Ожидание VS реальность: как добиться качественных результатов UX-исследований
UX-исследования помогают командам подтвердить или опровергнуть разработанную стратегию, проверить дизайнерские решения и, конечно, создать продукт, который понравится пользователям. Но на практике бывают такие ситуации, когда исследователь провел большую работу: подтвердил гипотезу, проанализировал результаты, но команда может не взять эти результаты в работу. Таким образом, и команда, и клиент теряют возможность улучшить продукт, а также время, затраченное на UX-исследования.
В этой статье эксперты направления дизайна ИТ-компании SimbirSoft рассказывают, как сделать так, чтобы ожидание результатов и реальность сошлись.
В нашей практике был кейс, когда в систему электронного документооборота клиента требовалось внести изменения, которые позволили бы упростить работу пользователей с платформой. Выдвигались разные гипотезы решения проблемы как от команды, так и со стороны заказчика. Чтобы прийти к единому решению, мы подключили пользователей к UX-тестированию текущей платформы.
С помощью исследования выявили трудности работы с документами, а также болевые точки во взаимодействии с интерфейсом. Это помогло всей команде определить общие решения проблем, согласовать их с клиентом и избежать возможных ошибок и потери времени на разработку. Как добиться качественных результатов UX-исследования, расскажем далее.
4 этапа UX-исследования
Исследование состоит из этапов: подготовка, проведение, анализ результатов и работа с результатами. Чтобы его итоги принесли продукту пользу, важно относиться внимательно к каждому. Рассмотрим эти этапы подробнее, чтобы избежать возможных ошибок и понять, почему исследования могут не пойти в работу.
Этап 1 – подготовка
Прежде чем приступать к работе, исследователь выясняет, на какие вопросы даст ответ результат и какие гипотезы проверит. Все задачи основываются на целях клиента и команды. Для их формулировки исследователь собирает информацию с заинтересованных в лиц, выясняет целевую аудиторию, а также имеющиеся данные, что команда хочет получить в итоге и как будет с этим работать.
Важно вовлекать команду на каждом этапе исследования. Без вовлеченности в процесс и взаимодействия с исследователем команда, конечно, может решать проблемы и сразу тестировать. Но такой подход не основывается на потребностях пользователей и вряд ли будет эффективен.
На старте важно понять, сможет ли команда внести изменения. Это позволит определить, какие результаты исследований получится взять в работу, а на какие проблемы и потребности пользователей в ближайшее время не будет ресурсов. Правильно расставив приоритеты и распределив силы, стороны получат желаемый результат и увеличат ценность продукта. Безусловно, приоритеты и ресурсы могут меняться на протяжении исследования, поэтому важно поддерживать взаимодействие и обсуждать все изменения с командой и клиентом.
Этап 2 – проведение исследования
Немалую роль в процессе играют квалификация и опыт исследователя. Чтобы проверить гипотезы, специалист должен суметь глубже погрузиться в суть и выяснить дополнительные сопутствующие вопросы. О том, как подготовиться к UX-интервью, рассказывали здесь.
Если исследователь принесет команде какой-то инсайт, а она не поймет, как его применить, наработка «пойдет в стол», а значит пользы для проекта не будет. Чтобы взять в работу результат, придется проводить новое исследование и выяснять более глубокие потребности и проблемы пользователей.
На интервью лучше приходить в паре: пока один человек задает вопросы или проводит тест, второй делает заметки. Так у напарника основного исследователя будет время, чтобы зафиксировать необходимые факты и ответы респондента. Но, сразу предупреждаем, не стоит их интерпретировать на свой лад.
После каждого опрошенного результаты важно обсудить с командой и по свежим впечатлениям и на основе полученной информации сделать промежуточные выводы. В этом случае команде будет ясно, на каком этапе сейчас находится процесс. Такой формат позволяет также вносить небольшие изменения по объему работы и количеству респондентов. Если исследователь берет задачу и уходит надолго, не поддерживая связь с командой, он может не уложиться в текущий спринт и ресурсы на внесение изменений.
Этап 3 – анализ результатов
На этом этапе идет сбор полученной от респондентов информации, формирование отчета и обсуждение общих результатов с командой и клиентом.
К анализу результатов также привлекаются все стороны. Если команда не участвовала в анализе и обсуждении результатов, уровень доверия результату и собранным данным будет намного меньше – менее понятно, что нужно делать и почему. Чтобы избежать такого сценария, исследователь сначала сам изучает результаты, далее формирует отчет и отправляет команде для предварительного ознакомления. После этого назначает встречу для обсуждения итогов, где решается, что выделить и взять в работу.
Этап 4 – работа с результатами
Исследователи стремятся оформить результаты в отдельный отчет, но команда работает со своим отдельном списком задач – бэклогом. И если результаты отчета не фигурируют в бэклоге, а хранятся отдельно, ими вряд ли кто-то воспользуется. Туда переносится всё, что совместно с командой выделили на обсуждении и решили взять в работу.
В качестве промежуточного артефакта для переноса результатов исследований в бэклог используется CJM (customer journey map или путь, по которому идет клиент). Чтобы определить конкретные действия и предложить решения, команде нужны четкие задачи. Для этого важно понять, достаточно ли полученной информации или потребуется собрать больше данных, что из неопределенного необходимо исследовать дополнительно. Если информации хватает, можно приступать к обсуждению решений и постановке задач с конкретными действиями.
Создание нескольких решений увеличивает вероятность прийти к успеху. Поэтому не стоит ограничиваться одним вариантом.
Выводы: зачем бизнесу разбираться в этом
Почему UX-исследования важны для бизнеса?
Они помогают подтвердить или опровергнуть гипотезы, а значит влияют на прибыльность продукта. Конечно, это работает только при правильной постановке целей совместно с командой разработки.
Когда UX-исследования важны для команды?
Участие команды в исследованиях на разных этапах помогает вносить изменения в режиме реального времени, генерировать новые пути решения задач. Таким образом, процесс разработки становится более гибким и эффективным.
Для исследователей же главное — помнить о цели, поддерживать связь с командой на каждом этапе и, конечно, проверять решения до запуска в прод.
Больше кейсов и полезных материалов по дизайну – в нашем ВК. Познакомиться с нашими проектами поближе можно на сайте.