Дизайнеру продукта: про необходимые знания и навыки, UX- и UI-тренды и любимые инструменты коллег по цеху
Представители Ozon, Skyeng, «2ГИС», «Сбербанка» и «Яндекса» рассказали о своих подходах в работе над продуктом.
Redmadrobot Design Lab продолжает цикл статей о продукте и дизайне. В прошлых двух материалах мы говорили c менеджерами продукта. Они советовали полезные книги и сайты, описывали свои подходы в работе и рассказывали про любимые рабочие инструменты.
Сегодня мы поговорим с дизайнерами. Они поделятся своим инструментарием, расскажут о мировых трендах и важных навыках для работы с UX и UI. А также попытаются ответить на вопрос — какую роль сегодня играет дизайн при создании продукта.
Навыки и знания, без которых сегодня не обойтись UX- и UI-дизайнерам
Дизайнер — человек, который может разобраться в задаче, визуально на неё отреагировать и проделать исследовательскую работу.
По словам руководителя отдела дизайна «2ГИС» Дмитрия Пиликова, такие скилы — базовый минимум. После этого дизайнер должен проверить работоспособность своих решений и объяснить их команде.
О технической подготовке говорит и дизайнер продукта в «Яндекс.Дзене» Анастасия Миронова. По её словам, программирование — один из полезных навыков, который поможет в работе над продуктом.
По важности на первое место Анастасия ставит навык общения. По её словам, эффективное взаимодействие с разработчиками, менеджерами, пользователями и другими дизайнерами поможет в решении многих проблем.
«Главное в работе дизайнера — иметь светлую голову и уметь взаимодействовать с командой, слушать клиентов и заказчиков. Инструменты по сравнению с этим — гораздо более простая вещь», — рассуждает руководитель направления продуктового дизайна в Ozon Данил Бабарыкин.
О полезности навыков софт-скилов рассуждает и арт-директор Redmadrobot Сергей Кутьков. Он выделяет восемь основных качеств, которые важны для дизайнера.
Целеустремлённость.
Управление временем. Умение попадать в озвученные сроки без бессонных ночей.
Концентрация на важном. Умение фокусироваться в среде постоянного отвлечения внимания.
Быстрая обучаемость.
Постоянное самообразование.
Эмпатия.
Проактивность.
Коммуникация. Умение общаться с коллегами и заказчиком, аргументировать и защищать решения.
Лидер дизайн-кластера «Сбербанк Онлайн» Ярослав Сизов тоже за навыки коммуникации. По его словам, любая продуктовая работа — это командная работа.
О проверенных инструментах и приёмах, которые используют команды
Говоря «must have», Ярослав упоминает про полезные решения в работе над продуктом. По его словам, на рынке уже существует определённый набор приёмов, которые хорошо себя зарекомендовали: «Отчасти сегодня всё сводится к тому, что форма велосипеда уже изобретена, осталось только выбрать цвет», — рассуждает Ярослав.
«Основное отличие продуктовой разработки в ecommerce от, например, банковской в том, что нам нужно запускать новые сервисы и функциональность быстро, короткими итерациями», — рассуждает Данил Бабарыкин. Чтобы не допустить ошибок, в Ozon проводят качественные и количественные исследования.
Про Figma, работу с аналитикой и пользу от общения с пользователями рассказывает и дизайн-лид в Skyeng Math Иван Покалюк. Дизайнер добавляет: «В первую очередь стоит сконцентрироваться на том, чтобы выстроить коммуникацию и продуктовый процесс в команде. Тогда хорошие решения будут появляться гораздо чаще».
А Дмитрий Пиликов выделяет пять приёмов проектирования, которые помогают ему в работе над продуктом:
Методы дизайн-мышления при планировании.
Пристальное изучение области, конкурентов, людей и среды.
Фиксация результатов.
Проектирование.
Проверка гипотез.
Но самым бесценным приёмом Дмитрий считает общение с людьми, которые пользуются или являются потенциальными пользователями продукта. «Кажется, что интервью, юзабилити-тестирования, наблюдение за работой людей в их контексте ещё переживут нас всех», — рассуждает Дмитрий.
Но не только приёмы проектирования или исследования уже долгое время остаются надёжными помощниками дизайнеров. Визуальные решения — основы, которым учат ещё с художественной школы. «Работало и будет работать то, чему учат на первых уроках композиции: линия, пятно, контраст. Даже самую крутую идею может закопать слабо свёрстанный макет», — рассуждает Анастасия.
Про набирающие популярность UX- и UI-тренды
По словам Анастасии, как художественные основы закладываются в сердце современных сервисов, так и тренды в UX и UI тесно переплетаются с прошлым дизайна.
«Из мировых трендов, которые мы используем в своей работе, можно назвать, например, дизайн-спринты — их мы применяем, когда нужно, чтобы команда проекта синхронизировалась, особенно при работе над сложными задачами, где возможно несколько подходов к решению», — рассуждает Данил Бабарыкин.
А по словам Дмитрия Пиликова, тренды приходят и набирают популярность так быстро, что называть что-то «новым» опасно — завтра это может уже устареть. Но что точно не собирается устаревать в ближайшем будущем, так это AR, VR и голосовое управление.
Из тех возможностей, которые сегодня упускать точно не стоит, Дмитрий выделяет персонализацию и машинное обучение.
«Персонализация — это попытка сделать продукт для каждого разный, подстроившись под некий пользовательский профиль, под знания о клиенте. Этим давно занимаются Google, ‘‘Яндекс’’, Facebook, но как мы видим, совершенства они не достигли. И даже не приблизились к нему, потому что многую рекламу, которую мы видим, воспринимаем как назойливую», — рассуждает о персонализации Ярослав Сизов.
Вторым трендом Ярослав называет работу с эмоциями человека — попытка угадать, что чувствует пользователь, и попытаться выразить это в интерфейсе.
По словам Ярослава, это два ключевых тренда, которые касаются как пользовательского опыта, так и UI.
По словам Ивана Покалюка, помимо инструментов и технологий, на рынке есть и продукты, которые задают тренды и на которых хочется равняться.
Про любимые инструменты в работе
У Дмитрия Пиликова больше пяти инструментов, которые он использует каждый день.
По словам Анастасии Мироновой, самые любимые её инструменты Pinterest и Instagram: «Потому что это — мои глаза, только в диджитал-пространстве», — рассуждает Анастасия.
А Ярослав Сизов рассказывает о том, что презентация, как ни странно, — самый эффективный способ раскрыть в деталях суть любого продукта.
Про роль дизайна в создании продукта
«Дизайнер на разных этапах зрелости может по разному влиять на продукт. Начиная от уровня ‘‘макет’’, и заканчивая ’’видением продукта’’. Чем сильнее дизайнер погружен в продукт и процесс, тем выше его роль в проекте», — рассуждает Иван Покалюк.
«Роль дизайнера при создании продукта во многом интегрирующая, поскольку часто у него больше всего информации о том, как в итоге может выглядеть решение, и это помогает поддерживать связность в проекте», — отвечает Данил Бабарыкин.
«До сих пор наблюдаю картину, когда дизайн в продуктах востребован, только потому, что он помогает продавать продукт. Но это не должна быть его основная функция. А какая должна? Есть соблазн ответить, что очень важная, но фактически зависит от продукта, компании и отрасли, где этот продукт живёт», — рассуждает Дмитрий Пиликов.
По словам Ярослава Сизова, дизайн играет «огромную роль», потому что он определяет клиентский опыт.
Чтобы сравнить мнения, тот же вопрос мы задали менеджерам продукта из TalentTech, «Сбербанка», «Сибура» и «Точки».
По словам руководителя продукта в TalentTech Андрея Ежова, дизайн продукта сегодня играет второстепенную роль, а на первом месте — контент. «Дизайн — это вкусовщина. Секрет такой — делай проще, понятнее, доступнее для любых сегментов аудитории и люди придут», — рассуждает Ежов.
Владелец продукта в «Сбербанке» Ирина Жигалова отмечает, что решающую роль сегодня играет не что-то одно, а общее впечатление от продукта.
Владелец продукта в «Сибур» Игорь Громов считает, что из-за роста конкуренции на рынке товаров, роль дизайна сегодня напротив — увеличивается. Это касается как сферы b2c, так и b2b.
По мнению руководителя продукта в «Точке» Марии Поликарповой, значение дизайна при создании продукта неоспоримо: «Для пользователя продукт — это и есть дизайн. Если что-то не понял, это проблема дизайна. Если легко совершил нужное действие — его заслуга». Похожей точки зрения придерживается и Сергей Кутьков.
Подходит к концу 2019 год, а дизайн всё ещё продолжают отделять от продукта, от его функциональности, сути. Даже оунеры. Продолжают считать дизайн чем-то внешним, вкусовщиной. И это одни из самых передовых команд в России! Грустно
Подходит к концу 2019 год, а дизайн всё ещё продолжают отделять от продукта, от его функциональности, сути. Даже оунеры. Продолжают считать дизайн чем-то внешним, вкусовщиной. И это одни из самых передовых команд в России! Грустно
Мне очень интересно услышать ваше мнение, только в более развернутом виде)
Хочется поднять полезность статьи релевантной ссылкой: