{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Стиль «Русский Behance»

На конец 2022 года каждый второй лендинг рисуют в этом стиле. Каждый начинающий дизайнер изучает этот стиль. Последние несколько лет в Рунете набирает обороты специфическое направление, которое, казалось мне, давно было забыто.

Картинка украдена в интернете

Привет, случайный читатель. Меня зовут Олег Лупиков, я сооснователь ИТ-компаний Hook Production и Postilla. В первой компании мы разрабатываем стартапы, продаем продуктовые команды (аутстаффим джунов по ценам сеньоров, как и все вы тут), занимаемся цифровой трансформацией и импортозамещением (разрабатываем всякое, чем никто не будет пользоваться за деньги налогоплательщиков). Среди наших клиентов Intergaz, Победа, ГПН, Петшоп, Кинопоиск, Jiffy, прочие корпорации и стартапы в России и Европе. Второй бизнес – это фудтех софт – CRM и мобильные приложения для dark kitchen, кафе и ресторанов, который на момент написания этой статьи получил оценку в $1 миллион и массово сейчас подключает horeca в России на iiko за 10 000 рублей в месяц.

В диджитале я с 2008 года (это когда половина читателей VC только родились) и когда-то, как и все, занимался разного рода сайтами. Я видел расцвет, пик и закат техдизайна и скевоморфизма в интерфейсе и в вебе. Видел, как веб-студии проходили путь от бомжацких сайтов-визиток на конструкторах (uCoz, Народ), до корпортивных порталов на 1С-Битрикс и Drupal, сложных кастомных сайтов с параллаксами на jQuery, Backbone, и React, и снова возврат к конструкторам – Tilda, Readymag. И снова возврат к техдизайну и скевоморфизму. Только у современных дезигнеров понятный нашему олдовому поколению техдизайн обрел новое дыхание и новое название. Имя ему – «русский беханс». Несмотря на то, что мы давно не занимаемся сайтами и заказываем их у других, мне не дает покоя этот странный тренд, которого не должно существовать. Об этом необычном явлении я и решил написать, но сначала…

Вернемся к истокам

Ранние 2010-е. Студия Лебедева на пике популярности. Все ссылки на сайтах принято подчеркивать. Скевоморфизм и техдизайн идут рука об руку, а весь дизайн производился силами Adobe Photoshop CS6 (чаще всего nulled версия). Ключевыми ресурсами для вдохновления были сайт Студии Лебедева, форумы техдизайнер. ру, revision и Demiart. Самыми крутыми считались кейсы Лебедева с уклоном в максимальный реализм. В этом же стиле были интерфейсы iOS. Назывался этот стиль – скевоморфизм.

skeuomorphism in a nutshell

Скевоморфизм в веб-дизайне – это техника, которая заключается в использовании изображений и элементов интерфейса, которые имитируют природные формы и текстуры. Это может включать использование фоновых изображений с камнями, травой или другими природными материалами, а также формы и иконки, которые напоминают листья, волны или другие природные элементы.

Цель скевоморфизма – создать успокаивающую и привлекательную атмосферу для пользователей, снижая отторжение новых пользователей компьютерных интерфейсов, вызывая ассоциации с реальным миром.

Такой вот способ обойти несуществующий в UI эффект зловещей долины.

Отсюда вытекает популярный тогда, но не очень встречающийся сейчас термин «технический дизайн». Его смысл заключался в том, чтобы взять исходное изображение или группу изображений (дерево, скала, водопад) и объединить их силами иллюстратора в единую композицию.

Автор неизвестен

Техдизайн и скевоморфизм шли рука об руку и рождали прекрасные (как для тех лет, так и сейчас) сайты.

Без преувеличения, это считалось вершиной веб-дизайна. Имитация форм и текстур, успокаивающая атмосфера, плавные и естественные анимации, фокус на сбалансированных цветах и типографике.

Однако такой подход не подходит для всех типов сайтов и требует тщательного подбора изображений и элементов интерфейса, чтобы сохранить стилистическую согласованность. Хотя скевоморфизм в дизайне сайтов может принести многие преимущества, в некоторых случаях он может также иметь некоторые недостатки. Скевоморфизм может усложнить взаимодействие с сайтом, потому что элементы интерфейса, которые напоминают природные формы, могут быть менее очевидными и интуитивно понятными для пользователей. Скевоморфизм может быть трудно реализовать с точки зрения веб-дизайна, поскольку требуется тщательное планирование и использование специальных инструментов для создания изображений и элементов интерфейса, которые создают живые и естественные впечатления. Это может потребовать большего времени и усилий, чем обычный дизайн интерфейса.

Скевоморфизм был популярен в веб-дизайне в первой половине 2010-х годов, но постепенно стал устаревать. Одной из причин этого является то, что многие дизайнеры использовали скевоморфизм без соблюдения основных принципов дизайна, что приводило к неконсистентности и хаотичности сайтов. В результате этого скевоморфизм стал считаться непрофессиональным и неэффективным способом оформления сайтов. Вместо этого дизайнеры начали использовать более современные и профессиональные подходы к веб-дизайну, такие как использование более четких и структурированных макетов и…

Минимализм

Apple выпустили революционную iOS 7, где вместо реалистичных текстур и шейпов ушел уклон в блюры, градиенты, радуги. Иконки стали более плоскими, цвета более яркими а анимации более сложными. Низкий поклон сэру Джони Айву!

iOS 7

Настала эпоха минимализма в веб-дизайне. Минимализм в веб-дизайне — это стиль, который характеризуется упрощением дизайна и сокращением количества элементов на странице. Он основывается на принципах чистоты и простоты, и целью минимализма является создание чистого и лаконичного дизайна, который позволяет пользователям легко и быстро находить информацию на сайте. В минималистическом дизайне используются простые формы, чистые цвета и минимальное количество текста и изображений. Этот подход позволяет создать упорядоченный и структурированный визуальный образ, который хорошо читается и легко используется.

Простота – необходимое условие прекрасного

Лев Николаевич Толстой

Минимализм основывался на следующих ключевых принципах:

  • Простота: в минималистическом дизайне используется минимум элементов, чтобы создать лаконичный и простой визуальный образ.
  • Чистота: минималистический дизайн использует чистые и незагроможденные цвета, формы и текст, чтобы создать читаемый и упорядоченный визуальный образ.
  • Функциональность: минимализм стремится к тому, чтобы дизайн был не только красивым, но и функциональным, то есть позволял пользователям легко и быстро находить информацию на сайте.
  • Структура: в минималистическом дизайне используется структурированный и упорядоченный макет.

В минималистическом дизайне важно также обеспечить хорошую навигацию и организацию информации, чтобы пользователи могли легко перемещаться по сайту и находить нужную информацию. Это также включает в себя хорошую интерактивность и отзывчивость, чтобы пользователи могли легко взаимодействовать с сайтом. В общем, ключевые принципы минимализма в веб-дизайне сосредоточены на создании простого, чистого и функционального дизайна, который позволяет пользователям легко и быстро находить информацию на сайте.

В принципе, что было дальше, мы все знаем. Разные итерации минимализма, попытки реинкарнации скевоморфизма в виде неоморфизма (безуспешные, на мой взгляд) и разные итерации экспериментальных и не очень стилей для визиток, презентационных сайтов, корпоративных порталов и e-commerce. Популярные в РФ и СНГ студии и агентства соревновались в наяривании друг другу на локальных и федеральных конкурсах по голландскому штурвализму (Теглайны, Руварды и прочие кружки по интересам для диджитал-псевдоэлиты).

Параллельно с этой тусовкой существовала еще одна, которая создавала сайты не с целью рассказать о том, как они параллакс ускорили до 25 кадров в секунду, а с целью продажи продуктов и заработка денег Кабан Кабанычу, который отвалил 60к за страничку про фуры из Владика. Эта тусовка экспериментировала с конверсиями (чаще неосознанно, интуитивно). Старалась попасть в ожидания заказчиков, управляла дофамином посетителей и искала всякие ключики, которые помогут условному Аязу Цыгановичу лучше продать его инфопродукт.

И так родился на свет…

Стиль «Русский Беханс»

Рашен Биханс. Russian Behance. Рубех. Это как евроремонт. Как цыганское барокко.

В не очень бородатые годы, когда нынешние senior human interface engineers только учились дизайну, на Behance начало формироваться такое синтетическое явление – веб-дизайнеры рисовали несуществующие сайты и соревновались, кто больше наберет лайков.

Behance — это онлайн-платформа, которая предназначена для портфолио творческих профессий, таких как дизайнеры, фотографы, иллюстраторы и т. д. С ее помощью творческие профессионалы могут показывать и демонстрировать свои работы, развивать свои карьеры и находить новые возможности сотрудничества.

«Если бизнеса нет в интернете, значит нет бизнеса» – говорили они, то же было верно для дизайнеров на Behance. Множество известных сейчас дизайнеров начинали, повторяя полумифический путь Артемия Лебедева – нарисовать с два десятка сайтов для несуществующих компаний и разместить их в портфолио. С годами коммьюнити обрастало новичками, которые не сильно знали историю дизайна и, тем более, термины техдизайн и скевоморфизм.

История умалчивает, кто был первым, но я точно знаю одного чувака, который научил другого чувака, из-под пера которого в геометрической прогрессии начали размножаться рубех-дизайнеры. Иронично, но однажды я попросил того самого первого чувака поконсалтить своих дизайнеров, консультации в итоге не случилось и с тех пор он должен мне 4 000 рублей.

Типичный рубех конца 2015х выглядел так:

Типичный представитель стиля "рубех"

Сайт за сайтом, ученик за учеником это чудо начало заполонять русский сегмент Беханса сперва в виде искусственных кейсов, потом в виде сайтов для каких-то неизвестных компаний, а потом случилась Бизнес Молодость.

Очень простой ленд. С очень высокой конверсией. Желтая кнопка included.

Миша, Петя и десятки тысяч учеников БМ волей господа Бога, вселенной или каких-то запрещенных веществ решили, что техдизайн и ультрареализм – признаки дорогого дизайна и причина высоких конверсий. Вы наверняка видели сайты инфопродюсеров, каких-то темщиков и суетологов, продавцов кресел-мешков и щебня с песком в этом стиле. Конечно же, любой скам и инфобиз не обходится без «продающего лендоса» в стиле «русский behance».

Сайт несуществующей компании с русского сегмента Behance

А тут дизайнер_ка гордится, что спроектировала этот высококлассный интерфейс взаимодействия человек-машина за 1 час. Уровень!

Источник: русский Behance

И так, какие основные, ключевые особенности стиля «русский behance»?

  • Птица. Желательно, чайка.
  • Кусты.
  • Летающие элементы. Листья, или лучше деньги. Заблюренные.
  • Объемная кнопка. Желательно, желтая.
  • На кнопке должна быть иконка. А лучше фотография объекта.
  • Кнопка play. Не важно зачем, главное сделай.
  • Облака или туман. Много облаков. Они должны двигаться.
  • Светящийся объект. С желтым свечением.
  • Рукописный шрифт в заголовке.
Такой дом гарантировано простоит дольше, чем сайт компании

В целом, у меня даже нет претензий к этому стилю и этим дизайнерам. Иногда это даже красиво. Иногда не очень.

Как думаете, какая конверсия у этой CTA-кнопки?

Ходят слухи, что новое поколение дизайнеров даже и радо бы развиваться в других направлениях, но вот незадача. Этот стиль просят клиенты. Я знаю с несколько десятков больших предпринимателей с прибылью в 1+ миллиард рублей в год, которые считают такой стиль очень дорогим и продающим! Но как правило сами сайты в стиле «русский беханс» обычно стоят в районе 50-150 тысяч рублей.

Ладно, дело пятое, все дошло до того что я пошел на поводу у тренда и тоже попросил нашего директора по дизайну нарисовать нам такой сайт! Дима очень ругался и не хотел, но вот что получилось:

hookprod.com

Знаю, о чем ты, мой случайный читатель из индустрии, думаешь. И так же знаю, о чем ты, мой случайный читатель НЕ из индустрии, думаешь. Такой парадокс, на этот стиль есть спрос у бизнеса, дизайнерам-новичкам приходится его учить, потому что за него готовы платить. Но платить мало. И ты, мой маленький дизайнер, зашкваришь себе портфолио этим дерьмом так, что потом ни в одну приличную контору не возьмут. Сеньор хуман интерфейс инженеры покрутят пальцем у виска и закроют, начинающие предприниматели скажут «Зашибись! Хочу такой сайт!». CEO ИП Дрищухин посмеется, ведь это не возьмут на Рейтинг Рунета.

Все вышеизложенное является моим личным мнением и не претендует на 100% правду, конечно же.

Если вдруг кто-то дочитал до конца, то мое почтение. Предлагаю обсудить, есть ли место этому незамысловатому тренду на цыганские сайты в рунете и есть ли у него будущее? Или это нечто очень зашкварное, как инфобиз и курсы по психологии от вчерашних маникюрщиц? И что делать, если клиенты считают этот стиль красивым, а посетители таких сайтов больше покупают: смириться или пытаться изменить тренд.

Русский Behance это:
Зашибись!
Дилетантство
Я клиент, я это заказываю
Я дизайнер, я это рисую
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

И напоследок, из чувства прекрасного оставляю One Time Offer: первым трем оставившим заявку на hookprod. com владельцам лендосов в стиле «русский behance» бесплатно нарисуем нормальный дизайн!

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Михаил Катовайс

Всегда называл этот стиль "Московский лендинг" но оказывается есть и другое название. Интересно было узнать о вашем мнении.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Лупиков
Автор

Здравствуйте, мы из регионов ))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Катовайс

Москва это тоже регион. А так я и сам не из Москвы, и спрос на лендосы у меня как правило со стилем попроще.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Катовайс

На мой скромный взгляд от сайтов такого дизайна всегда веяло наебаловым. Уж слишком много сил потрачено в визуал, а не в суть предложения.

Поэтому я стараюсь не использовать много шума, но побольше сигнала в дизайне. И не делать сайты в стилях "дорого-бохато", но сайты в стиле "прямо и по делу". Возможно это и не правильно.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда