ИТ-мейнстрим или «модные» технологии: как не ошибиться со стратегией внедрения в банке

Насколько актуальна сейчас для банков проблема с разделением технологий на «полезные» и «модные» и можно ли безболезненно «отделить зёрна от плевел», рассказал в интервью FutureBanking Алексей Клепиков, вице-президент, руководитель ИТ-кластера МТС Банка

Алексей Клепиков, вице-президент, руководитель ИТ-кластера МТС Банка

— Как вы оцениваете достижения финансового сектора в цифровой трансформации и собственные результаты?

Полагаю, что эпоха цифровой гонки в финсекторе уже завершилась: базовые проекты реализованы, можно сосредоточиться на точечных улучшениях, развитии технологий, закрывающих конкретные задачи, таких как ИИ, цифровой рубль, ЦФА и пр.

Наш банк находится «в рынке» — сейчас это свыше 100 agile-команд, более 1200 сотрудников в командах, которые работают над развитием 51 продукта. За семь лет у банка накопился большой опыт, который позволил войти в число лидеров по величине портфеля на российском рынке POS-кредитования и перевести более 80% продаж ключевых продуктов в цифровые каналы.

Конечно, мы не стоим на месте, всегда есть к чему стремиться — и в части обогащения ИТ-ландшафта современным стеком технологий, и в части использования продвинутых архитектурных подходов.

— Какие подходы к выстраиванию ИТ-стратегии на практике подтвердили свою эффективность и почему?

Практика показала, что нет ничего лучше мейнстрима. И поскольку большинство игроков, видимо, пришли к аналогичному выводу, за последний год на рынке не приходилось наблюдать ни экстремальных взлётов, ни эпик-фейлов. В основу ИТ-стратегии большинство банков стали закладывать осознанность и бережливость, а в списке первоочередных задач оказались обретение импортонезависимости, постепенное продвижение к импортозамещению и противодействие возросшим киберугрозам. Даже банки-мейджоры, располагающие колоссальными бюджетами, уже не готовы инвестировать исключительно ради хайпа.

Стало даже интереснее — на зрелом рынке проще понять, в какие проекты лучше инвестировать, какие методики использовать. При всём ажиотаже вокруг ИИ и LLM (Large Language Models) бюджеты на их развитие достаточно скромные — особенно в сравнении с тем переполохом, который творился вокруг блокчейна 5–7 лет назад, когда почти каждая организация пыталась внедрить у себя «распределённый реестр», плохо понимая, зачем это нужно. Высокий уровень прагматизма, если не цинизма, в данном случае стал синонимом технологической зрелости.

Однако обостряется проблема, связанная с падением уровня зрелости рядовых ИТ-специалистов, что особенно критично на фоне сложнейшей ситуации на рынке, увеличения ставки рефинансирования, усиления давления по предельным долговым нагрузкам и пр.

— Существует ли проблема с разделением технологий на «полезные» и «модные»?

Да, проблема существует, и самые яркие примеры «модных» технологий — это блокчейн и банкинг в мессенджерах. В последнем случае вопрос даже не в регулировании, а в отсутствии интуитивно понятного клиенту CJM, внятного поискового сценария, несмотря на откровенно избыточные бюджеты, направленные на развитие этого направления.

К наиболее полезным технологиям я бы отнёс большие языковые модели, NLP (Natural Language Processing), а также Computer Vision.

— Как эту проблему решают в вашем банке? Как вы оцениваете «полезность» технологий?

Мы оцениваем уровень зрелости технологий, уже представленных на рынке, используя кривую Gartner. Наибольший интерес представляют технологии на этапе пост-хайпа, когда проясняется реальный потенциал выхода на плато продуктивности. Для оценки либо ищем кейсы с эффективно решённой бизнес-задачей, либо, при отсутствии таких кейсов, с наличием разумного бизнес-сценария их реализации. Также полезно бывает разобраться в причинах отказа компаний от внедрения, казалось бы, перспективной технологии.

На текущем этапе нам достаточно современного стека решений, отвечающего рыночным требованиям, — не более того. Хороших бизнес-результатов можно добиться даже на банальных технологиях — при наличии грамотного подхода к их внедрению. Но какой бы многообещающей ни казалась нам технология, проведение пилотов по-прежнему является обязательным.

— Если говорить о конкретных недавно реализованных ИТ-проектах банка — на решение какой группы задач они направлены и каких показателей удалось достичь?

Как я уже сказал, одной из важнейших задач банков сейчас стало противодействие киберугрозам. Ранее мы использовали три антифрод-системы в разных контурах, в т.ч. по SaaS-модели. Скорость принятия решения оставляла желать лучшего — около 800 миллисекунд. После внедрения единой системы производительность увеличилась в среднем в 20–30 раз. Сейчас время принятия решений составляет от 19 до 40 миллисекунд, техническая доступность системы — 99,9%. В процессе запуска мы также пересмотрели все правила работы антифрода и провели интеграцию с системой лимитирования.

В части цифровизации обслуживания клиентов наиболее значимым проектом стало внедрение новой системы дистанционного банковского обслуживания для юрлиц. Примечателен этот кейс опытом перехода из классического «толстого» клиента ДБО на коробочное решение и оперативным масштабирование на «тонкого» клиента. Это был значительный шаг вперёд, поскольку вместо флешки с сертификатом клиенты теперь могут использовать цифровые подписи.

Работа в области машинного обучения уже поставлена на поток — улучшения происходят не рывком, а постепенным «отгрызанием» доли процентов в части эффективности принятия кредитных решений. Один из последних примеров — внедрение микросервисного кредитного конвейера собственной разработки, который одновременно является полноценной платформой автоматизации всех банковских процессов (другие процессные приложения у нас фактически под запретом).

Наконец, провели декомпозицию единой системы управления бизнес-процессами с разнесением процессной, справочной и продуктовой частей на три компонента. Это позволило значительно улучшить показатели доступности системы, скорости и цены, притом стоимость разработки на этом инструментарии совсем невысока и не нужны сверхквалифицированные кадры.

— Как вы сейчас оцениваете скорость ввода продуктов для клиентов, чего удалось добиться на этом направлении?

Не так давно мы завершили проект по внедрению совершенно нового продукта, которого до сих пор не было на рынке. На его реализацию ушло всего лишь три месяца — для классического кредитного банка скорость более чем достойная.

Однако быстрое внедрение не всегда означает высокое качество. Гораздо важнее сразу обеспечить долгосрочную надежность и высокий уровень поддержки всех циклов обслуживания. Одноэтажный дом на плохом фундаменте устоит, а трехэтажный и выше, скорее всего, начнет рушиться, и ресурсов на его укрепление уйдет гораздо больше, чем понадобилось бы на своевременное закрытие техдолгов.

29 февраля Алексей Клепиков примет участие в панельной дискуссии визионеров «Лидеры рынка — о ключевых вызовах и факторах, которые изменят ИТ в финансах в 2024–2025 гг.» на форуме FinCore`24. В числе участников форума: ИТ-директора и ИТ-архитекторы, директора по цифровой трансформации, руководители цифровых и инновационных подразделений из финансовой и смежных отраслей.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда