Техника мозгового штурма без стыда

Есть такая страшная штука — проблема чистого листа. Это когда нужно начать что-то делать, а ты сидишь с глупым выражением и созерцаешь пустое пространство. В общем, не знаешь, с чего начать. Как сделать первый шаг? Используйте коллективный разум!

Популярный способ коллективной генерации идей — брейншторминг. Но давайте будем честными: обычные мозговые штурмы сосут, как вакуумный пылесос. Однако мы знаем хак, который превращает брейнштормы в безболезненное, результативное и быстрое развлечение. Обо всём по порядочку.

Техника мозгового штурма без стыда

Почему мозговые штурмы не работают

Обычно брейншторм проходит по такому сценарию: какой-то менеджер решил покреативить, собрал дизайнеров, маркетологов и разрабов. Некоторые участники вообще не понимают, что происходит и как они здесь оказались. Но раз менеджер позвал — придётся участвовать.

Группа запирается в душной переговорке, где идёт безумная оргия выскочек. Интроверты сидят в уголке и молчат. Иногда они выдвигают удивительно хорошие идеи, но тут же погибают под валом вопросов от напористых коллег-экстравертов.

Генерация идей превращается в споры и критику. При этом все забывают, что важен не уровень проработки идей, а их количество. Час-другой спустя крикуны утонули в собственной секреции, а молчуны вывихнули челюсти от зевоты. Организатор благодарит коллег за встречу, гордо сворачивает флипчарт и кидает его в помойку. Время потрачено, существование менеджера — оправдано.

Получаем явные проблемы:

  • идеи генерит пара безумных менеджеров;
  • остальные молчат, зевают и тратят время;
  • обсуждение растягивается до бесконечности;
  • интроверты имеют возможность тихо отсидеться.

Как заткнуть крикунов и раскачать стесняшек

Мы в «Аутмаркетинге» проводим брейнштормы каждую неделю, и они работают. Каждый приносит по три-пять годных идей. Это дофига. Наша техника называется «Оригами». Мы бессовестно подсмотрели её у нашего друга и коллеги Семёна во времена работы в «Эльбе».

Техника наглухо затыкает вербальный фонтан самых активных крикунов и раскрывает потенциал тихонь-стесняшек. А ещё исключает споры, сокращает время любого брейншторма до 30 минут и даже иногда лечит от кори и проказы.

Брейншторм по «Оригами» можно условно разделить на шесть этапов.

1. Подготовка

Вам понадобятся: фломастеры, стикеры и интервальный таймер, ̶п̶л̶а̶с̶т̶и̶к̶о̶в̶а̶я̶ ̶б̶у̶т̶ы̶л̶к̶а̶,̶ ̶ф̶о̶л̶ь̶г̶а̶ ̶и̶ ̶ш̶и̶л̶о̶. Техника идеально работает в команде от четырёх до восьми человек. Если нужно больше — лучше разделиться на команды. В каждой команде должен быть модератор — человек, который хорошо понимает задачу. Команды лучше собрать из людей с разными скилами и образом мышления.

2. Чёткая постановка задачи

Все участники должны понимать, какую проблему нужно решить, в какие сроки и какие есть ресурсы. Чётко формулируйте задачу, чтобы участники ничего не додумывали. Затем задайте вопрос: «Котята, я понятно рассказал?», и потратьте немного времени, чтобы ответить на вопросы.

Плохая постановка задачи

«Давайте придумаем что-нибудь новенькое про нашу приложуху!»

«Давайте поднакидаем идей про блог на сайте!»

«Нужны мысли для наклеек!»

Хорошая постановка задачи

Мы хотим запустить рекламную кампанию в Facebook. Нужны заказы для нашей новой услуги «Доставка готовых пельменей». Суть услуги такова: заказываешь горячие куриные пельмешки через интернет и не умираешь с голоду.

Рекламные баннеры будут показываться в новостной ленте: картинка и короткий текст. Мы собрались, чтобы придумать идеи для креативов. Нужны запоминающиеся слоганы и визуальные образы.

Наша задача — их придумать, а Серёжа потом нарисует. Предлагайте идеи в любом формате: тексты, концепты или быстрые наброски — как вам удобнее. Котята, все всё поняли?

Техника мозгового штурма без стыда

3. Правила игры

Кроме постановки задачи нужно объяснить правила игры. Для генерации идей есть восемь отрезков по 40 секунд. За каждый интервал нужно придумать одну идею и записать её на стикер. Одна идея — один стикер. Это важно, чтобы потом не разбирать мелкие каракули.

Эмпирическим методом установлено, что 40 секунд достаточно для генерации идеи, и мозг готов работать в таком экстремальном режиме примерно пять минут. В итоге должно появиться восемь идей на восьми листочках. Мягко донесите, что восемь идей — минимум, с которым должен справиться любой нормальный человек.

«Почему стикеры? Лучше собраться у флипчарта и выкрикивать идеи!» — воскликнет пытливый менеджер. Потому что для молчунов-интровертов стикеры — лучший собеседник. Стикеры убирают лишние обсуждения и критику в процессе. Ещё они создают физическое ограничение — на стикере сложно расписать идею во всех подробностях, поэтому вы вынуждены записывать самое важное.

Экстремальные временные рамки выполняют важную роль.

  • Встреча проходит быстро и без лишних соплей.
  • В стрессовой ситуации мозг концентрируется на поиске простого решения, а не изящного способа блеснуть оригинальностью.
  • Все очевидные идеи вылетают на первых стикерах, потом мозг начинает изобретать.

4. Генерация идей

Все затыкаются, вы запускаете интервальный таймер (мы используем приложение BitTimer), который отсчитывает отрезки по 40 секунд и подаёт раздражающие сигналы и заставляет думать быстрее. Как только звучит финальный сигнал, все быстро дописывают текущие мысли и откладывают инвентарь.

Техника мозгового штурма без стыда

5. Презентация идей

Теперь каждый человек должен презентовать свои идеи. Порядок простой: клеишь стикер, коротко рассказываешь, что имеется в виду под фразой «Запустить воздушный шар над посольством Эквадора». Критиковать по-прежнему нельзя, но можно задавать вопросы.

Техника мозгового штурма без стыда

По ходу презентации похожие идеи объединяются в кластеры, чтобы не было бардака. Чтобы не мучиться с очерёдностью участников, лучше пойти по часовой стрелке (или против, если ты нонконформист).

6. Честные выборы

После того как все стикеры наклеены, начинается голосование. Что важно, безмолвное. У каждого участника штурма ограниченное число голосов. Нагенерили 30 идей — можно выдать каждому по три голоса. 100 идей — по пять голосов. За одну идею можно отдать один голос. Отдать все голоса за одну идею — нельзя.

Участники выбирают понравившиеся идеи и рисуют маркером какой-нибудь значок прямо на стикере: крестик, смайлик или контурный пенис. За свои стикеры голосовать можно, за чужие — нужно.

Поздравляем! Теперь у вас есть стена с множеством стикеров. Проблему ресурсов техника штурма не решает, а значит, вам всё-таки придётся выбирать, какие идеи взять в работу. Это задача организатора брейншторма. Можно руководствоваться голосами или своими соображениями. Ведь одно дело придумать, а другое — реализовать.

Техника мозгового штурма без стыда

Итак, порядок брейншторма в двух словах

  • Раздаём стикеры и фломастеры.
  • Объясняем задачу и правила игры.
  • Запускаем таймер и генерим идеи.
  • Презентуем идеи и клеим стикеры.
  • Голосуем и фиксируем результат.

Почему «Оригами» лучше корпоративного спектакля «У Флипчарта»

  • Генерация и озвучивание идей разделены, а значит, нет выскочек и молчунов. Все спокойно думают наедине с собой.
  • Ограничение по времени реально активирует мозг. Можно сесть за стол с пустой головой, а выйти с шикарнейшими идеями.
  • Нет влияния авторитетов, не нужно бояться начальника, не нужно стесняться плохой проработки идей.
  • Занимает мало времени. Обычный мозговой штурм чаще всего идёт не меньше часа. Оригами можно провернуть за 20 минут.

Мозговые штурмы дают офигенный бонус: они сильно повышают веру в командные силы. Выходишь и думаешь: «Какие у нас все красавчики, с такими ребятами можно и в окопы». Так что будьте красавчиками и регулярно практикуйте брейншторм-терапию.

Но какой бы техникой вы ни пользовались, рекомендуем не злоупотреблять. Если вам просто лень думать самому, лучше отложите задачу. Не нужно дёргать коллег по любому поводу.

6565
28 комментариев

Комментарий недоступен

1

Ну в целом если человек не самый умный то с ним тяжело иметь дело, да : )

2

Нанять тупого сотрудника может только тупой руководитель. Подскажите, Айдар, вы описываете стороннюю ситуацию или жизненный опыт? И вдогонку: как вы оказались в стаде баранов?

2

Тогда зачем они вам коллеги? Если руководитель заинтересован в успехе, то будут лучшие, а если это всего лишь руководитель направления имеет овердофига вышестоящих руководителей и просто не хочет потерять работу, то это как раз описанный вами случай.

Все клёво, красиво, без соплей и стыда, но не хватает хотя бы одного примера реального кейса, как вся эта теория работает на практике реальных штурмов - статья тогда была бы ваще огонь!

7

Да, вы правы, пример не помешал бы. Однажды у нас стало мало клиенов и стали нужны идеи для ппрдвижения. Вот скопировал из асаны один из брейнштурмов. В нем уже выделены топовые идеи. Этот брейнштурм когда-то стал основой продвижения Аутмаркетинга

Топчик идей:
– SEOшить сайт
– записать промо-видосы нормальные
– посты про услугу фастфуд SEO и ASO
– показывать кейсы наших коиентов
– прикупить контекст
– услуга Фастфуд-Сайты
– ещё одна статья на VC (о да)
– закупить рекламу в Фейсбуке
– запускать аудит сайтов

Менее топовые идеи
– Бизнес-завтраки, конференции, митболы
– партнерство
– скидочная акция
– Посмотреть поиск маркетологов на vc
– Позырить на линкедине
– Обещать касарь бачей за рекомендацию
– тема для постов в телеге: "как маркетологи реагируют на маркетинг" от каждого из нас (Это уже 7!)
– расширить сферу интересов (не только диджитал)
– сделать сборник методичек (прям красиво сврстанный и как демоверисю в соцсетях пульнуть)
– попросить норм клиентов о решаре
– сделать телеграм-бота Маркетоху

Может выглядеть сумбурно, но такая практика хорошо решила проблему чистого листа.

5

Так-то классно. Но есть в классической пляске возле флип-чарта один весомый плюс - синергия. Когда один выскочка "крадёт" кусок идею другого выскочки и "рождает" свою (на основе ассоциаций, своего прошлого опыта, воспоминаний) и так к следующему выскочке. И в конце краж и переделок может получиться что-то годное.

4