Design Summer — креатив vs функциональность
Кто определяет художественную ценность проектов? В чем польза креативного процесса для бизнеса? Красота и функция дизайна? Собрали основные тезисы экспертов по теме. Своими мыслями на встрече MIND-15 поделились дизайнеры и руководители digital-агентств.
На связи дизайн-студия «Магвай». Вместе с Ассоциацией Развития Digital Агентств (ARDA) мы регулярно проводим MIND-15. Это digital-стендап, где приглашенные спикеры делятся опытом, лайфхаками и нестандартными решениями сложных проблем. Цель — за минимальное время (15 минут) выдать максимально полезную информацию.
Евгений Багласов, ведущий дизайнер aic
Эмоциональный дизайн: как создать MVP, который полюбят
При первом взгляде на продукт пользователь так или иначе делает для себя выбор: нравится он мне или нет. Если мэтч случился, то пользователь исследует, чувствует себя первооткрывателем. Если мэтча не случилось, то у пользователя возникает внутренний барьер, он ощущает некое недоверие к продукту.
Мы избалованы хорошими интерфейсами, которые закрывают минимум: они удобны, понятны, я понимаю, что получу, если заполню определенное поле. Поэтому экономить на визуале не стоит.
Дизайн должен адаптироваться под сильные стороны брендов, он должен их дополнять и скрывать шероховатости и недостатки. Когда происходит адаптация тренда под реальный контент, может родиться что-то уникальное, что станет референсом.
- Текст может быть частью эстетики. Интерфейс как диалог, когда продукт обращается к вам, а вы какими-то элементами управления соглашаетесь с ним. Важно делать это без панибратства и фамильярности.
- Вкус и вкусовщина — показатель опыта клиента. Если пример, который он вам приводит, не самый удачный, задача дизайнера определить ту фишку, которая понравилась клиенту.
- MLP (минимально привлекательный продукт) становится все более актуальным. Технологии становятся доступнее, а значит, дешевле. Фокус баланса эстетики и функции начинает смещаться в сторону визуала. Это может быть конкурентным преимуществом.
- Стали приходить клиенты, которые хотят, чтобы не только работало, но и было красиво. Это и частные компании, и государственные.
Митя Осадчук, дизайн-директор в Иви, ex-креативный директор VK
Место креатива в цифровом продукте
Продукту и, как следствие, бизнес получает большую пользу от наличия креативного процесса внутри команды. Потому что всегда есть место для идей, которые нужно создавать.
Важно заниматься проектами будущего, то, что ты делаешь сейчас, может стать новым шагом. В крупных компаниях есть проекты, которые тянут остальные за собой.
- Горячие инвестиционные проекты подхватываем и растим, пока не появится выделенная команда или не закончим MVP. Чем больше гипотез пробуем на старте, тем дешевле будет дальше.
- Креативной команде можно доверить задачу с высокой степенью неопределенности. Например, как на Новый год голосовым ассистентом привлечь дополнительно аудиторию. На выходе вы получите десятки и даже сотни решений, на основе которых можно будет построить гипотезы. Успешными кейсами мы создаем культуру влияния креатива на продукты и процессы в компании.
- Наша команда в VK состояла из Т-образных ребят, которые мультифункциональны, но делают что-то одно или два-три. Их можно было объединять под разные типы запросов. Кто-то силен в продуктах, кто-то в иллюстрациях и т.д.
- Я создал определенный план и построил систему. Например, был KPI: в год не меньше 35 хакатонов идей. Из них 70% были результативными.
- Как придумываются решения? Вы можете вдохновиться конкурентами, пойти от болей и потребностей пользователей. Также можно пойти от ограничений — логика из поставленных рамок. При этом хорошо, когда есть ресурс в виде думающих дизайнеров.
- Техники генерации, которые можно «положить» в человека, даже если он нетворческий, гарантируют наличие идей к какому-то дедлайну. Вы можете посмотреть на задачу шире. Когда нужно придумать что-то исключительное и эксклюзивное, мы идем наружу за экспертизой, но это дорогое решение. Обычными методами придумать что-то новое сложно.
- Должен быть заказчик — фасилитатор. Важно, чтобы команда была замиксована: продакт + продуктовый дизайнер + креативщик. Самое главное — отсутствие критики и атмосфера тимбилдинга. Когда люди понимают. что здесь безопасное место, они начинают генерировать много идей. За чужие идеи нужно хвататься и дополнять их.
Нина Калаус, СЕО/арт-директор дизайн-студии «Магвай»
Место веб-дизайна в искусстве
Последние 5 лет я живу в Берлине. Это столица граффити. В центре города есть двор, где все стены покрыты рисунками. Они меняются, некоторые существуют всего несколько месяцев, потом появляются новые. Сотни художников посещают это место, фотографы делают снимки, так граффити остаются в памяти. Мы сами коллекционируем это исчезающее искусство в своем аккаунте в инстаграм.
Так сложилось, что до сих пор назвать веб-дизайн искусством не могут даже в профессиональном сообществе. Изобразительное искусство развивается и принимает новые формы. Художник вышел из пещеры Ласко и прошел долгий путь. На этом пути был и фриз Парфенона, и Ника Самофракийская, и Сикстинская капелла, и чёрный квадрат, и граффити. Не всё это из этого сразу становилось искусством.
Какие признаки у искусства? Образность. Эмоциональность. Субъективность. И все они есть в веб-дизайне.
Веб-дизайн перестал быть только инструментом. Сегодня он не только помогает сделать проекты удобными, а ещё добавляет эстетики. Современный веб-дизайн вызывает эмоции, он обладает той же индивидуальностью художника, что и картины, а значит, несёт эстетическую ценность.
Определять художественную ценность той или иной работы должны другие профессиональные веб-дизайнеры, которые открыты новому и могут непредвзято оценить проект.
- Мы планируем запустить комьюнити-платформу Web Design Awards, где главным смысловым ядром станет конкурс. Практикующие веб-дизайнеры высокого уровня смогут формировать золотой фонд проектов. Так будет расти качество проектов. Это поможет и дизайнерам, и рынку в целом выйти на новый уровень.
Миша Пименова, основатель и руководитель дизайн-лаборатории «Mish»
Дизайн для дизайнеров!
Самый главный вопрос: что такое красиво? Оно у каждого свое. То, что красиво одним, некрасиво другим. И это касается интерфейсов, предметов и всего.
Когда дизайн преобладает над функциональностью, часто для людей неудобное становится некрасивым. При этом красивое отлично привлекает внимание и выполняет свою бизнес-задачу.
Непривычное кажется некрасивым, а знакомое и приятное становится красивым. При этом морально устаревшее перестает быть красивым (исключение — ретро).
- У красоты есть контекст. Вне контекста она теряется.
- Быть красивым — тоже функция. Есть проекты, где это необязательно. Иногда нужно сделать быстро, иногда необходимо протестировать гипотезу.
- Дизайнеры часто забывают про то, для кого они делают, и создают то, что красиво для них, а не для аудитории.
Артем Федоров, дизайн-директор Red Collar
Совершенный дизайн — красота или функция
Если посмотреть на дизайн как на функцию, то функция — полезная и удобная вещь. Дизайн действительно может быть функциональным.
Полезность в целом можно посчитать через ожидаемые выгоды и ожидаемые затраты на взаимодействие. Ожидаемые выгоды — это то, что человек предположительно получит при нулевой точке взаимодействия с брендом, решит ли он свою задачу. На повышение ожидаемых выгод влияет маркетинг и ребрендинг. Ожидаемые затраты на взаимодействие прямо связаны с юзабилити.
Понимание, кто как взаимодействует с продуктом, строится через наблюдение. Это необходимо знать, чтобы уменьшать затраты на взаимодействие.
- Дизайн взаимодействия складывается из физических (как много мне нужно накликать) и психических затрат (классические законы UX).
- Наши продукты могут развиваться. При этом может быть слишком много сценариев для продукта. Важно работать с психическими затратами, чтобы не перегружать пользователя. Red route analysis говорит, что надо снижать психические затраты и быстрее добираться до конечных функций. Есть матрица, она строится, исходя из количества людей, которые пользуются этим сценарием, и тем, как часто они этим пользуются.
- Если уложить важные вещи в пирамиду ценностей, то выстроится последовательность снизу вверх: функциональность, надежность, юзабилити, умение.
- Дизайнеры часто упускают факт нулевого взаимодействия с продуктом: откуда появляется желание и во что оно должно превращаться? Человек должен понимать при взаимодействии с продуктом, что он может решить ту цель, которая есть. Мы как дизайнеры должны его провести и сформировать факт доверия.
- Мы помним вещи, которые у нас вызывают определенные ощущения. Эстетические приятные впечатления повышают желание пользователя учиться и адаптироваться. Чем убедительнее эмоция, тем она больше его продвигает по сценариям и приводит к конечному действию. Мы придаем значение опыту, в котором чувствуем собственную привязанность.
- Красота в дизайне — это функция, надежность, юзабилити, и появления сверхкачества. У нас должно быть желание усилить эмоции людей через взаимодействие с дизайном.
- Пользователи не до конца знаю, что они хотят и почему. Мы должны выступить как творцы. Ключевые навыки в этом смысле: внимательность, чуткость, ответственность. Наша задача — выяснить, чего хотят пользователи, прежде чем они это сделают.
Чтобы попасть на следующий MIND-15, подпишитесь на нас здесь.
На этом дизайне лето, креатива много, но где функциональность?
Красиво, креатично, необычно.
А что красиво-то?