5 вещей во внутренней логистике производства, которые снижают эффективность

В 2023 году Центробанк зафиксировал новый рекорд по загрузке российских производственных мощностей - 81%. Это абсолютный исторический максимум. В случае повышенной нагрузки на производство, предприятие должно работать эффективно, чтобы избежать срывов сроков, санкций от контрагентов и финансовых убытков. В статье поговорим про управление производственным транспортом и о пяти проблемах, которые снижают эффективность, но иногда ускользают даже от опытных руководителей. Осознание и решение этих вопросов помогут оптимизировать процессы, сократить издержки и повысить производительность.

Управление транспортом не централизовано

Часто на предприятии автопарк рассредоточен по подразделениям и закреплен за несколькими сотрудниками. Они распределяют только свои машины, что приводит к неэффективному использованию транспорта, так как в разное время одно подразделение может нуждаться в большем количестве машин, чем другое.

При этом, если на одном участке нужен дополнительный транспорт, этот запрос надо будет согласовывать с несколькими ответственными, что займет дополнительное время и приведет к простою сектора производства из-за опоздания в доставке сырья. Более того, машина может быть уже занята на других участках. Особенно это критично, когда нужна специализированная машина, например, с рефрижератором или прицепом-цистерной. Итог: при большом автопарке возникают ситуации, когда транспорта недостаточно для оперативных задач.

В таких случаях компании внедряют централизацию транспорта и автоматизируют его распределение. Все машины заносятся в единую систему. Если в цех требуется транспорт, сотрудник создает заявку, система автоматически назначает свободного водителя и машину с подходящими параметрами. По нашим данным, это сокращает время работы диспетчеров до 30%, ускоряет согласования, повышает KPI автопарка. Обычно на производствах запросы на транспортировку материалов между цехами обрабатываются только на следующее утро, автоматическое распределение заявок позволяет делать это день в день.

Неравномерно нагруженный транспорт

Частая ситуация на производстве - неравномерная нагрузка на автопарк. Одни водители перегружены заявками на доставку, другие, наоборот, выполняют 1-2 заказа в день и остальное время простаивают. Это приводит к неэффективному использованию транспорта: очередям на погрузку и разгрузку, перерасходу топлива. Происходят сбои в доставке. Представим ситуацию: экстренно из одного сектора производства в другой нужно перевезти крупногабаритное сырье. Для этого нужен самосвал, а он уже занят для выполнения другой заяви, где можно было бы использовать обычный грузовик.

Подобные вещи сложно контролировать вручную, особенно если транспорт нужен срочно. Единая информационная система на производстве позволяет не использовать специализированный транспорт без крайней необходимости. Система сама подбирает подходящую машину и распределяет нагрузку, повышая утилизацию до 90%.

Ручное заполнение большинства документов

Человеческий фактор - одна из распространенных причин ошибок и нарушений на предприятии. Ручное заполнение документов прямой путь к ошибкам в накладных и других важных отчетах, которые становятся причиной сбоев в производстве, если, например, было указано неправильное количество сырья.

Но главный ресурс, который неэффективно расходуется при ручном документообороте - это время сотрудников на оформление и ориентацию в документах. Рабочие часы тратятся неэффективно, диспетчеры и руководители цехов перерабатывают и занимаются отчетами, а не задачами, которые могли бы повысить эффективность производства.

Ещё один недостаток ручного заполнения документов - лишняя коммуникация. Для получения любой информации диспетчер связывается по телефону с руководителями цехов, водителями и другими сотрудниками, что так же тратит время, а данные, которые он получит, невсегда будут достоверными.

Отсутствие расширенной аналитики

Этот пункт вытекает из предыдущего. У руководства компании нет данных по эффективности использования транспорта. Нет информации, какой процент утилизации, какой процент простоя, насколько качественно работают водители, мастера и диспетчеры, нужно ли расширять автопарк или можно его сократить и уменьшить расходы на внутреннюю логистику.

В современных информационных системах можно настроить расширенную аналитику и посчитать реальный KPI логистического департамента, на основе которого будут видны слабые места, можно будет отслеживать работу транспорта в реальном времени и повысить эффективность, по нашим исследованиям, в среднем на 20%.

Отсутствие превентивной системы оповещения

Часто на производствах нет системы оповещения для диспетчеров в случае сбоев на производстве или нехватки транспорта. Информация об этом приходит с опозданием, а на решение проблемы уходит в несколько раз больше времени, чем если бы уведомление поступило сразу. Транспорт или даже цех простаивает, а компания теряет прибыль из-за небольшой ошибки.

При подключении системы оповещения диспетчеры узнают о непредвиденной ситуации сразу, как она возникнет или даже заранее. Например, на следующий день в одном из цехов нужен самосвал для крупногабаритного сырья. Он уже занят по плану в другом цехе, но его можно снять с заказа и быстро поменять, так как во втором цехе груз может доставить машина поменьше.

Решение РАУ ИТ

Команда РАУ ИТ много лет работает с крупными производственными компаниями, например, BIOCAD, ВСМПО, Газпром СПГ Портовая, Карелкамень. Мы разработали программный комплекс для управления внутренней логистикой производства. Решение состоит из доработанной информационной системы на базе 1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП, мобильного приложения для сотрудников цеха и водителей, интеграций с системой мониторинга, GPS-трекингом, терминалом приема и выдачи путевых листов.

Мастера цехов создают заказы в мобильном приложении. Система сама распределяет их по водителям, диспетчер в режиме “одного окна” контролирует их выполнение онлайн, вносит экстренные корректировки, если это необходимо, получает уведомления о простое и задержках и расширенную статистику о работе логистического блока за период. В системе возможны доработки под конкретные нужды заказчика. Читайте подробнее здесь.

Успешное управление внутренней логистикой на производстве требует четкой организации, автоматизации процессов и точечного применения технологий. Это не только оптимизирует издержки, но и повышает эффективность производства, улучшает контроль и качество работы сотрудников.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда