Design Summer — креатив vs функциональность

Кто определяет художественную ценность проектов? В чем польза креативного процесса для бизнеса? Красота и функция дизайна? Собрали основные тезисы экспертов по теме. Своими мыслями на встрече MIND-15 поделились дизайнеры и руководители digital-агентств.

На связи дизайн-студия «Магвай». Вместе с Ассоциацией Развития Digital Агентств (ARDA) мы регулярно проводим MIND-15. Это digital-стендап, где приглашенные спикеры делятся опытом, лайфхаками и нестандартными решениями сложных проблем. Цель — за минимальное время (15 минут) выдать максимально полезную информацию.

Евгений Багласов, ведущий дизайнер aic

Эмоциональный дизайн: как создать MVP, который полюбят

  • При первом взгляде на продукт пользователь так или иначе делает для себя выбор: нравится он мне или нет. Если мэтч случился, то пользователь исследует, чувствует себя первооткрывателем. Если мэтча не случилось, то у пользователя возникает внутренний барьер, он ощущает некое недоверие к продукту.

  • Мы избалованы хорошими интерфейсами, которые закрывают минимум: они удобны, понятны, я понимаю, что получу, если заполню определенное поле. Поэтому экономить на визуале не стоит.

  • Дизайн должен адаптироваться под сильные стороны брендов, он должен их дополнять и скрывать шероховатости и недостатки. Когда происходит адаптация тренда под реальный контент, может родиться что-то уникальное, что станет референсом.

  • Текст может быть частью эстетики. Интерфейс как диалог, когда продукт обращается к вам, а вы какими-то элементами управления соглашаетесь с ним. Важно делать это без панибратства и фамильярности.
  • Вкус и вкусовщина — показатель опыта клиента. Если пример, который он вам приводит, не самый удачный, задача дизайнера определить ту фишку, которая понравилась клиенту.
  • MLP (минимально привлекательный продукт) становится все более актуальным. Технологии становятся доступнее, а значит, дешевле. Фокус баланса эстетики и функции начинает смещаться в сторону визуала. Это может быть конкурентным преимуществом.
  • Стали приходить клиенты, которые хотят, чтобы не только работало, но и было красиво. Это и частные компании, и государственные.

Митя Осадчук, дизайн-директор в Иви, ex-креативный директор VK

Место креатива в цифровом продукте

  • Продукту и, как следствие, бизнес получает большую пользу от наличия креативного процесса внутри команды. Потому что всегда есть место для идей, которые нужно создавать.

  • Важно заниматься проектами будущего, то, что ты делаешь сейчас, может стать новым шагом. В крупных компаниях есть проекты, которые тянут остальные за собой.

  • Горячие инвестиционные проекты подхватываем и растим, пока не появится выделенная команда или не закончим MVP. Чем больше гипотез пробуем на старте, тем дешевле будет дальше.
  • Креативной команде можно доверить задачу с высокой степенью неопределенности. Например, как на Новый год голосовым ассистентом привлечь дополнительно аудиторию. На выходе вы получите десятки и даже сотни решений, на основе которых можно будет построить гипотезы. Успешными кейсами мы создаем культуру влияния креатива на продукты и процессы в компании.
  • Наша команда в VK состояла из Т-образных ребят, которые мультифункциональны, но делают что-то одно или два-три. Их можно было объединять под разные типы запросов. Кто-то силен в продуктах, кто-то в иллюстрациях и т.д.
  • Я создал определенный план и построил систему. Например, был KPI: в год не меньше 35 хакатонов идей. Из них 70% были результативными.
  • Как придумываются решения? Вы можете вдохновиться конкурентами, пойти от болей и потребностей пользователей. Также можно пойти от ограничений — логика из поставленных рамок. При этом хорошо, когда есть ресурс в виде думающих дизайнеров.
  • Техники генерации, которые можно «положить» в человека, даже если он нетворческий, гарантируют наличие идей к какому-то дедлайну. Вы можете посмотреть на задачу шире. Когда нужно придумать что-то исключительное и эксклюзивное, мы идем наружу за экспертизой, но это дорогое решение. Обычными методами придумать что-то новое сложно.
  • Должен быть заказчик — фасилитатор. Важно, чтобы команда была замиксована: продакт + продуктовый дизайнер + креативщик. Самое главное — отсутствие критики и атмосфера тимбилдинга. Когда люди понимают. что здесь безопасное место, они начинают генерировать много идей. За чужие идеи нужно хвататься и дополнять их.

Нина Калаус, СЕО/арт-директор дизайн-студии «Магвай»

Место веб-дизайна в искусстве

  • Последние 5 лет я живу в Берлине. Это столица граффити. В центре города есть двор, где все стены покрыты рисунками. Они меняются, некоторые существуют всего несколько месяцев, потом появляются новые. Сотни художников посещают это место, фотографы делают снимки, так граффити остаются в памяти. Мы сами коллекционируем это исчезающее искусство в своем аккаунте в инстаграм.

  • Так сложилось, что до сих пор назвать веб-дизайн искусством не могут даже в профессиональном сообществе. Изобразительное искусство развивается и принимает новые формы. Художник вышел из пещеры Ласко и прошел долгий путь. На этом пути был и фриз Парфенона, и Ника Самофракийская, и Сикстинская капелла, и чёрный квадрат, и граффити. Не всё это из этого сразу становилось искусством.

  • Какие признаки у искусства? Образность. Эмоциональность. Субъективность. И все они есть в веб-дизайне.

  • Веб-дизайн перестал быть только инструментом. Сегодня он не только помогает сделать проекты удобными, а ещё добавляет эстетики. Современный веб-дизайн вызывает эмоции, он обладает той же индивидуальностью художника, что и картины, а значит, несёт эстетическую ценность.

  • Определять художественную ценность той или иной работы должны другие профессиональные веб-дизайнеры, которые открыты новому и могут непредвзято оценить проект.

  • Мы планируем запустить комьюнити-платформу Web Design Awards, где главным смысловым ядром станет конкурс. Практикующие веб-дизайнеры высокого уровня смогут формировать золотой фонд проектов. Так будет расти качество проектов. Это поможет и дизайнерам, и рынку в целом выйти на новый уровень.

Миша Пименова, основатель и руководитель дизайн-лаборатории «Mish»

Дизайн для дизайнеров!

  • Самый главный вопрос: что такое красиво? Оно у каждого свое. То, что красиво одним, некрасиво другим. И это касается интерфейсов, предметов и всего.

  • Когда дизайн преобладает над функциональностью, часто для людей неудобное становится некрасивым. При этом красивое отлично привлекает внимание и выполняет свою бизнес-задачу.

  • Непривычное кажется некрасивым, а знакомое и приятное становится красивым. При этом морально устаревшее перестает быть красивым (исключение — ретро).

  • У красоты есть контекст. Вне контекста она теряется.
  • Быть красивым — тоже функция. Есть проекты, где это необязательно. Иногда нужно сделать быстро, иногда необходимо протестировать гипотезу.
  • Дизайнеры часто забывают про то, для кого они делают, и создают то, что красиво для них, а не для аудитории.

Артем Федоров, дизайн-директор Red Collar

Совершенный дизайн — красота или функция

  • Если посмотреть на дизайн как на функцию, то функция — полезная и удобная вещь. Дизайн действительно может быть функциональным.

  • Полезность в целом можно посчитать через ожидаемые выгоды и ожидаемые затраты на взаимодействие. Ожидаемые выгоды — это то, что человек предположительно получит при нулевой точке взаимодействия с брендом, решит ли он свою задачу. На повышение ожидаемых выгод влияет маркетинг и ребрендинг. Ожидаемые затраты на взаимодействие прямо связаны с юзабилити.

  • Понимание, кто как взаимодействует с продуктом, строится через наблюдение. Это необходимо знать, чтобы уменьшать затраты на взаимодействие.

  • Дизайн взаимодействия складывается из физических (как много мне нужно накликать) и психических затрат (классические законы UX).
  • Наши продукты могут развиваться. При этом может быть слишком много сценариев для продукта. Важно работать с психическими затратами, чтобы не перегружать пользователя. Red route analysis говорит, что надо снижать психические затраты и быстрее добираться до конечных функций. Есть матрица, она строится, исходя из количества людей, которые пользуются этим сценарием, и тем, как часто они этим пользуются.
  • Если уложить важные вещи в пирамиду ценностей, то выстроится последовательность снизу вверх: функциональность, надежность, юзабилити, умение.
  • Дизайнеры часто упускают факт нулевого взаимодействия с продуктом: откуда появляется желание и во что оно должно превращаться? Человек должен понимать при взаимодействии с продуктом, что он может решить ту цель, которая есть. Мы как дизайнеры должны его провести и сформировать факт доверия.
  • Мы помним вещи, которые у нас вызывают определенные ощущения. Эстетические приятные впечатления повышают желание пользователя учиться и адаптироваться. Чем убедительнее эмоция, тем она больше его продвигает по сценариям и приводит к конечному действию. Мы придаем значение опыту, в котором чувствуем собственную привязанность.
  • Красота в дизайне — это функция, надежность, юзабилити, и появления сверхкачества. У нас должно быть желание усилить эмоции людей через взаимодействие с дизайном.
  • Пользователи не до конца знаю, что они хотят и почему. Мы должны выступить как творцы. Ключевые навыки в этом смысле: внимательность, чуткость, ответственность. Наша задача — выяснить, чего хотят пользователи, прежде чем они это сделают.

Чтобы попасть на следующий MIND-15, подпишитесь на нас здесь.

0
3 комментария
Vsevolod TheKing

На этом дизайне лето, креатива много, но где функциональность?

Ответить
Развернуть ветку
Лев Астахов

Красиво, креатично, необычно.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Николаев

А что красиво-то?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда