{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Краткость, ясность и уместный тон: каким должен быть текст сообщения об ошибке Статьи редакции

Перевод краткого руководства от UX-писателя BBC Эми Лик.

Ошибки на сайте возникают и по вине системы, а иногда и по вине пользователя. Чтобы их было легко исправить, важно писать чёткие, логичные и доступные сообщения.

Определите, с какой ошибкой столкнулся пользователь

Прежде чем составлять сообщение, убедитесь, что знаете ответы на эти вопросы:

  • Что произошло?
  • Как это случилось?
  • Как это исправить?
  • Ошибся пользователь, система или все вместе?
  • Можно ли изменить текст этого сообщения? Операционная система может контролировать некоторые сообщения об ошибках.

Структура текста

Чтобы исправить ошибку, сначала нужно узнать, в чём она состоит. Сообщение будет выглядеть примерно так: ошибка → как её исправить.

Довольно простая структура. Вот пример реального сообщения об ошибке в одну строчку.

«Файл повреждён. Попробуйте выбрать другой»

Бывает, система не может указать, что именно произошло.

В примере ниже мы специально описываем ошибку в общих чертах. Лучшее, что можно сделать при проблемах с интернетом, — подсказать пользователю, как он может всё исправить.

«Проблема с подключением. Проверьте ваше интернет-соединение и попробуйте снова». Кнопки: «Попробовать снова» и «Отмена»

Пишите коротко и ясно

Нужно помочь пользователям быстро исправить ошибку, чтобы они могли дальше заниматься своими делами.

Сообщение должно быть кратким и лаконичным. Избавьтесь от лишних слов, оставьте только нужные. Главное — не перестарайтесь: краткость не должна ставить под угрозу ясность сообщения. Не вырезайте из текста важные детали.

Как надо писать: «“Pictures” уже существует. Выберите другое имя». Как не надо писать: «Не можем переименовать “Pictures”, поскольку файл или папка с таким именем уже существует. Укажите другое имя»

Системная ошибка

Если ошибка произошла по вине системы, извинитесь перед пользователем. Но если в этом виноват пользователь — будьте аккуратны. Извинения звучат неискренне там, где им не место. К тому же неуместные извинения могут сбить с толку — пользователь подумает, что не виноват в ошибке, раз система говорит «простите».

Чтобы принять ответственность за случившееся, используйте активный залог. Пишите: «Мы не можем сохранить ваши изменения», а не «Ваши изменения не могут быть сохранены».

Ошибка пользователя

Иногда ошибки появляются по вине пользователя. Но сообщить об этом можно мягко и без осуждения.

В примере ниже сделали акцент на том, как исправить ситуацию, а не на забывчивости пользователя.

Пишите «Пожалуйста, введите своё имя» вместо обвиняющего «Вы забыли вписать своё имя»

Пассивный залог удобно использовать, когда ошибка произошла по вине пользователя. Он поможет смягчить неприятную ситуацию, например, когда «Ваша карта была отклонена».

Используйте правильный тон

Тон сообщения будет зависеть от серьёзности ошибки. Мягкость в словах отлично подходит для мелких ошибок, но для более критических стоит подбирать слог построже.

Избегайте спецтерминов и всегда изъясняйтесь просто. Пользователь должен чувствовать, что вы стараетесь помочь ему и понятно объяснить, что делать. Помните, мы говорим с людьми, а не с машинами.

Несерьёзное сообщение: «Этот пароль неверный. Попробуйте ещё раз». Серьёзное сообщение: «Эта карта была отклонена. Попробуйте другой способ оплаты»

Пожалуйста, не пытайтесь умничать. Не время для шуток и креатива, когда у пользователя проблема. Шутки или креатив только испортят текст сообщения и усилят чувство разочарования.

Что случится, если нажать на кнопку

Для устранения некоторых ошибок могут потребоваться СТА-кнопка или ссылка. Иногда бывает нужна кнопка отмены.

Всегда объясняйте, что будет, если нажать на кнопку или ссылку. Их текст должен быть понятным, даже если прочитать его отдельно, вне сообщения об ошибке. Это поможет незрячим пользователям перемещаться по интерактивным элементам. Тем, кто бегло прочитал сообщение, тоже будет легче сориентироваться.

Не используйте просто слово «Ок». Что оно значит? С помощью «Ок» можно подтвердить отмену действия или его совершение. Сделайте так, чтобы пользователю было понятно, с чем он соглашается.

Сверху: система пока не может открыть PicEditor, и нужно перезагрузить компьютер, чтобы закончить установку. Кнопка «Окей, перезагрузить» (СТА).  Снизу: недостаточно места, чтобы скачать файл.  Кнопка: «Окей, понятно» (отклонить)

Время и место

Сообщения об ошибках должны принимать во внимание все действия пользователя. Время и место появления сообщения помогают понять, что произошло. Это помогает пользователю исправить ошибку.

  1. Что вызывало это сообщение?
  2. Когда оно появилось?
  3. Где появилось?
  4. Понятно ли, с чем оно связано?

Задавая эти вопросы, не забывайте, что есть пользователи с ограниченными возможностями. Это подталкивает к новым вопросам:

  • Как мы можем помочь всем пользователям перейти к решению?
  • Может ли ошибка слишком встревожить пользователя или быть навязчивой, появившись в этот конкретный момент?
  • Как связать сообщение с соответствующим разделом визуально и не визуально?

Помните, что сообщения об ошибках — не барьеры. Они существуют, чтобы расширять возможности, успокаивать и направлять пользователей.

Ключевые рекомендации

  • Определите, с какой ошибкой столкнулся пользователь и как её исправить.
  • Пишите коротко и ясно.
  • Используйте нужный тон и только уместные извинения.
  • Дайте понять, что будет, если нажать на кнопку или ссылку.
  • Учитывайте время и место появления сообщения. Не забывайте про то, как воспримут его пользователи с ограниченными возможностями.

#ux

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда