{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Думайте как покупатель и учитывайте бюджет: как на самом деле работает FMCG-брендинг

На что обратить внимание при разработке бренда товаров повседневного спроса.

Упаковка продукта — один из самых измеряемых инструментов в дизайне. Если взять одинаковый товар, упаковать его по-разному и поставить в разных магазинах, то продажи будут отличаться. Поэтому дизайнерам важно учитывать не только чувственные приёмы и тренды в упаковке: специалист должен встать на место покупателя, понять его мотивы, а также условия в момент приобретения товара.

Молоко — это просто молоко

Год назад наши коллеги из другого агентства придумали концепт редизайна упаковки молочного завода. Получился красивый проект, в котором они кардинально изменили облик коробок, а для каждой категории — молоко, кефир и ряженка — придумали отличительные цвета крышек. Аудитория vc.ru и Sostav раскритиковала проект, потому что подобное решение проработано на уровне дизайна, но оно не берёт в расчёт ценовую политику бренда и сформированную у покупателей привычку.

Если компания создаёт товар в низком или среднем ценовом сегменте, то удорожание упаковки приведёт к повышению стоимости продукта. Так из-за разноцветных крышек нужно тратить деньги на разработку уникального цвета краски и нагружать производство для их изготовления.

Вряд ли такие инвестиции принесут пользу, потому что покупатели привыкли к определённой марке и берут её с полки не глядя. Молоко — недорогой и регулярный в приобретении товар, а значит покупатель не хочет разбираться в новинках. Если человек не увидит привычную коробку, он купит второй по узнаваемости продукт.

Воображение против бюджета

В теории можно придумать что угодно. Например, для нового бренда чипсов создать картонную упаковку, которая трансформируется в кормушку для птиц. Бренд-менеджеры будут рассказывать про важность вторичного использования и мощное отличие от конкурентов, но каждый элемент FMCG-брендинга требует затрат: больше цвета — деньги; уникальный шрифт — деньги; легко перерабатываемая бумага — тоже деньги.

Если дизайнер говорит, что центральный элемент будет сочно блестеть на полке, то нужно заложить в бюджет использование УФ-лака в производстве коробок. Поэтому стоит подружить амбиции с коммерческими возможностями на этапе брифинга, и только потом идти дальше.

Что находится в коробке

Компания Kellogg’s производит готовые завтраки Dinosaurs. Айтрекинг показал, что люди не могли понять, что в коробке с банановым вкусом — шоколад и банан. Изображение банана съезжало в сторону из-за деформации упаковки под весом хлопьев, а в фуд-области не хватало иллюстрации начинки. К тому же название вкуса было написано на розовом фоне, который вызывает ассоциации со жвачкой, а не подлинным вкусом хлопьев.

Мы провели редизайн упаковки: динозавра сделали темнее, чтобы банан лучше выделялся на его фоне; успокоили лишние шумы; вместо розового цвета разработали банановый, поверх которого написали вкус шоколадным цветом.

Упаковка не должна становиться преградой между покупателем и продуктом. Человеку не нужен картон и тетрапак, ему нужны хлопья и сок, поэтому вкус, цвет и другие характеристики должны легко считываться.

При этом стоит учитывать целевую аудиторию, например, если товар выбирает ребёнок, то в первую очередь нужно завладеть его вниманием. Обычно это делают с помощью яркого персонажа, например, на коробке хлопьев Dinosaurs изображён дружелюбный динозавр. Персонаж нравится ребёнку, он хватает коробку с полки и передаёт её своей маме, которая будет считывать информацию о пользе — облегчить этот процесс можно с помощью иконок, например, зелёный листочек сообщит об экологичности продукта.

А вот детское питание «Фрутоняня» выбирают сами родители, поэтому в основе их упаковки изображены свежие фрукты и логотип узнаваемого бренда.

О чём говорит логотип

Не все компании могут ставить в центре внимания свой логотип. TWIX, Coca-Cola или та же «Фрутоняня» могут, но, если ваш бренд менее узнаваемый, то лучше изобразить элементы, отражающие вкус и качество продукта. Например, если вы посмотрите на упаковку «Село Зелёное», то вряд ли запомните все детали фирменного знака. Но в памяти останется зелёное пятно на полке, деревенские атрибуты и оригинальный стиль рисовки. Всё это работает целиком, поэтому в упаковке важен не столько бренд, сколько целостный образ продукта.

Где покупатель увидит товар

Когда дизайнеры придумывают фирменный стиль, они красиво отображают его в различных мокапах, то есть создают демонстрацию будущего продукта в бытовой среде. Например, упаковку с пельменями можно поставить на стол в уютной квартире, чтобы показать возможные условия нахождения товара. Но главным условием должен стать морозильник, то есть белый фон, дымка, слегка запотевшее окно и шершавая наморозь. В таком контексте покупатель увидит пельмени, а значит — упаковка не должна быть блёклой и содержать незаметные элементы.

В случае с морозильной камерой важно учитывать специфичные температурные условия, в которых хранится продукт: краска может потечь, поэтому нужно заранее обсудить используемые материалы упаковки и их взаимодействие с окружающей средой. Например, для проекта Smekalka мы использовали наклейку, которая не подвергается искажениям в результате выработки конденсата.

Товар в магазине находится в каких-то условиях. Не все бренды стоят на золотой полке, а значит нужно принимать к сведению ракурс, с которого упаковку увидит покупатель. От расположения товара зависит, какие элементы лучше использовать на упаковке.

Также важно учитывать и само строение полки. Обычно она состоит из ценникодержателя, но у некоторых полок есть выступающий вверх бортик, поэтому лучше не использовать важные детали в нижней части упаковки.

Покупатель редко ищет смысл в упаковке и думает об идее дизайнера. Он покупает еду, чтобы её поесть. А еда находится среди тысячи других позиций на полках. Поэтому недостаточно организовать исследование и подлинно понять, что нравится человеку. В испытательной среде он берёт на себя роль эксперта, рационально оценивания предмет. Однако в супермаркете всё иначе: масса товаров превращается в размытое пятно, среди которого ходят другие люди, а продавец через весь магазин просит ключ от кассы.

Всё ради денег и для покупателей

Дизайн упаковки не должен быть оторван от реальности. С одной стороны, важно принимать в расчёт производственные возможности, с другой — вставать на сторону потребителя. Каждый элемент упаковки в FMCG-брендинге обязан отвечать на два вопроса: «во сколько это обойдётся?» и «как это увидит покупатель?».

Мы в ENDY изучаем покупателей и создаём драйвовые бренды с учётом возможностей бизнеса. Смотрите наши кейсы на сайте.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Вера Победительница

Ах, этот FMCG-брендинг, еще одна загадка маркетинга.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Pyatigin
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Слегка устал.

Даёшь закупки на фермерских рынках. Никакой яркой упаковки - смотришь на сам продукт и оцениваешь.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Не у всех есть ден/средства и свободное время, покупать там продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Соболев

Фермерские рынки это не всегда выгодно как кажется

Ответить
Развернуть ветку
Anna Hvost

Интересная информация для общего образования 🤔

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда