Всё о дизайн-мышлении: как оно помогает создавать полезные продукты

Основы и этапы методологии, полезные инструменты и подборка книг для погружения в дизайн-мышление — в колонке Юры Морозова, продуктового эксперта PMCLUB.

Дизайн-мышление — это метод создания продуктов, услуг и решений, ориентированных на человека. Он помогает погрузиться в опыт пользователя, понять его потребности и проблемы. И только после этого дизайн-мышление учитывает технологические возможности и выгоду для бизнеса.

Коротко разберём, что значит сам термин. «Дизайн-мышление» произошло от английского design thinking.

В оригинале термин имеет иной смысл, нежели на русском языке:

  • design переводится как проектирование, продумывание или организация процессов;
  • а thinking означает way of doing thinking — то есть способ «делания» вещей.

Таким образом, дизайн-мышление — это проектирование способа «делания» вещей. Это методология продумывания, как мы создаём продукты, улучшаем их, формируем стратегию, нанимаем людей, растим их и так далее.

Мы вместе проектируем то, как мы делаем вещи. И делаем их.

Зачем дизайн-мышление продакту

Дизайн-мышление можно применить в любой сфере, но чаще всего его используют в разработке цифровых продуктов, конкретнее — при создании интерфейсов сайтов и приложений.

Методология пригодится менеджеру продукта для того, чтобы не придумывать интерфейс из головы, а

  • находить решения на основе реального опыта пользователей и исследований;
  • быстро формулировать и тестировать гипотезы;
  • создавать ценные продукты и повышать лояльность клиентов;
  • не тратить время и деньги на ни на чём не основанные идеи.

Предыстория

Первопроходцем в дизайн-мышлении стал американский учёный и нобелевский лауреат Герберт Саймон. В 1969 году вышла его книга «The Sciences of the Artificial» (или «Науки об искусственном»), в которой Саймон утверждает, что изучать стоит не только естественные науки, но и созданные человеком системы — designed.

Он не упоминал термин design thinking, но первым начал говорить о design as the way of thinking, дизайне как способе мышления.

Герберт Саймон. Источник: YouTube

Что важно: Герберт Саймон пришёл из естественных наук, где учёные ставят гипотезы, проводят эксперименты и постоянно проходят через этапы проб и ошибок.

Этот же подход он привнёс в неповоротливый бизнес, который долго планировал и работал над большими проектами. Саймон затрагивал тему быстрых экспериментов, которые позволяют изучить систему в деле — и пробраться через неизвестность в правильном направлении.

Сегодня метод стал настолько популярен, что кажется, с ним работали уже все: от Nike до Airbnb, от «Сбера» до «Шоколадницы».

Этапы дизайн-мышления

Методология состоит из этапов, обычно их 5−6, но может быть больше или меньше, строгих рамок нет. Возьмём процесс из шести этапов:

  1. Эмпатия.
  2. Фокусировка.
  3. Генерация.
  4. Выбор идей.
  5. Прототипирование.
  6. Тестирование.

Ключевая особенность подхода в том, что на каждом шаге применяется разный тип мышления — от творческого к критическому. Сначала мы в творческом порыве генерируем идеи, а потом строго, отталкиваясь от результатов исследований, выбираем только ценные.

Разберём каждый шаг отдельно.

Эмпатия

На первом этапе важно встать на сторону клиентов и понять, что им нужно на самом деле и с какими проблемами они сталкиваются. Для этого проведите исследование аудитории — с помощью глубинных или фокусированных интервью.

К примеру, можно использовать карту эмпатии. Организуйте интервью и узнайте, что пользователям нравится, о чём они мечтают, чего боятся и прочее. Не в целом, а именно в связке с тематикой вашего продукта. Эта карта станет вашим компасом, с которым вы сможете сверяться по ходу разработки продукта.

Фокусировка

Структурируйте всю информацию, полученную на этапе «Эмпатия», обработайте, проанализируйте и выделите самые важные проблемы.

Это не значит, что все другие стоит отбросить — к ним можно вернуться на следующих циклах дизайн-мышления. Важно сфокусироваться на трёх-пяти проблемах или даже одной, если она большая и значимая.

К концу этапа чётко сформулируйте проблему со стороны пользователя.

Пример: Клиент долго не может найти корзину в интерфейсе, переключается на другие вкладки и в итоге не завершает покупку.

Генерация идей

Включите дивергентное мышление и генерируйте решения проблемы.

Чем больше идей, тем лучше. Идеи могут быть даже самые сумасшедшие — не отсекайте и не критикуйте их.

Методов брейншторма полно. Вот как предлагает генерировать идеи Антон Шаяхов, основатель Out.agency и приложения Practico. Техника называется «Оригами» и состоит из шести этапов:

  • Подготовка. Возьмите фломастеры, стикеры, интервальный таймер.
  • Чётко сформулируйте задачу. «Давайте придумаем что-нибудь новенькое» — не вариант.
  • Объясните правила игры. Всего есть восемь отрезков по 40 секунд. За каждый интервал нужно придумать одну идею и записать её на стикер.
  • Генерация идей.
  • Презентация идей. Участник клеит стикер и коротко рассказывает, что имел в виду. Критиковать идеи нельзя, но можно задавать вопросы.
  • Безмолвное голосование (его можно использовать в следующем цикле — «Выбор идей»). У каждого участника ограниченное число голосов, например, если получилось всего 30 идей — можно выдать каждому по три голоса. В финале зафиксируйте результат.

Выбор идеи

Соберите все идеи и выберите с командой, какие лучше всего закрывают потребности клиентов и бизнеса.

Прототипирование

На этом этапе нужно сделать черновую версию продукта, который должен решить проблему пользователя. Не старайтесь сразу сделать «красиво». У хорошего прототипа есть три ключевые характеристики: он должен быть быстрый, дешёвый и интерактивный.

Посмотрите, к примеру, как компания IDEO в девяностых за четыре дня разработала прототип инновационной тележки для магазинов. Ребята собрали прототип «на коленке» из всего, что было под рукой: скотча, верёвок, деревяшек и металлических дуг.

Для цифровых продуктов удобно использовать сервисы Miro или Figma: в них можно без кода собрать макет и показать респондентам.

Тестирование

Покажите получившийся прототип пользователю: посмотрите, как он взаимодействует с продуктом, что ему нравится, что нет и почему. Запишите это в таблицу или, например, на карту:

Обратная связь поможет понять, удалось ли решить проблему. По итогам тестирования вы можете возвращаться на предыдущие этапы:

  • Если ошиблись с выбором проблемы — возвращайтесь на этап «Эмпатия» и «Фокусировка».
  • Если нужно скорректировать прототип — вернитесь к этапу «Прототипирование».
  • Если всё хорошо и проблема клиента разрешилась, переходите к созданию MVP — минимально жизнеспособного продукта.

Не бойтесь экспериментов

Даже если оказалось, что получившийся продукт не нужен пользователю — это значит, что вы избежали затрат на бессмысленную разработку и сэкономили команде время и силы. Это не ваша личная неудача, а второй лучший исход эксперимента.

Такова идея дизайн-мышления — постоянный поиск и проверка решений.

Что смотреть и читать о дизайн-мышлении

  • Курс по дизайн-мышлению от Nielsen Norman Group — одной из главных исследовательских компаний в сфере дизайна.
  • Курс «Дизайн-мышление: все этапы и инструменты» от PMCLUB, на котором пошагово разбирается методология и приводятся практические кейсы.
  • «Науки об искусственном», Герберт Саймон. Я упоминал эту книгу в начале статьи. Она — основа дизайн-мышления. Без неё вы бы не читали эту статью.
  • «Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге», Оливер Кемпкенс. Оливер — один из лучших экспертов в дизайн-мышлении в Европе. В книге он показывает различные методики генерации и проверки гипотез на примере 150 практических кейсов.
  • «Дизайн-мышление в бизнесе». Автор книги — Тим Браун, гендиректор IDEO, одной из самых успешных в мире дизайн-компаний. Тим рассказывает, как метод помогает находить и реализовывать успешные бизнес-идеи.

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим грамотно управлять и не срывать дедлайны, оценивать сроки, риски и бюджет. Подписывайтесь на нас на vc.ru и в Telegram.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Иван Ивашов

В книжках и статьях звучит все круто и просто. Но все эта методология очень быстро разбивается о реальность на этапе тестирование. Так как довольно сложно, заставить пользователя попросить воспользуется твоим решением на коленки.
Только если у тебя не 100% попадение в боль/хотелку.

А это может быть только если у тебя довольно хорошая насмотренность и колоссальный опыт, фартуна на твоей стороне. То самая о чем грезят в стартаперской тусовки, когда тебе дают инвестиций за идею на салфетки.

У обычных людей в разработке продукта это колоссальная работа по поиску респондентов для исследования, A/B тестирование,MVP ,CustDev, just to be done - то есть надо х*рачить и идти общаться со своим пользователям, пытаюсь поговорить/продать.

И вот приходят мысли, Дизайн Мышление не новая ли это серебряная пуля, которую продвигают или вспомнили под какой нибудь новые супер эффективный курс.

Продолжаю пример про тележку, если мне изменит память, вначале(вообще концепцию) когда ее изобрели, люди не хотел ей пользоваться и нанимали специальных людей чтобы они ходили по магазину, показываю что это нормальный "пользовательский опыт".

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Спасибо за коммент! Но дизайн-мышление подразумевает под собой большую исследовательскую работу, в том числе поиск респондентов, кастдевы, тесты и т.д. Без этого гипотезы и не получится проверить. А после проверки идеи уже идёт разработка MVP. Поэтому думаю, тут противоречия нет — херачить в дизайн-мышлении тоже нужно, и много :)

Ответить
Развернуть ветку
Дэд президент

А ты хагош!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ильенков

IDEO молодцы, конечно

Ответить
Развернуть ветку
Абунасыр Султанов

неплохо, молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Петр Калита

Дизайн мышление либо есть, либо его нет , когда есть его нужно развивать и постоянно подпитывать , а это наверное зависит от надсмотренности и личного вкуса

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Советую получше почитать статью, дизайн-мышление — это методология, её может применить любой, главное освоить подход

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стифеев

ничего против не имею конечно, но сколько можно писать статьи про дизайн-мышелоие?))

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Не знаю, не видел на vc.ru подробную хорошую статью на эту тему)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Литвин

Готов поспорить, что Герберт Саймон к дизайн-мышлению не имеет отношения. Более того, он в гробу перевернулся от упоминания себя в данном контексте.
Автор, вы-то хоть читали Науки об искусственном?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда