонок, чтобы клиент в голове ответил себе на вопрос «нафига мне тратить на тебя своё время, я же прост цену хочу узнать».

Например, можно было бы сказать так: «Чтобы понять, как продавать много вашей посуды через сайт, нам нужно провести короткий аудит вашего бизнеса и текущей ситуации. Давайте созвонимся сегодня минут на 20. Во время аудита я разберусь в вашем бизнесе и задаче, предложу её решение, расскажу о процессе создания сайта и этапах, отвечу на все ваши вопросы. А сразу после звонка подготовлю коммерческое предложение конкретно под вас. Во сколько сегодня будет удобно?»

Пример нужно адаптировать и добавлять личной уникальности, но направление понятно.

Ты у меня спрашиваешь? Мне откуда знать!?

Вопросы, на которые клиент не должен знать ответы

А тут уже начались проблемки. Примерно с таких вопросов начинает большинство. Об этом пост уже писал. Если коротко — клиент вообще не должен понимать даже что такое лендинг, не говоря о том, какой тип сайта ему нужен. А даже если понимает, может ошибаться и нужно разбираться в задаче, а не спрашивать у него решение. Тут должны были пойти вопросы про бизнес и про текущую ситуацию, удовлетворённость ей. Подробнее об интервью читай в этом посте.

Как клиент в теме, которых не так много, я сам закинул удочку на то, чтобы меня вовлекли «Главное, чтобы продавалась посуда». Важно обратить на это внимание, потому что от этого можно было бы начать отыгрывать и своё решение свести к решению этой моей проблемы — показывать как именно сайт у этого дизайнера поможет мне её решить. Но самую ценную зацепку дизайнер просто проигнорировал.

Вот это я понимаю погружение в продукт

Попытка изучить тему, но нет

Я не знаю, как изучение товара помогло сделать оптимальное предложение)) По-моему, вообще никак не повлияло. Потому что дальше мне предложили просто 4 варианта лендосов. Это тоже важно — не нужно задавать вопросы, ответы на которые вы дальше никак не используете и не предлагаете на них решение.

Тут тоже было хорошее место для того, чтобы продолжить снимать боли. А как сейчас продаётся на авито? А с кем на авито конкурируете? А какие ещё площадки используете? А что происходит с заявкой после? И так далее. Нам нужно через вопросы нащупать слабые места, чтобы потом показать, как мы реформируем их в сильные.

Например, «На авито сейчас спрос упал, оборот просел в 1,5 раза» → «Как думаете, из-за чего?» → «Ну, наверное, конкуренция растёт и б2б не доверяют продавцам с авито» → «Понял, тогда мы сделаем сайт, который покажет ваши сильные стороны и производство, чтобы вызывать доверие, а ещё настроим таргетированную рекламу конкретно на б2б клиентов, разделив их на целевые сегменты». Пример, опять же, условный.

Реально понятна задача? Уже? 2 вопроса?

Вопрос ради вопроса

Здесь снова вопрос, который ни к чему не привёл. Задали в воздух и пошли дальше про процессы рассказывать, делать КП. На основании чего? Одной карточки товара на авито? У меня, как у клиента, сложилось чёткое понимание, что это очередной фрилансер, которому лишь бы сделать.

А можно было бы снова попробовать дожать меня на звонок. Типа, «Илья, я примерно понял вашу задачу, но для точной оценки всё таки лучше созвониться. Сможете уделить мне 15 минут? Я задам ещё немного вопросов и получше разберусь в задаче. Пока вводных мало для оценки, иначе она в процессе может измениться». Ну или около того, короче, попробовать таки продавить на диалог.

Как мне разобраться в этих тарифах?

Что-то длинное и непонятное про тарифы

А вот и само предложение. А как же вы блин уже оценили мой проект, если брифовать собираетесь только потом? Прописываете пожелания — да я же не эксперт, а пришёл к вам за помощью, на кой хрен вам мои пожелания? Сделайте круто мне. А текст будет входить? И что выгодного в этом предложении?

В каких трёх этапах смогу вносить корректировки? Вы же ничего не рассказали об этапах. Что за стандартная программа? Не хочу стандартную, хочу свою индивидуальную.

На зеро блоках? А эт чё? А раньше как было? Совсем не ограничено? И 500 можно? А 60 тыщ это тогда за какое количество?

К четвёртому варианту больше всего вопросов, но мне надоело их писать. Не будут предлагать улучшения этого предложения, сделайте его сами. Нужно просто ответить на все эти вопросы и погенерить ещё, что важно для клиента и как он принимает решение. Главное, он — не эксперт, ему нужна помощь и результат. И у него после предложения должна сложиться очевидная картина: в чём разница между тарифами и какой подойдёт мне. Иначе он пойдёт к тому, у кого понятно.

Куда за словарём бежать? Объясняй просто, ну

Уточнения от клиента по терминам — самая жесть

Тут всё просто. Зачем использовать слова, которые человек может не понять? В рынке принято блоки или экраны. Не изобретайте велосипед. Хотя и блоки с экранами не все понимают и лучше тоже пояснять. А ещё лучше сделать шаблон визуальный, чтобы можно было наглядно показывать — вот это я называю экранами.

Ну выбери за меня, пожалуйста. Хочу не думать, а получать результат

Да блин, хватит перекладывать на меня ответственность

И моё любимое)) Да фиг знает, какой предпочтительнее. Здесь снова нужно пытаться закрывать на звонок. Я, как клиент, не понял вообще никакой разницы, кроме рекламы и правок. Как мне выбирать? Только по цене? Лучше было бы так: «Давайте созвонимся на 10 минут, я расскажу, как каждый из вариантов поможет решить вашу задачу и какой из них будет максимально эффективен. А ещё отвечу на все вопросы»

В смысле наброски? Откуда у меня наброски? Я ж сказал, что у меня только авито. Если я могу сам набросать, то нафига мне вы? Когда вы говорите, что учтёте мои наброски — я уже слабо доверяю вашему копирайтеру. Если он хорошо, то зачем ему мои наброски? Короче, тут полная каша. Лучше было бы рассказать, как вы будете строить работу с текстом: как писать, на основании чего, как ваши тексты в итоге помогут с решением моей задачи?

Упрости мне жизнь, разжуй, пожалуйста

Почти))

Обманул вас. Вот моё любимое. «Почти во всех»)) Это как? Мне самому как-то нужно разобраться, где писали, а где корректировали? Конечно, тут нужно было дать конкретные ссылки и рассказать комментариями, чтобы я не делал ненужные вам выводы. А ещё лучше показать прототипы, которые вы делали, чтобы я прям акцентировал внимание именно на ваши тексты и не отвлекался на дизайн.

Ну спасибо, так стало понятнее

Ну тут дизайнер почти прямо говорит мне «иди на хй»

Ну и напоследок «клиент, да отвали ты уже, чё пристал, не хочу я на тебе зарабатывать». Вместо ссылок названия проектов, которые я должен идти и сам искать в портфолио)) Ну не бизнесом же мне своим заниматься, правда. Так я и был готов принимать участие, но после этого сообщения доверие у клиента точно скатилось бы к нулю. Потому что это я, как клиент, хочу на вас переложить геморрой, а не чтобы вы на меня его накинули.

После того, как я замолчал — не было никакого напоминания. А клиенты могут просто отвлечься и забыть про вас. Не нужно стесняться писать и выяснять, принял ли клиент решение или, может быть, ему нужна какая-то помощь от вас.

Выводы

  1. Не нужно перекладывать ответственность за решение задачи на клиента. Он хочет снять заботы с себя, а не получить пачку новых.
  2. Чтобы предложить реальное решение — нужно задавать много вопросов, чтобы понять действительную проблему и задачу.
  3. Всегда нужно держать в голове мысль, что клиент не обязан быть экспертом и понимать, что такое сайт, зачем он нужен и, тем более, какой именно нужен для его задачи.
  4. Не нужно задавать вопросы в воздух. Работайте с информацией, которую получаете от клиента. А то диссонанс — чёт поспрашивали, а в итоге кинули шаблонное предложение.
  5. Приоритеты в продажах выглядит так. В идеале — личная встреча. Если она невозможна — зум-созвон. Если и он не возможен — звонок по телефону. И только в совсем крайнем случае — переписка.

Больше про продажи и хороший дизайн — на канале. Сегодня там будет разбор мобильных версий сайтов, можешь прислать свою. А в комментах напиши, какие ещё ошибки в диалоге я не заметил?

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Жданов

Вы сейчас показали самый обычный диалог, где обсуждаются вопросы касательно заказа. Вы задаете вопросы - вам отвечают, вам задают вопросы - вы отвечаете, вообще не понимаю суть статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Величко

Вы в первом же сообщении пишете, что собираетесь сами вести проект, выбрали уже Тильду. Это говорит о том, что пояснять клиенту, что такое лендинг нет необходимости - он же сам собрался все делать, заниматься сео, раскруткой и тд и должен ориентироваться и в терминах и в том, что он собрался вести сам. А тут сначала одно, а потом строите из себя... не пойми кого с придирками. От такого клиента часто лучше сразу отморозиться, потому что потом продажей не будет и винить он будет вас.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Клинчук
Автор

а как из того, что я знаю про тильду следует, что я знаю и про сео, и всё остальное, что вы перечисляете? примерно так и общается средний клиент по моему опыту. смоделировал на основании диалогов, которые у меня самого были с клиентами

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Величко

Ну если вы знаете про тильду, то объяснять что такое посадочная страница - странно, это первое предложение в вики о тильде. А раз вы сами хотите заниматься проектом - значит как минимум понимаете, что это такое и наверно знакомы хоть как-то с интерфейсом. Проводить анализ рынка, конкурентов, востребованности продукта и тд - во-первых это время и деньги, а не "я вам через 20 мин позвоню", во-вторых не понимаю, зачем это "дизайнеру" - вы сами собираетесь продвигать свой сайт, сами ориентируетесь в продукте, сами знаете конкурентные преимущества вашего продукта и тд. Он спрашивает вас об этом, что вы считаете важным, на что акцентировать внимание и тд, так как вам потом с этим сайтом заниматься привлечением клиентов. Вы не эксперт в создании сайтов, но вы эксперт в своем продукте, а он нет. Он все правильно вас спрашивал, а в ответ "я не знаю, сами придумайте, зачем кому-то мои деревянные ложки". Такой сервис тоже есть, но расценки там совсем другие, когда нужна команда маркетологов, а не "дизайнер" и сайт там совсем не на первом месте, сначала проводится анализ - рынка, компании и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Варвара Листьева

Клиент может и не должен быть экспертом в дизайне, но он точно шарит в собственном бизнесе. Говорить о необходимости сотрудничества (особенно при создании контента, камон) - это абсолютно нормально и уместно, я вообще не поняла, откуда взялась приписка про "практически прямым текстом послали".

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Клинчук
Автор

из момента, в котором мне на прямой вопрос «какие именно проекты» дали просто текстом перечисления, чтобы я сам их по названиям выискивал в портфолио. труба же. необходимость сотрудничества — факт, но здесь в диалоге захода на это почти нет, хотя я готов был отвечать на вопросы

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

В общем, обратиться к тем дизайнерам, которые работают совместно с менеджерами - продажниками, менеджерами проекта и тп - дороговато.

А те дизайнеры, которые для экономии в одно лицо тянут и сам дизайн и переговоры с клиентами, оказываются - внезапно - не такими уж хорошими менеджерами.

Вон тут недавно была статья. Там наши вашим махали вопросами и ответами, пониманием задач и болей и тп, да только сайта так и не вышло в итоге все равно.

https://vc.ru/dev/468325-keys-kak-kompaniya-hertz-zaplatila-agentstvu-accenture-32-milliona-dollarov-za-veb-sayt-kotoryy-tak-i-ne-zapustilsya

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Клинчук
Автор

корпоративный мир — совсем другая история) но статейка нормас, можно почитать

Ответить
Развернуть ветку
Илья Слюсарев

разбор примеров хорошо, но уместно ли говорить о плохой продаже, если вы, изначально не планировали покупать? кажется естественным, что вам в такой ситуации и никто и нечего не сможет продать. может, у них так прокатывает с остальными?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Денискин

Ну все равно, определенные выводы можно сделать о хорошей или плохой продаже. Иной раз ты точно не намерен ничего покупать, но человек показывает такой мастер-класс, что ты понимаешь, будь ты в другой ситуации, купил бы. Думаю, статья с таким посылом.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Клинчук
Автор

с кем-то наверняка прокатывает. но я общался примерно как средний клиент. среднему клиенту таки нужно продать, сами они редко просто приносят бабки на тарелочке

Ответить
Развернуть ветку
Сударыня

Мне понравился разбор диалога, вы явно разбираетесь в продажах. Но, блин, почему дизайнеры-то должны продавать? Не должен один сотрудник делать 2 работы за 1 зарплату. Менеджер по продажам - продает, дизайнер - делает сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Клинчук
Автор

в идеально мире — не должен. но фрилансеры это делают в любом случае. часто с этого этапа и вообще не соскакивают

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Денискин

В целом диалог такой, выпрашивающий, да.
Но, например, вопрос "Покажите объявление на авито" мог быть задан, в расчете определить серьезность намерений (может быть ты вообще не паришься и просто собираешь инфу с дизайнеров, и не продаешь посуду вовсе).

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Клинчук
Автор

вопрос-то сам по себе норм. только его недостаточно для понимания продукта. так же, как и карточки на авито. дальше нужно было продолжать углубляться

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Клинчук
Автор

да, самый обычный плохой диалог. вы его коротко резюмировали) только в резюме и в самом диалоге нет продажи, статья как раз про это

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Клинчук
Автор

почему?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Слюсарев

так фиксировать надо в договоре, понимании задачи, пояснительных записках. именно для звонков придумали фолоу-апы. в них тезисно фиксируется всё, что проговорили голосом.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда