{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Тестовое задание для product designer: фреймворк решения, ошибки и примеры

Привет. Я Вова Кузин — продуктовый дизайнер. В прошлом году я переехал в Израиль и потратил больше 4 месяцев на поиск работы. В этой статье я расскажу про выполнение тестовых заданий, которые мне давали зарубежные и российские компании.

Тестовое задание или Вайтборд было во всех компаниях, в которых я проходил собеседования. Этот этап важен для работодателя, потому что он иллюстрирует ваш подход к решению задач.

Я пробовал разные методики для его выполнения и сформировал универсальный фреймворк, который облегчит вам прохождение этого этапа интервью.

Статья будет максимально практичной. Разберем основные ошибки, которые я допускал, и успешные практики, которые можно переиспользовать, c примерами из реальных тестовых заданий.

Ошибки

Задание: В первом примере рассмотрим, как лучше не делать тестовые задания. Тестовое было от b2b стартапа, который помогает бизнесам презентовать свои продукты.

Ссылка на вложенный документ: discovery document (сейчас задание в этой компании немного отличается, но суть плюс-минус одинаковая).

Решение: Как результат тестового я отправил ссылки на презентацию кейса в стиле беханс и на фигму с экранами, которые я делал. И спустя несколько дней получил стандартное письмо "мы решили продолжить найм с другими кандидатами..."

Ошибка 1 — Понимание задания.

Весомая часть тестового задания — правильно его понять. Рассматривайте бриф как направление и не ограничивайтесь им. Даже если цель задания — реализовать конкретные компоненты, не забывайте, что они встраиваются в продукт и не существуют в вакууме. Продемонстрируйте, как ваше решение закрывает боли пользователя и влияет на бизнес показатели.

Держите в голове уровень позиции, на которую вы проходите собеседование. Постарайтесь проявить в тестовом задании навыки, которые ожидает увидеть ваш будущий работодатель в работе над реальными проектами. Фокус лишь на визуале будет красным флагом при прохождении этого этапа.

Ошибка 2 — Презентация решения.

Возможно это кажется очевидным, но не отправляйте на оценку финальное решение в виде экранов в фигме или лонгрида в стиле беханс. Работодателю сложно оценить работу без понимания того, как вы пришли к результату.

Не стоит думать, что после тестового, вас точно ждет собеседование, где вы всё расскажете и объясните. В презентации отразите весь процесс: какие делали выводы на каждом этапе и как это повлияло на решение.

Бриф ≠ понимание тестового задания

Дизайн ≠ результат тестового задания

Процесс

В этой части расскажу про свой фреймворк. Относитесь к нему не как к пошаговому плану, а больше как к чек-листу. В зависимости от задания, некоторые пункты можно пропускать или делать в разной последовательности. Но не забывайте о целостности и не теряйте логической связи. В итоге должен получиться единый рассказ, а не набор разрозненных слайдов, не связанных друг с другом.

Мы разберем каждый пункт, с примерами из решений двух тестовых заданий.

1. Research (Why? Who?)

  • Бизнес-цели;
  • Анализ конкурентов;
  • Анализ существующего решения;
  • Сегменты пользователей и их боли;
  • Приоритизация.

2. Problem-solving (What?)

  • Персона;
  • Генерация идей;
  • Приоритизация идей.

3. Solution

  • Флоу;
  • Точки входа;
  • Обучение;
  • Второстепенные сценарии.

4. Метрики успеха

  • Google’s HEART framework.

5. Next steps (опционально)

  • Развитие функционала.

0. Задания

Тестовое 1: Marble помогает пользователям получать прозрачную юридическую помощь, а адвокатам заниматься любимым делом не отвлекаясь на процессы, которые можно автоматизировать. В компании есть два продукта для внутреннего и внешнего пользователя. Задача была разработать решение для адвокатов.

Тестовое 2: Во втором задании — улучшить функционал разделения покупок и запроса денег для желтого банка, с уже существующими аналогами на рынке.

1. Research

Бизнес цели

Какие возможности для бизнеса это создает? Интервьюеры понимают, что вы ограничены в реальных данных, у вас нет доступа к планам и стратегии компании, поэтому на этом этапе нормально делать предположения. Два ваших помощника:

  • само задание. Для начала оцените сам функционал, который необходимо реализовать, и постарайтесь сделать вывод, на какие бизнес-метрики он влияет;
  • ресерч о компании. Часто на сайте можно найти миссию компании и детальное описание продуктов. Некоторые компании ведут блог, где делятся информацией о результатах и достижениях. Не стесняйтесь ссылаться на эти источники, в презентации тестового это будет только плюсом.
Бизнес цель — улучшить конверсию воронки от предложенных кейсов до начала работы адвоката с клиентом

Боли пользователей

Важно, чтобы ваши выводы были связаны друг с другом. Например, когда мы сформировали цель бизнеса, нам необходимо сфокусироваться на проблемах пользователей, решение которых повлияет на выбранные бизнес-показатели.

Если мы сделали фокус на увеличении конверсии, то логично будет понять, в каких местах воронки и почему она падает. Эти причины и будут проблемами, которые требуют решения.

Анализ существующего решения

Ресерч существующего решения важная часть тестового. Поставьте себя на место пользователя и попробуйте пройти весь его путь. Когда я проводил интервью в Сбере, я встречал тестовые задания, где потенциальный дизайнер даже не открывал продукт, который пытался улучшить. Это будет красный флагом при прохождении этого этапа.

Отобразите существующий флоу в презентации, даже если это кажется вам очевидным.

Запрос денег, если пользователь является клиентом банка

Разберите не только основной, но и второстепенные сценарии. Учитывайте их в дальнейшем при формировании решения, это будет плюсом.

Запрос денег, если пользователь НЕ является клиентом банка

Анализ конкурентов

Анализ конкурентов - сильный инструмент, который поможет вам лучше погрузиться в продукт. Ожидается, что вы сможете понять какие продукты являются потенциальными или реальными конкурентами, и сделаете вывод об их сильных и слабых сторонах. Протестируйте приложения конкурентов, обязательно почитайте их отзывы. В них вы найдете много инсайтов о болях пользователей.

Анализируйте не только прямых конкурентов, но и продукты со схожими механиками. Например банковские сервисы анализа расходов перекликаются с трекерами калорий в части информационной архитектуры и визуализации данных.

Сегменты пользователей

Для этого этапа у меня выработалась стратегия, которая поможет вам сформировать понимание о типах пользователей, а также пригодится для презентации.

  • Найти уже существующие исследования. На этом этапе мы проверяем гипотезу наличия проблемы и необходимости её решения.
  • Опрос в соцсетях. Не пишите сложные формулировки про продукт из тестового. Ваша цель — найти людей, которые сталкивались с проблемой. Сформулируйте простой вопрос, который вызовет сильный отклик в комментариях. Это даст вам количественную информацию и потенциальных респондентов для интервью.
  • Интервью. Дальше попытайтесь разделить ответы по группам и проведите глубинное интервью 1 на 1. Такой метод даст вам инсайты об опыте и проблемах пользователей.

Если у вас не получается найти респондентов в соц сетях, то есть телеграм-каналы, например Кастдев-Чат, где можно запустить количественное исследование и найти респондентов на качественное интервью.

Приоритизация пользователей

На этом этапе мы сопоставляем ожидания бизнеса и потребности пользователей, которые ещё не закрыты и требуют решения.

Не путайте потребности и возражения. Частая ошибка — фокус на самой проблемной аудитории, которая испытывает максимальное количество возражений. Разрешение возражений зачастую не является способом получить пользователя, и не имеет ничего общего с его потребностями. Постарайтесь понять, кто уже «платит» за решение проблемы, эти пользователи принесут наибольший эффект для бизнес-целей.

Видео про это: ABCDХ-сегментация

2. Problem-solving

Персона

Персона в части Problem Solving — это инструмент, который поможет объяснить на какой группе пользователей вы сделали итоговый фокус перед генерацией идей. Сделайте персону более человечной, сфокусируйтесь на действиях пользователя, а не на социально демографическом портрете.

Генерация идей

Мы предполагаем возможные решения, которые закроют боли пользователей и приведут к достижению бизнес-целей. Не ограничивайте себя в идеях, т. к. следующим этапом вы будете делать приоритизацию.

Приоритизация решений

Для приоритизации обычно используют матрицу impact/effort, это позволяет в условиях недостатка информации сделать максимально быстрые выводы о том, какая идея будет наиболее дешевой в реализации и принесет максимальный эффект.

Также понятным аргументом выбора решения будет таблица соответствия с болями пользователей и бизнес-целями. Старайтесь фокусироваться не только на достоинствах приоритетной идеи, но и обозначить недостатки идей, от которых отказались.

Учитывайте технические ограничения во время приоритизации идей. Подсветите блокирующие моменты или необходимый технический пререквизит для решения.

3. Solution

Флоу

Не торопитесь рисовать экраны. Для начала ответьте на вопрос, как идея встраивается в существующие процессы, какая будет информационная архитектура и отразите возможные сценарии. Путь пользователя поможет донести, как работает ваше решение и облегчит понимание презентации.

Предложите решение, которое приносит пользу для бизнеса не только при позитивном сценарии, когда все идет как запланировано, но и при негативном.

Например, если адвокат отклоняет кейс, который пришел ему на рассмотрение, мы можем создать сценарий опроса и собирать причины отказа, что улучшит подборку в будущем.

Точки входа

Решение должно быть частью приложения, а не существовать в отрыве от него. Продумайте, как оно встраивается в существующее приложение и какие точки входа будут у пользователя. В зависимости от точек входа путь пользователя может отличаться.

Второстепенные сценарии

Объясню на примере. Мне необходимо было сделать функционал разделения покупок для клиентов банка. Но, помимо этого, можно предложить способ вовлечения неклиентов, что положительно отразится на финансовых показателях банка. Но не тратьте много времени на второстепенные сценарии, достаточно отобразить их на уровне идеи с минимальной визуализацией.

4. Метрики успеха

HEART framework

Этап, который часто упускают из внимания. Необходимо предложить, как после релиза вашего решения вы будете измерять его успешность. Успех решения должен быть напрямую связан с целями бизнеса.

Я использую универсальный HEART фреймворк от Google. Фреймворк разбит на пять основных категорий: счастье, вовлеченность, принятие, удержание и успех выполнения задачи. Он объясняет с помощью каких метрик их измерить. Подробнее по ссылке: Инструкция по фреймворку HEART.

Пример использования HEART framework в тестовом задании
5. Next steps

Развитие функционала

Этап позволяет проявить ваше стратегическое мышление и подготовиться к частому вопросу на собеседовании: "Что бы вы улучшили в предложенном решении?".

Расскажите о слабых местах решения и о способах их улучшения. Также вы можете предложить эволюцию функционала, например, в более глобальный сервис, если видите такие возможности.

В этой статье мы разобрали фреймворк выполнения тестовых заданий. Они будут отличаться друг от друга, поэтому свободно адаптируйте фреймворк под себя, изменяйте последовательность шагов, пропускайте и дополняйте этапы.

Если вы выполняете тестовое задание и нуждаетесь в обратной связи — пишите мне в телеграмм @Kuzin_V

Мои другие статьи:

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Артур А.

Мне почти 50 лет. Из них 25 я принимал и принимаю людей на работу.
Я не помню ни одного случая, чтобы после интервью у меня оставались сомнения относительно приема или отказа взять на работу данного человека.
Если мне не хватило это выяснить за 10 минут, я поговорю еще 30. Я буду говорить час, но не оставлю причин для сомнения.
Все это такая чушь, высосанная из пальца.
! Если работадатель не смог за 10 минут определить нужен этот человек, подходит он или нет, то он ничего абсолютно не понимает в своей работе. Его просто назначили на эту должность получать зарплату.
Тесты-месты))) Человечество все больше и больше придумывает как раздробить на еще мелкие части одно предложение, затем слова, затем буквы, затем звуки. Это и есть все вышеописанное автором. Я называю это чушью.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Карпенко

Ваше: "всё относительно" это демагогия.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Куницын

Как бы нанимаю людей тоже достаточно много. И ни когда за 10 минут нельзя было решить подходит или нет... За 10 минут можно понять адекватен или нет. Это условный второй раунд собеседования. И если человек его проходит то обычно ещё есть третий, где мы пытаемся понять реальные знания и понимания проблемы человеком... Это у нас ещё короткая цепочка собесов. Но в любом случае в самом оперативном случае это 2 часа. Причем на тех интервью обычно минимум 2 человека профильный специалист и наблюдатель. Собственно почему мы пришли к такой системе. Потому что это позволило снизить количество фекапов при приеме.

Ответить
Развернуть ветку
Артур А.

10 минут - метафора.
Но 2 часа - перебор.

Ответить
Развернуть ветку
Артур А.

Я же говорю: человечество стремится разбить предложение на слова, слова на буквы, а буквы на звуки и т.д.
В вашем случае можно пригласить и психолога и священника и кого то ещё. Список ограничен бюджетом и вашей фантазией.
Есть пути намного короче. Потому и Маск сейчас уволил половину Твиттера, потому что придуманные должности пожирают казну.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Куницын

Так в том, то и смысл, чтоб экономить время в дальнейшем. Мы стали реже ошибаться корректней определять квалификацию людей. Взять не того кто требуется - это потеря времени.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей К

Очень интересно, как можно по разговору понять, подходит ли дизайн этого дизайнера под задачи вашей компании. Вот прямо без тестового просто на словах

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Карпенко

Для дизайнеров существует портфолио. По которому прекрасно понятен уровень соискателя.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Уровень его портфолио понятен. А то насколько специалист в предметной области разбирается и его мотивация – нет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дизайнер

Неоднократно были ситуации, когда тестовое задание выполнялось на уровне и близко не стоящем к тому, что было в портфолио.

Ответить
Развернуть ветку
Артур А.

А как попал на собеседование этот дизайнер?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

А сколько дизайнеров прошло через ваши собеседования?

Ответить
Развернуть ветку
Артур А.

Собеседований было очень много, но оставались единицы.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

А что за компания? Интересно увидеть результат работ дизайнеров, которые стали с вами сотрудничать

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Если оценивать уровень дизайна по сайту r2ino (из вашего профиля), то он типового уровня. Графический дизайн на минималках. Пока выглядит так, что вы принимали на работу дизайнеров для которых ваша компания была одной из первых в их карьере или они предпочитают работать с бюджетными заказчиками. Ну в таком случае действительно, не ясно зачем тестовые задания давать, так из единиц может вовсе никто не дойти.

Ответить
Развернуть ветку
Артур А.

Сайт R2INO это купленная готовая тема.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Так а где проекты ваших дизайнеров?

Ответить
Развернуть ветку
UNHCR

дядя, вы не туда написали

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lesov

Тестовое позволяет понять, как кандидат подходит к процессу решения задач, как он защищает то, что спроектировал и насколько его решения продуманные и логически последовательные. Но тестовое даём не всем, если у человека есть релевантный опыт, который он может подтвердить реальными проектами и показать процесс проектирования, то можно пропустить этот этап, заменив его на whiteboard.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Ловите лайфхак. Я однажды при выполнения тестового связался с ux-исследователем продукта в который нанимался, чтобы уточнить кое-какие вопросы. Узнал много нового.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Львов

Два основных момента, на которые я смотрю, если даю тестовое задание:
- ход мыслей, почему так сделано.
- умеет ли человек задавать вопросы по ходу выполнения тестового.

Персоны, фреймворки и так далее - это инструменты, которые как и любой в наше время разучивается за неделю по паре статей в интернете.

Ответить
Развернуть ветку
alex gour

вот вам причина отказа первой компании. группы и нейминг, посмотрите на эти моменты в своей работе. Ни одного автолэйоута и практически отсутствие вариативных компонентов

Ответить
Развернуть ветку
Sana S

а покажите как стоит организовывать слои? у меня прост тоже такой же бардак, чувствую мое тестовое не примут(
заскриншотьте свои слои)

Ответить
Развернуть ветку
alex gour
Ответить
Развернуть ветку
Natalja

а что вам ответили на ваш запрос предоставить вам фидбек в плане чего не хватило вам и что было лучше у выбранного конкурента?

Ответить
Развернуть ветку
lalka here.kek

На Западе это считается дурным тоном. "К нам идут только гении и чемпионы с кучей офферов". Поэтому если вы просите что-то разжевать, то это странно. Вы должны быть крайне автономны и человек-пароход. На западе нет модели "Я начальник - ты дурак". Все умные, самостоятельные и свободные гении-отличники на пособиях.

Ответить
Развернуть ветку
Natalja

ну я живу на этом западе, и открытость приветствуется. Например меня бортанули в большой компании, по результатам собеседования. Я попросила комментарии и поняла, что была плохая самопрезентация. Попросила тестовое, спросила, что они хотят в нем увидеть, сделала и получила предложение, пробационный период завершила с позитивными отзывами от всех коллег. Если бы я замкнулась и не проявила инициативу и желание работать, ничего бы из этого не было.

Ответить
Развернуть ветку
lalka here.kek

Ты девушка. Тебя прогнали по диверсити квотам.

Ответить
Развернуть ветку
Natalja

Вам виднее очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Львов

Два основных момента, на которые я смотрю, если даю тестовое задание:
- ход мыслей, почему так сделано.
- умеет ли человек задавать вопросы по ходу выполнения тестового.

Персоны, фреймворки и так далее - это инструменты, которые как и любой в наше время разучивается за неделю по паре статей в интернете и зачастую вообще не нужны в решении рабочих задач.

Ответить
Развернуть ветку
UNHCR

Нифига ты жесткий!

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

Круто. Спасибо что поделились

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kost

А сколько времени занимает разработка одного такого тестового?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kuzin
Автор

Около недели с учетом того, что есть фултайм работа

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kuzin
Автор

Тут всё просто, я переехал :)

Ответить
Развернуть ветку
Bayra Ktar

test

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда