Как придумать название для компании: план действий
Это статья для тех, кто хочет самостоятельно придумать название для бизнеса. Показываем алгоритм, приводим примеры, делимся советами и доказываем, что нейминг — это не так сложно, как все уверяют. Sivachevski
Алгоритм нейминга
Назвать компанию — так же ответственно и утомительно, как придумать имя ребёнку. Но в случае с бизнесом есть чёткий алгоритм, который упрощает задачу:
В чём суть каждого из пунктов и какие нюансы нужно учесть, рассказываем далее в статье.
1. Сбор информации о конкурентах и потребителях
Вначале нужно определиться: мы хотим отстроиться от конкурентов или наоборот — создать похожее название. Что бы мы ни решили, составляем список компаний, брендов и продуктов, которых считаем основными соперниками по рынку.
Далее описываем портрет потребителя и пытаемся представить, какое название ему бы понравилось. А если мы — собственник компании, пытаемся представить, что бы понравилось нам. Задаём такие вопросы:
- Какие эмоции должно вызывать название?
- Какие смыслы или идеи мы хотим в него заложить (если хотим)?
- Кириллица или латиница?
- Сколько готовы потратить на покупку доменов?
2. Создание карты ассоциаций
Чтобы запустить творческий процесс по созданию имени, загружаем в мозг как можно больше информации с помощью карты ассоциаций.
На белом листе бумаге или на онлайн-доске размещаем смысловые зоны нашего бренда — слова, которые непосредственно связаны с деятельностью компании. Рядом со смысловыми зонами выписываем ассоциации: используем для этого синонимайзеры, генераторы ассоциаций, словари иностранных слов, читаем статьи по теме и устраиваем мозговой штурм.
3. Генерация названий
Прежде чем бросаться что-то придумывать, выбираем стратегию нейминга. Их три:
- Описательное название — напрямую связано со сферой деятельности компании (например, Самокат, Ростелеком, InfoWatch).
- Название-метафора — связано с деятельностью компании через ассоциации высокого уровня (Puma, Билайн, Apple).
- Абстрактное название — не связано с деятельностью компании (Zara, IKEA, Самолет).
Определившись со стратегией, мы должны снова сделать выбор: либо использовать существующие слова, либо придумывать новые. Техник образования слов очень много, поэтому скажем только о трёх:
- Составное название — образуется из двух или более слов (Skillbox).
- Аллитерация — повторяющиеся согласные звуки (Крошка Картошка).
- Неологизмы — новые, ничего не означающие слова (Xsolla).
А порой никаких методик не нужно. Например, название «Нотки» для бренда женского белья родилось у нас сразу после первой встречи с клиентом.
4. Предварительный отбор
Когда мы создали 50-100 вариантов названия, необходимо определить 5-10 лидеров. Используем для этого следующие критерии:
- название легко произносимое и запоминаемое;
- короткое;
- непротиворечащее позиционированию;
- без негативных ассоциаций;
- не аббревиатура;
- со свободными доменами.
Некоторые из этих критериев очень субъективные, поэтому встаёт вопрос, на чьё мнение полагаться? Ответ может быть разным.
Например, в FMCG-бизнесе название бренда тестируется на фокус-группах, потому что мнение потребителей существенно. А в корпоративном B2B-брендинге мнение владельца становится решающим: целевая аудитория небольшая, статистика здесь ничем не поможет и потому собственник бизнеса — и есть ЦА.
5. Консультация с патентным поверенным
Сократив наш список до 5-10 названий, мы подходим к наиболее сложному вопросу — это охраноспособность. И тут нам нужен патентный поверенный, который не только проверит названия по базе зарегистрированных товарных знаков, но и подскажет какие слова мы не можем использовать в принципе (например, названия государственных органов, городов).
6. Утверждение названия
Предварительный отбор и советы патентного поверенного сводят количество вариантов до минимума. Остаётся лишь применить финальный фильтр: какое название нравится лично нам? Что нравится, то и подаём на регистрацию в Роспатент.
Про заблуждения
Вокруг нейминга много мифов, предрассудков и прочих глупостей, от которых нужно избавиться перед разработкой названия. Вот основные заблуждения:
- Название должно отражать суть бренда и позиционирование.
- Название влияет на успех компании и лояльность клиентов.
- Название информирует покупателя о том, чем занимается компания.
- Название — ключ к положительному опыту, связанному с брендом.
- Для покупателей название является важным фактором при выборе продукта.
- Хорошее название быстро откладывается в памяти, его трудно забыть.
- Название должно быть продающим.
- Хорошее название позволяет обрести популярность за короткий срок и сократить расходы на запуск рекламных кампаний.
- Название должно соответствовать популярным запросам в поисковых системах.
- Название должно быть осмысленным.
Придумать имя не так сложно, как кажется. Если придерживаться алгоритма, можно уложиться в 2-3 недели и придумать не просто название, а название, которое вы будете любить.
Как отметил в мемуарах наш двоюродный дедушка Марат Баскаев: «Имя — это очень много, это почти всё».