Как составить ТЗ на разработку сайта?

Разработать сайт, можно и без технического задания, но кто возьмётся за такое? Вопрос хороший!

В такую разработку полезет разве что - новичок, но это не плохо! Если обе стороны сходятся в таком процессе работы, а результат удовлетворят заказчика - пожалуйста) Однако агентства в такое - ни ногой! В веб-разработке, в целом, мало кто работает без четкого ТЗ, ведь без него невозможно сделать качественный и понятный пользователям сайт. Рассказываем как его создать!

Как составить техническое задание?

Что из себя представляет техническое задание

Техническое задание на разработку сайта — это полноценный документ, в некоторых случаях даже подкреплённый договором (в зависимости от того как работает компания), в котором подробно описаны технические, функциональные и контентные составляющие разрабатываемого сайта. И не скупитесь на информацию! Чем детальнее будет документ, тем качественнее будет выполнен сайт: подрядчик делает ровно то, что от него требуется + заказчик получает желаемое = все довольны результатом.

Важно, разработать ТЗ качественно! В противном случае будет описано “Красивый дизайн”, в понимании заказчика это одно, в понимании исполнителя - совершенно другое. Именно по этому наша команда предпочитает всё-таки составлять ТЗ самостоятельно, исходя из брифа, и только потом утверждать его.

Зачем оно нужно

В среднем, на разработку сайта уходит несколько месяцев. За это время может случиться все что угодно, например: менеджер проекта сменился или в разработке потребовался перерыв. В первом случае человек просто не поймёт, что происходит с проектом, во втором - бывает трудно вспомнить что происходило вообще.

Составление технического задания – это безопасность и прозрачность выполнения всех этапов разработки для обеих сторон. Также преимущество составления ТЗ – при учете всех этапов и мелочей вы избегаете лишних денежных затрат, например, на правки или доработки, а также потерянного времени. Вы получите ровно тот результат, о котором договорились.

Из плюсов для заказчика это:

  • Структура сайта видна сразу. Если на промежуточном этапе что-то не устраивает, изменения можно внести еще до начала разработки.
  • Ускорить согласование базовых вопросов.
  • Собрать все пожелания и требования по проекту в одном документе.
  • Защитить себя от недобросовестности исполнителя. Есть неточности? Идём обращаемся к ТЗ!
  • Упрощает замену исполнителей.

А для исполнителя:

  • Понимание желаний заказчика. Для этого намечается отдельная встреча “Бриф” в котором обсуждаются все самые заковыристые детали.
  • Страховка от внезапных «хотелок» заказчика. Случается, что в ходе создания сайта заказчик вдруг решает кардинально поменять задачу. Но так уже не получится! Поэтому согласовывайте ВСЁ, до этапа разработки!

Кто составляет

Заказчик может! Но лучше - исполнитель! Доверьте дело специалистам, пусть лучше вам расскажут что и как, чем получат спорный документ по которому сделают спорный сайт…

От заказчика в случае, когда ТЗ занимается исполнитель потребуется:

  • Полное описание своей деятельности, товаров и услуг
  • Все пожелания и идеи которые хочет воплотить, вплоть до ассоциаций которые хочет вызывать у клиентов
  • Указать цель создания и какие проблемы хочет решить
  • Делиться качественными (на собственный взяд) сайтами

Это и удобнее, заказчик не обязан разбираться в тонкостях разработки, ему необходимо только выделить время (которого уйдёт в разы меньше нежели при самостоятельном составлении) и согласовать результат! При таком тандеме появляется ясность, уж поверьте!

Что учесть при составлении

Движок

В ТЗ обязательно нужно указать предпочтительный движок для сайта. Это может быть:

  • Конструктор сайтов
  • Самописный движок
  • Или CMS (система управления содержимым)

Требования к структуре сайта

Пример структуры сайта в текстовом виде

Содержание страниц и описание элементов

Наличие контента

Очень важный момент: если заказчик не уточнит наличие контента на этапе ТЗ, то исполнитель может сдать пустой сайт. Так конечно же никто не делает и наполняет его хотя-бы “рыбой”, однако регламентировать этот пункт в техническом задании необходимо, по крайней мере, вы хотя-бы сойдётесь на том - откуда этот контент брать.

В случае, когда контент предоставляет исполнитель, ТЗ на разработку сайта может включать его техническое качество: вхождение ключей, тошноту и водность.

Служебные страницы

Здесь указывается особенности создания служебных страниц. Например: 404, соглашение на обработку персональных данных, страницы фильтров, информация о доставке и оплате.

В техническом задании по разработке интернет-магазина, обязательно прописывайте оптимизацию фильтров. Так выглядит примерный список требований к страницам-фильтрам:

  • Для страниц-фильтров первого уровня и пересечения более двух параметров должны быть задействованы исключительно статические ссылки (обязательно семантический URL). Также для таких страниц обязательной является возможность самому настроить теги: Title, заголовки H1-H6, Description и Keywords.
  • В формировании URL фильтров изначально должен быть предусмотрен порядок, иначе получите ошибки или просто неработающие параметры.
  • Полезно настроить индексирование страниц-фильтров и сделать корректную перелинковку внутри сайта.

Прототипы страниц

Исполнитель может предоставить макет для главных, посадочных и контентных страниц. Саму структуру можно набросать обычным списком однако не каждому заказчику будет это понятно и лучше всё-таки визуализировать графическим прототипом и показать на нем все необходимые элементы.

Дизайн

В техническом задании на разработку сайта можно указывать конкретные требования к дизайну страниц, например:

  • Главные и второстепенные шрифты.
  • Тематика изображений.
  • Основные и вспомогательные цвета.
  • Допустимые и недопустимые цветовые сочетания.
  • Компоновка визуального пространства.

Однако толковый дизайнер с пониманием потребностей клиента, которые предоставляются из брифа обойдётся и без этого

Технологии

Их обязательно нужно указывать в ТЗ. Ниже примерный список технологий, которые нужно учитывать при разработке технического задания:

  • используемая CRM;
  • сайт должен адаптироваться под любые устройства и любые разрешения экрана;
  • сайт должен корректно отображаться во всех браузерах;
  • каждая страница сайта должна иметь больше 90 баллов в Google PageSpeed Insights;
  • базовая оптимизация страниц;
  • системы аналитики, например: Yandex Metrica;
  • наличие карты сайта;
  • наличие ЧПУ – человеко-понятных URL;
  • какая будет использоваться платежная система;
  • какие службы доставки будут использоваться;

Выбор домена

При разработке сайта с нуля стоит с умом подойти к выбору домена. Хороший домен может содержать:

Лучше всего выбирать домен по названию вашей компании. Это пойдет в копилку узнаваемости именно вашего сайта среди конкурентов. Если же у вас нет сайта, а доменное имя с названием компании занято - задумайтесь над ребрендингом и формированием собственного стиля.

Заключение

Если вы хотите получить качественный сайт, подойдите к составлению ТЗ ответственно. Все “серые” зоны, всё, что не предусмотрено ТЗ может быть истолковано и с одной и с другой стороны по разному. Если для вас очевидно, что на сайте должно быть несколько способов доставки - это не значит, что это же очевидно для исполнителя.

Если что-то упустили, делитесь в комментариях!

Ищите нас и в остальных соц. сетях!

Телеграмм

ВК

Instagram

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда