{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Плагиат VS заимствование в дизайне: где грань и как не нарушать авторские права

«Сделайте красиво, как у...» — популярный запрос на дизайн сегодня. Но где проходит грань между вдохновением от идеи, стиля и визуальных решений другого бренда и плагиатом? И как убедиться, что вы или ваш дизайнер не нарушаете авторские права — разбираемся в статье.

Плагиат — серьёзная проблема?

Да, и с каждым днём всё более острая. Ведь клиентов, которые хотят уникальный дизайн, становится больше, как и дизайнеров, желающих предоставить им свои услуги. А новые визуальные решения, идеи и стили так быстро не появляются.

Поэтому не очень добросовестные дизайнеры могут копировать чужие работы, выдавая их за личные идеи. И это касается и заказчика, потому что так они не только подрывают собственный авторитет, но и подставляют своего клиента.

Даже один подобный кейс может нанести компании большой денежный и имиджевый ущерб.

Но если запрос клиента направлен на уже готовые визуальные решения и ему нравится популярный визуальный стиль? А дизайнер активно используется референсами, известными и актуальными образами? Где найти грань между грамотным вдохновением и наглым копированием чужой работы – разбираемся вместе.

Валера Зайнуллин
Дизайнер в самарской сети «Додо Пицца» и агентстве «Томат»

Где же грань: разберём на кейсах

Конкретных критериев плагиата в дизайне нет. Некоторые источники ссылаются на преодоление отметки в 50%, если совпадение по элементам при наложении, например, логотипов друг на друга, происходит наполовину или более.

Но в юридических прецедентах всё не так однозначно. Если логотип или элементы фирменного стиля имеют отличительную особенность, это не является нарушением авторского права.

На деле всё работает по-другому.

В 2020 году блокчейн-стартап Сurrent выиграл суд у Facebook, уличив корпорацию в плагиате своего логотипа. Calibra – дочерняя компания платёжной системы Libra, принадлежащая Facebook.

Дизайн делала одна студия – Character. Логотипы похожи, но есть и различия: у Сurrent тильда (~) имеет грань и сильную изогнутость, цветовые решения и шрифт тоже отличаются. И всё же Calibra пришлось провести ребрендинг – теперь это Novi.

Ещё один пример, как одно стилистическое решение может существовать как в контексте полного плагиата, так и очевидного (и не очень) заимствования идеи.

Китайский торговый центр скопировал логотип города Мельбурн, лишь немного изменив оттенки в градиентах.

А вот логотипы мексиканского города Матаморос или Норвежской образовательной компании Muligheter (Возможности) имеют больше отличительных особенностей.

А это пример, где дизайнер использовал одинаковые стилистические приёмы, но дистанцировался от первоисточника. Использование схожего цвета обусловлено словом «изумрудный». Возможно, по нему и был найден логотип Мельбурна как референс.

Почему предыдущие лого не попали под законы о плагиате?

В случае с Мельбурном, чтобы обеспечить полноценную юридическую защиту своего логотипа, бренд должен зарегистрироваться в каждой стране, где есть законы по защите товарных знаков. А это не так просто.

Какие выводы можно сделать

Юридически ваш дизайн может быть «чист» и соответствовать всем нормам. Но это не гарантия безопасности бренда.

Обнаруженное заимствование будет расцениваться аудиторией как «плагиат» и повлечёт за собой большие репутационные потери.

Другая сторона вопроса – этика. Насколько уникальным будет дизайн, имеющий источник вдохновения? И что это говорит о профессионализме дизайнера?

Ответить на эти вопросы однозначно невозможно.

Как проверить себя (или своего дизайнера) на плагиат

Есть несколько способов.

  • Поиск по картинке. Придуманный логотип, паттерн или главный элемент стиля нужно прогнать через поиск по фотографиям. Желательно использовать несколько поисковых сервисов, потому что у всех разные базы и алгоритмы. А после сравнить с уже существующими результатами.

  • Перед регистрацией товарного знака, его логотипа и визуальной айдентики можно пользоваться базами ФИПС и Роспатента. Здесь можно провести поиск по категориям, названиям и другим критериям, и сравнить свой дизайн с уже зарегистрированными торговыми марками.

  • Обратиться в патентные бюро, которые занимаются регистрацией товарных знаков и проводят экспертную проверку на сходства: учитывают как прямые тождества, так и косвенные признаки. Они сравнивают не только зарегистрированные знаки, но и проходящие регистрацию.

Каждый способ имеет свои особенности и не может гарантировать вам 100% «чистоты» вашего дизайна. Поэтому задайте вопросы перед проверкой:

  • Планируется ли регистрация товарного знака?
  • На территории какой страны?
  • В какой сфере работает компания, для которой создаётся дизайн?

Пабло Пикассо сказал: «Хорошие художники копируют, великие художники — воруют», но как интерпретировать цитату для себя, каждый решает сам.

А как вы подходите к вопросу плагиата? Расскажите в комментариях, были ли у вас интересные кейсы.

0
2 комментария
Андрей Никитин

Позволю себе внести уточнение: «Отличительная» - на самом деле «различительная» способность обозначения не имеет отношения к определению степени заимствования в дизайне.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Batkovich

̶з̶а̶г̶р̶а̶н̶и̶ц̶а̶ ̶н̶а̶м̶ ̶п̶о̶м̶о̶ж̶е̶т̶ ...нейросети нам помогут понашлепать уникальных картинок лого :-) https://ydalenka.ru/articles/87-kak-sgenerirovat-izobrazhenija-cherez-neiroset-midjourney-v-discord.html

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда