Почему интерфейсы в наших машинах так ужасны
Большинство автомобильных мультимедиа-систем безнадежно отстали в своем развитии и забыли об удобстве для пользователей. Почему оно так — давайте разбираться.
Нам кажется, что покупая дорогую машину — мы покупаем все лучшее сразу. Логика примерно та же, как с настройками в iPhone: «За меня уже все проверили, решили, как будет лучше, оставили самый минимум для изменений, чтобы сам себе хуже не сделал».
И во многом так и есть: экстерьер, интерьер, системы подвески и безопасности — все очень круто. За исключением одной детали — системы управления, которая обычно выглядит примерно так:
Как мы к этому пришли
В начале 20 века, когда начал развиваться автопром, дизайнеры вдохновлялись приборными панелями самолетов. Например, Rolls Royce производил автомобили и авиационные двигатели, так что соседство было довольно близким.
Время шло — авиация развивалась, автомобили не отставали: со временем мы получили массу новых и полезных функций, вот только не смогли их нормально «упаковать» на приборной панели.
Не стоит сравнивать самолет и автомобиль — все-таки очень разные по сложности и квалификации водителей устройства. Но иногда, видимо, очень хочется:
Почему раньше было достаточно иконки с направлением воздушного потока, а теперь нужно демонстрировать, как именно распространяется воздух по салону? Водитель что, не поймет?
Или излюбленный ход в гибридных автомобилях — показывать на весь экран, как на ведущую ось передается энергия от батареи. Зачем мне эта информация?
Во что это вылилось
У автомобильных дизайнеров есть фишка — выводить изображение машины на табло. Зачем — непонятно. Но обратите внимание, это есть почти во всех машинах:
Нередко интерфейсы слабо приоритизированы — все элементы кучей вывалены на панель — нет главного, доминанты:
Еще один пример отсталости автомобильных интерфейсов — в них до сих пор нет свайпов. То, что кажется уже нормой для дизайнеров touch-интерфейсов, но не для автопроизводителей.
Слабые интерфейсы выглядят особенно нелепо в интерьерах ультрадорогих машин, например, Rolls Royce Phantom, где каждый стежок на сидении вышит вручную:
Иногда производителям лень, тогда они берут что-то у предшественников — как сделали Ferrari, позаимствовав дисплей у дешевенького минивена Chrysler:
Все это накладывается на довольно слабое железо, отчего система тормозит, даже в дорогих спорткарах Porsche.
Если вы подумали: «Ну, у Tesla же нет этого автомобильного наследия». А откуда, по-вашему, она переманивает дизайнеров?
Кажется, ведь просто — спросить водителей, что для них важно, чем они пользуются постоянно, чем вообще никогда, что их бесит, что неудобно. Новые модели выпускаются каждые два года и можно найти время поговорить с покупателями, устранить недостатки.
Но нет же, лучше мы заменим панель с кнопками на подобие компьютерной мышки и добавим курсор.
И я уж молчу про то, что 7% людей не различают некоторые цвета, которые используются на табло (например, красный), и что Adobe еще в 1997 (!) году добавила в Photoshop модуль для людей с монохромным зрением, а автомобильный воз и ныне там.
Почему так происходит
Вообще, эти примеры хорошо иллюстрируют неравномерность прогресса. Мы можем встроить в руль кондиционирование и обогрев, но у нас будет убогая мультимедиа-система (представьте, если бы ваш iPhone Xs заряжался от медной проволоки, чья толщина с мизинец).
В ответ на критику, производители ссылаются на:
- рост числа функций, слияние мультимедиа и климата в единую панель;
- регулирование, бюрократию, нормы и стандарты;
- большое количество поставщиков и партнеров — автомобили и системы (их комплектующие) собираются на десятках заводов;
- то, что слишком дорого делать большие изменения для одной модели — нужно мыслить сразу модельным рядом (а это умножает все три предыдущих пункта на количество моделей).
Но все это не имеет никакого значения, когда мы говорим о готовом продукте, который попадает потребителю. There is no excuse, как говорится. Думаете, банкам легко с их регуляторами, хакерами и мошенниками? И ничего, активно мигрируют в веб и мобайл, учатся работать с цифровой средой.
Видимо, интерфейсная проблема не кажется важной для автопроизводителей, что странно. Ведь до автономных машин еще далеко, а улучшение пользовательского опыта — отличная конкурентная возможность уже сейчас (ведь никто из производителей не хочет оказаться в числе commodity и ищет точки отстройки). Это то, что оценит каждый водитель.
Более того, это то, что в мире мобильных телефонов может стать решающим. Ведь удобство кнопочек может оценить каждый. Это важная часть удовольствия от поездки, владения автомобилем.
Как пытаются решать
Пока автопроизводители заняты облачными вычислениями и мыслями о том, как монетизировать данные из бортового компьютера, независимые разработчики и интернет-гиганты стараются своими силами решать проблемы с интерфейсами, но во многом упираются в то же слабое железо или встают в общую очередь поставщиков концернов.
Дизайнеры-энтузиасты, пытаясь переосмыслить водительскую панель, делают ровно две вещи: убирают тахометр (который занимает половину пространства и совершенно не нужен на автоматической трансмиссии) и втыкают на его место карту и медиаплеер. То есть, если раньше у вас не было повода переводить взгляд с дороги на панель, то теперь он есть.
Google и Apple тоже не стоят в стороне и делают шаги в автомобильном направлении. Кстати, у Google и Apple принципиально разный подход к этой задаче: Google пытается мыслить интегрировано, концепцией Andoid-автомобиля, а купертиновцы — наложить поверх основной свою собственную систему CarPlay (и, как пользователь оной, могу сказать, что там тоже не без проблем).
В последние годы наметился тренд интеграции автомобиля и смартфона, сделать машину продолжением телефонной трубки, но мне вот что непонятно:
Принимать звонки, рассказывать о пробках и проигрывать музыку современные системы уже могут по простому bluetooth-соединению — что еще нужно-то?
Чего хочется от бортовой информационной системы
Во-первых, ускорить систему аппаратно, чтобы отклик был выше. Затем убрать все с глаз долой и оповещать голосом («поверните налево», «мама звонит»):
Что долго объяснять голосом — аккуратно выводить на лобовое стекло. Проекционные дисплеи вообще хорошая штука. Например, уже есть экраны с ночной подсветкой пешеходов.
Для ключевых элементов можно оставить механику — не будешь же каждый раз голосом говорить «теплее». Всего должно быть в меру:
Цифровые панели можно легко подстроить под контекст — в поездках по городу и за городом водителю нужны разные функции (зачем в пробках круиз-контроль?) и можно выводить то, что подходит сейчас. Производители сложного софта давно этому научились:
Остается надеяться, что либо кто-то из производителей это скоро осознает, либо интернет-компании им об этом «намекнут».
PS. Если вы хотите, чтобы интерфейс вашего продукта или сервиса был построен с учетом потребностей клиентов и пользователей, напишите нам — мы готовы поработать с вами над его созданием или обновлением.
Вообще тачскрины в автомобиле - это идиотизм. Тесла, кстати, этот идиотизм возвела практически в норму.
Базовый принцип - все важные элементы управления должны быть механическими и тактильно отличаться друг от друга.
"Вообще тачскрины в автомобиле - это идиотизм" - аргументировать сможете или это Ваше сугубо субьективное мнение?
Тесла делают беспилотник. Маск постоянно повторяет что руля не будет XD
Нормально сделано в БМВ, оставили удобнейшую шайбу и так же можно пользоваться тачскрин ом если нужно.
Вообще тачскрин это намного удобнее ручек/дрючек/кнопочек хаотических. Которые в каждой новой современной машине приходится изучать!
А в новом смартфоне вы долго учите где что нажимать?
Еще тачскрин удобнее когда машину сам не ведешь.
Кажется Тесла занимается тем чтобы водитель не управлял машиной.
Одно не исключает другого - можно добавить механические элементы на тачскрин.
Все верно.
Нынешний автопром напоминает мне положение вещей, которое было в мире мобильных телефонов до прихода айфона. Чудовищное железо и ОС, вместо нормальной клавиатуры приходилось дрочить цифры, чтобы добраться до нужной буквы, никакой эргономики — все в угоду "дизайна" устройства.
Странное, наверное, чувство, когда ты покупаешь автомобиль за 8 миллионов рублей, а внутри получаешь китайский двухкассетник с мигающими разноцветными лампочками.
Попробуйте на смартфоне набрать сообщение вслепую. А потом на кнопочном телефоне. То-то же. В автомобиле должно быть сделано так, что все действия можно было сделать, не глядя.
Комментарий удален модератором
ну какое ца такая и реклама
Ну а чего ты хотел?
Сейчас такой рынок, что вещи, относящиеся к "ПРЕМИУМ" сегменту - это просто хорошие, добротно сделанные вещи, без особых изысков.
То, что находится на уровень ниже, с большой вероятностью барахло.
Наиболее ярко этот разрыв ощущается в автомобильной индустрии, но по большому счету применим ко всем сферам товаров и услуг.
Ща попытался вспомнить рекламу авто, и единственное что сразу вспомнилось это БМВ Х2 где она там крутится на ходу и разрушает препятствия, и Датсун - да да да дааа даааатсун :))
Остальное реально фиг даже вспомнить что было
После фразы "нет свайпов" перестала читать.
Почему?
Какой идиот писал статью?
"Это Lexus Remote Touch. Кто-нибудь из проектировщиков пытался пользоваться «этим» во время вождения? А если водитель — левша?"
Всмысле левша? Руль с одной стороны независимо от того левша ты или правша. Левша по вашему машину с правым рулём покупает? Идиотизм
А плеер или карта вместо тахометра это очень удобно.
А то что Вы привели Роллс-Ройс каких-то бородатых годов, когда это было самым топом, что даже не снилось ни Порше, ни Бентли ( у них сейчас все на таком уровне , как на фотографии с РР)
В вопросе совсем не сильны, полный бред местами.
Отредактировал и все съехало, извините.
А при чем тут руль, если речь при «мышку», которой левше будет неудобно пользоваться?
Какой Winamp, даже на скрине написано что это WMP
Спасибо, поправил :)
Залез как-то дизайнер в автомобиль, а ему оттуда говорят, Иди ты нахуй, Вася.
Васян, извини. Мы тебя всем конструкторским бюро потом искали, но ты не оставил контактов....
"Девушки могут ничего не понимать в работе пневмоподвески или ABS"
Без бытового сексизма никак?
без придурочных комментариев про сексизм никак?
Ноешь как баба
Год назад Samsung и Harman представляли концепт панели для автомобиля.
На мой взгляд — получилось просто офигенно. Внятный, эргономичный интерфейс, тактильный экран на уровне с рулем, а не где-то там внизу. И крутилочки оставили! BMW бы стоило перенять.
Но диванные аналитики VC и это засрали в комментариях.
По остальное молчу, но особенно прекрасно то, что убрали боковые зеркала: теперь, чтобы перестроиться, например, налево, нужно будет два раза посмотреть — сначала направо на зеркало заднего вида, чтобы убедиться, что сзади никого нет, а потом налево в окно, чтобы увидеть, что сбоку нет машины.
Комментарий недоступен
Тема хорошая. В статье многое высосано из пальца, но со многим соглашусь.
Когда выбирал машину, очень удивился, что некоторые производители на руле дублируют с правой и левой стороны одни и те же кнопки.
В итоге, имхо у вагов все отлично с эргономикой по сравнению с конкурентами в своём классе.
Кто такие ваги?
Я соглашусь только с тем, что не хватает плавности и да, иногда бывает вырвиглаз. И очень сложно кастомизировать. Но вообще я за четкое разграничение климата, мультимедиа и бортового компьютера.
Ради этой единственной строчки вся статья ;-)
Может быть, но автор точно старался. Мне интересно было
„И я уж молчу про то, что 7% людей не различают некоторые цвета“ – таким людям не дают права. Отличать цвета – критически важная задача водителя.
чтобы получить права достаточно отличать красный/зеленый/желтый друг от друга.
совершенно не важно, если водитель на их месте видит серый/синий/оранжевый.
Зачем водителю различать цвета? Горит верхний — стой. Нижний — поехали.
Дальнонизм бывает разный: товарищ не видит цвета вообще - ходит без прав.
Я дальтоник в коричнево-зеленой гамме и в некоторых оттенках и иногда издалека иди в темноте цвета путаю. В мед.справке написано, что пригоден для личного транспорта и непригоден для коммерческого. За рулём 16 лет, ДТП про причине цветов не было. Мозг адаптировался и зачастую даёт команду: горит верхний - стой, нижний - езжай. Один раз за 16 лет был сбой, когда мне на границе Аргентина-Бразилия мне попался инвертированный светофор и я поехал на нижний :)
Комментарий недоступен
"Частая ошибка дизайнеров — убрать тахометр, а на его место поставить карту и плеер"
Когда статью пишет маркетолог - это заметно сразу. Да будет известно авторам статьи, что дизайнер не принимает решение, что убрать или поставить на приборную панель. Как в любой крупной компании, такие вещи проходят десятки, если не сотни согласований, прежде чем тахометр будет заменен на карту или плеер. После чего дизайнер нарисует вагон вариантов карты или плеера, анимаций и какой-то из этих вариантов так же пройдет десятки согласований и только после этого попадет в финальную версию.
"У автомобильных дизайнеров есть фишка — выводить изображение машины на табло. Зачем — непонятно."
Элементарно, роль машина создать эффект "вау", именно для этого добавляются большая часть анимаций и графики, а не потому что она реально нужна. Тем не менее, масса людей покупается на эти анимашки, от боссов компаний-производителей до покупателей.
По поводу отсталого железа, отсутствия свайпов и прочих раздражающих вещей - разработка нового поколения авто у производителей занимает долгие годы(например, у Мерседеса - порядка 5 лет). Поэтому часть подсистем уже успевает устареть на момент попадания на рынок. Другое дело - Тесла, которая обновляет модели понемногу каждый месяц и периодически выпускает кардинальные обновления UI инфосистем.
Не вопрос, 5 лет, а для премиума нельзя сразу взять железо с избыточной мощностью? Что там медийная система автомобиля такого глобального обрабатывает?
Комментарий недоступен
Без обид, но чтобы давать оценку развития HMI и Infotainment систем в автомобильной индустрии нужно иметь опыт в этой самой индустрии, а не просто смотреть "как маркетолог". Очень много составляющих в автопроме, которые дают принципиальные отличия с точки зрения hardnsoft от развития ,например, mobile сферы.
Уберите хипстеров и маркетологов от автомобилей. Верните инженеров.
Очередная попытка человека только что получившего права покритиковать автоиндустрию)
Критиколвалка еще не выросла, автор
1. Как пример - в последнем Тигуане есть поддержка свайпа. Это круто. Но нет поддержки масштаба двумя пальцами - от этого немного некомфортно.
2. Продвинутый круиз-контроль в пробках это самое оно - машина сама тормозит в пол и трогается - то, что надо. Это тоже про Тигуан.
да, круиз отличный у них
Хорошая тема, давно уже о ней думала. Спасибо, за интересный обзор!
Судя по комментам статья разбудила всех экспертов xD
Комментарий недоступен
Сенсорные интерфейсы полное говно.
Заляпанный экран и невозможность управления в слепую.
Была статья о долгой сертификации автосистем, и поэтому они всегда на 5 лет отстают, безопасность рулит.
Но я за разумное дублирование, руль, тачэкран и джойстик под подлокотником, и тем и тем и тем пользуюсь, под настроение. Но дубль на одном руле ессно перебор.
А можно я всё же вместо разговоров с машиной простуженным голосом на фоне музыки по быстрому тыкну кнопочку?
Свайпы есть во многих авто
MBUX и последний iDrive нормальные системы сравнительно. Но большинство авто, да, оставляют желать лучшего в этом плане. Особенно всякие лексусы и ягуары.
На Ягуаре на разных механических кнопках разный тактильный отклик. Это круто. Привыкаешь, потом на другой машине этого не хватает.
Чем больше, тем лучше
Что ж вы не упомянули про новые веяния, навроде эффекта "ховера" - подносишь руку к "инфотеймент-систем" (прости господи), а там начинают кнопки появляться, убираешь руку - пропадают, интерфейс становится чище.
Даже в гольфах обычных есть (а значит во всём ВАГе)
А почему вы пишите ВАГ? Фольксваген А. Г. = ФАГ, если уж сокращать
есть шикарные тачскрины, например, гольф. там и матовое покрытие которое вообще не оставляет следов и крутой удобный интерфейс. единственная проблема, если диагональ небольшая, сложно на большой скорости целиться в картинку. но это уместно и про механические кнопки.
статья ради статью, тысячу раз уже писали в чем проблема и почему все так.
Механические кнопки, а лучше крутилки, нащупываются вслепую после минимального опыта поездок на нормальном автомобиле.
Фотка для примера – крутилка слева с двумя зелёными индикаторами отвечает за интенсивность обдува климат-контроля, а две по бокам от ручки АКПП – за температуру у водителя и пассажира. Это самое удобное решение.
"Кажется ведь просто — спросить водителей".
Возможно, что автоконцерны концентрируют усилия на том, что в ближайшие годы массово они будут выпускать беспилотный транспорт.
Ага, вот вот и прям завтра. Мне кажется, что это завтра еще лет 20 будет идти.
Ф
я лишь спрошу про то, как так спросить водителей, чего им хочется и как им удобно, чтобы получить единое мнение, если даже тут в коммертариях оно разнится от +++ до ----.
да и кто идеален в юзабилити?
Всё просто - предложить разные скины или кастомизацию экрана по запросу и оставить основные механические кнопки. Например, мне тахометр нужен, а навигатор на приборной панели - нет, пусть он будет на стекле. И т.д.
Сейчас стали ставить тачскрины с Android TV, он реально неплох, удобно управляется кнопками, можно настроить под себя и установить нужные приложения, а список машин куда он уже установлен впечатляет. Посмотреть можно тут: https://www.android.com/auto/ если прокрутить до конца страницы.
Сколько через мои автомоичные руки машин ежедневно проходит и не припомню чтоб в какой-нибудь был неудобный интерфейс. Хотя была одна. Форд Shelby GT350R. В нем нет ни климата, ни мультимедиа😁
В машине мало посидеть, в ней надо поездить. Хотя бы пару дней, это вообще минимум, чтобы составить хоть какое-то впечатление.
Тут случай рассказывали, девушка ехала в такси с водителем, у которого не было правой руки. На механике. Левый руль.
А вы тут джойстик.
Вам видимо про меня рассказывали. Дело было 5 лет назад под Новый Год. Страху натерпелась.
Согласен с тем, что «Яндекс.Авто» выглядит очень хорошо, по сравнению с тем, что представлено в статье. Только опять возвращаемся к тому, что железо используется слабое и в некоторых моментах подтормаживает. Карта не успевает перемещаться за тобой и возникает желание достать телефон и там включить навигатор.
Юрий, спасибо! Отличный материал, было интересно прочитать.
Не могу согласиться с автором. Для примера у себя в Land Rover Discovery 3 я кайфую от интерфейса. Все просто и со вкусом.
И да где вы предлагаете размещать карту? на стекле? Где нибудь в Лондоне или в Питере пожалуйста, но в солнечных регионах это тупо.
Хедап дисплей, рассчитан на то чтобы ничего не отсвечивало, так что карта на стекле это очень удобно.
Перепись нищепешебродов открыта