Product Discovery: как построить эффективную рабочую карту и избежать основных ошибок

Дорожная карта (Roadmap) — документ, в котором отображены основные этапы реализации проекта, указаны их исполнители и сроки завершения. Об особенностях процесса расскажет Кирилл Хусаинов, Senior Product Manager в Lamoda Tech.

От Product Discovery до Product Delivery

Чаще всего дорожная карта представлена в графическом виде, а процесс ее создания состоит из трех шагов.

1. Проблема
2. Дизайн и техника
3. Планирование

Идея продукта на пути к релизу проходит через два основных этапа: Product Discovery и Product Delivery. На первом этапе происходят первичные исследования для выявление проблем, целей, гипотез, требований и метода реализации (этот этап также можно назвать продуктовой проработкой).

На втором происходит разработка описанных требований. Важно помнить, что некоторые пункты можно учитывать и как Discovery-, и как Delivery-часть, а какие-то пункты могут идти параллельно или вперемешку (в зависимости от сложности продукта).

Сегодня мы рассмотрим усредненное понимание для Product Discovery и его завершения в виде готовой дорожной карты.

Проблема

Продукт создается для того, чтобы решить конкретную проблему. Для того, чтобы сформировать дорожную карту, необходимо убедиться в наличии проблемы — провести первичные исследования.

Самое простое исследование — это прожитая жизнь. Ежедневно человек сталкивается с проблемами: заказать зеленый маття чай с кокосовым сиропом или же иметь доступ к чистой воде. Проблемы отличаются в зависимости от окружения, финансовых возможностей, желаний и других уникальных для каждого человека факторов.

Необходимо выделить ряд проблем, которые не имеют удовлетворяющего решения в повседневной жизни. Проверить, насколько часто каждая из них встречается у людей со схожими факторами. Данное исследование требует минимальных вложений, ведь в целевую аудиторию входит сам исследователь, и он легко может найти людей из близкого окружения с аналогичной проблемой (или ее вариацией).

Если создание продукта происходит внутри сформировавшейся компании, то мы сталкиваемся с приоритезацией проблем. Как правило, уже существует бэклог, в котором необходимо определить наиболее перспективную проблему для проработки. Посмотрим на трудности данного метода и потенциальные решения.

Привести эффект от решения проблем к одному виду

Часто необходимо сравнивать между собой проблемы из разных отделов. Например, между реализацией автоматизации внутренних процессов и упрощением пользовательского опыта на клиенте.

Решение: использовать общую метрику для приоритезации (обычно это денежная метрика формата GMV или NMV за определенный период времени, после релиза функционала).

Дать точное определение проблемы

Помимо прямых клиентов, которые используют продукт, у него есть смежные заказчики. Например, при реализации новой механики возвратов для пользователей, необходимо учесть мнение контакт-центра компании.

Решение: оповестить все отделы о наличии данной проблемы и собрать от них обратную связь.

Исходя из проблемы необходимо выстроить цель — представление конечного решения. Для этого нужно составить несколько гипотез и провести исследования на конечных пользователях, выбрав наиболее релевантные. Выбор исследований зависит от типа проблемы. Это поможет сэкономить ресурсы на самом первом этапе и иметь более точную картину от пользователей.

Большинство решений, вероятно, следует принимать с примерно 70% информации, которую вы хотели бы иметь. Если вы ждете 90%, в большинстве случаев вы, вероятно, медлите.

Джефф Безос
Используя Miro, расположим первый этап на дорожной карте

В зависимости от детализации дорожной карты и долгосрочности планов, исследование проблемы также вносится и располагается на первых позициях в графике. Средняя продолжительность этапа начинается от одной недели и может доходить до месяцев.

Дизайн и техника

Менеджеры часто приходят с готовыми задачами, которые исполнители видят в первый раз, что приводит к рассинхронизации по срокам готовности и усложнению разработки. Поэтому при работе с готовыми требованиями, в первую очередь необходимо провести обсуждение с командой.

1. Формируются продуктовые требования для дизайна и разработки. Рекомендуется использовать описанные User Stories и уточнения частных кейсов при использовании продукта.
2. На основе требований создается базовый дизайн без детальной проработки, основанный на гипотезах.
3. С дизайном идет обсуждение на стороне разработки (для выбора оптимального решения).
4. Собирается обратная связь от заинтересованных менеджеров, разработки и дизайнеров.
5. Вносятся правки. При необходимости происходит возврат к первому пункту и повторение процесса.

Необходимо поддерживать баланс между способом реализации и конечным решением. Не всегда есть возможность создать продукт таким, каким он изначально планировался. Нужно искать компромиссы при обсуждении с исполнителями.

После утверждения дизайна производится оценка со стороны разработки и нарезка на первые «эпики». Важно делить разработку на конечные задачи, которые приносят определенный результат в процессе достижения основной цели.

Вносим оценки объемов работ конечного продукта, без нарезки

Данный этап относится к Product Discovery, но также частично и к Product Delivery. Это происходит из-за вовлеченной работы дизайнеров, чей готовый дизайн уже является началом фактических работ.

Планирование

Имея все данные из предыдущих этапов, можно приступить к построению полной дорожной карты. Основная работа для менеджера заключается в управлении ожиданиями перед заказчиками и клиентами. Это означает, что нужно учитывать не только задержки в продвижении проекта, но и не оставлять слишком большой запас для реализации. Для этого мы выбираем ответственных за каждый этап и обговариваем финальные сроки их завершения.

Выделите основной функционал для первого релиза вашего продукта, тем самым проработав MVP. Отприоритизируйте оставшийся функционал на основе потребностей ваших клиентов и его пользы. В ключевых точках, где происходит релиз, собирайте данные о том, как пользователи отреагировали на него и принимайте новые решения.

Реальность ≥ ожидания, при этом ожидание должно быть достаточно высоко для приоритезации проекта

Остановимся на частых проблемах при планировании дорожной карты.

1. Отсутствие изначально запланированных ресурсов (bus factor) по ходу проекта.

2. Задержки других проектов. Узнайте статусы предшествующих проектов и скорректируйте даты начала этапов в собственном.

3. Отсутствие аналитики. Заранее заложите все необходимые события для функционала, чтобы получать свежие данные и корректировать дорожную карту.

4. Время на тестирование и исправление багов.

5.Время на A/B-тестирование и расчет результатов. Добавьте всех заказчиков и заинтересованных по проекту в тестовую группу.

Фактор автобуса (англ. bus factor) проекта — статистика, которая показывает количество участников проекта, после потери которых (увольнения, заболевания и других форс-мажорных обстоятельств) проект не сможет быть завершен оставшимися участниками.

Делим разработку на ключевые точки и формируем будущие релизы

Конечный результат

Таким образом у нас выстроилась дорожная карта продукта, которая включает в себя все этапы исследования и разработки и имеет конечные сроки и ответственных за них.

Теперь необходимо фиксировать результаты после каждого пройденного этапа, корректировать длительность этапов с учетом фактических затрат времени, оставляя комментарии, из-за чего были сдвиги в сроках. Проверять актуальность окружающих факторов, для изменения дальнейших планов или отказа от продукта в крайних случаях.

Спасибо, что остаетесь с нами! А для тех, кто хочет войти в продукт или прокачать свои навыки, у ProductStar есть обучение профессиям Продакт-менеджер, Менеджер проектов и даже CPO.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда