{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Мобильная разработка в среде 1С — сложности и решения

Есть мнение, что приложения, написанные для 1С - тяжёлые, неповоротливые и с неудобным интерфейсом. Отчасти это действительно так - изначально они ориентировались на узких специалистов и бухгалтеров. Для них важно было реализовать все нужные для работы функции, а скорость работы и удобство уходили на второй план. С мобильными приложениями такой подход чаще всего не работает. Всё дело в том, что смартфон — инструмент, который всегда под рукой и часто используется на ходу. Главное в таком приложении - скорость решения задач и ориентирование на самые часто используемые функции.

Я руковожу разработкой мобильного приложения, которое по сути является клиентом для полноценной 1С-системы — iCRM, - и хочу рассказать о том, как за два года мы продвинулись от концепта до полноценного приложения. Но перед этим хочу прояснить одну вещь. Без неё будет сложно понять, почему мы сделали так, а не иначе.

Отталкиваемся от сценариев

При разработке любого приложения можно идти двумя путями: от функций или от сценариев.

Если пойти по функциональному пути, то в нашем случае есть опасность просто закопаться в нюансах платформы 1С и не выпустить приложение вообще никогда. Например, чтобы реализовать на телефоне полноценную работу с контрагентами и всеми связями с ними, нужно написать гигантское количество строк кода для обеих платформ. Напомню, что мы говорим про нативное приложение, а не про тонкий клиент в веб-оболочке.

Поэтому мы выбрали второй путь — взять самые типовые сценарии использования CRM “на ходу” и реализовать их в приложении. Конечно, при таком подходе мы теряем в возможностях по сравнению с настольными решениями, но это нам сейчас и не нужно. Наша цель - сделать так, чтобы пользователь в дороге мог быстро решить свои самые частые задачи, а остальное он сделает, когда доберётся до компьютера.

Основные сценарии

Мы проанализировали, какие запросы к базе клиенты делают чаще всего, и вот что у нас получилось:

  • Организация доставки товаров, когда экспедитору приходит задача с адресом и товаром
  • Задача по доставке документов и их подписанию
  • Выезд менеджера к клиенту
  • Напоминание о необходимых работах
  • Организация базовой тех. поддержки внутри компании.

Если реализовать эти сценарии внутри приложения, то им сразу можно пользоваться в большинстве случаев. Дело в том, что, например, напоминание о необходимых работах, как и их список - это универсальная сущность. Это может быть и список работ в автосервисе, и чек-лист при установке сложного оборудования, и план поддержки клиента при продаже или обслуживании. Вариантов может быть много, поэтому этот сценарий используется большинством клиентов.

Пример работы с задачей

Руководитель и менеджер

Ещё одна популярная вещь - постановка задач от руководителя подчинённым. Здесь можно внести базовые вещи, чтобы задача уже сразу пошла в работу, а остальное, при необходимости, заполняется с компьютера. Смысл этого сценария - ускорить постановку задач.

Менеджер, в свою очередь, может видеть все свои задачи не только в рамках клиента, но и списком или в привязке к календарю. Это помогает быстро просмотреть все задачи на день и выбрать самые важные из них. С другой стороны, здесь пока нет полноценного механизма управления назначенными задачами, потому что сценарий больше про информирование, а не про управление задачами.

Просмотр задач по дням. С рамках сценария можно завести новую задачу и сразу назначить исполнителя. То, что не входит в сценарий, реализовывается в последнюю очередь.

Работа с Интересами

В терминологии 1С «Интерес» - это вся информация по сделке или договорённостям с клиентом. Это может быть список задач, даты встреч, письма, созвоны, файлы, счета, коммерческие предложения и так далее. Интерес нужен для того, чтобы менеджер видел всю информацию по сделке в одном месте.

Один из основных способов работы с Интересом - отмечать и выполнять действия по сделке: отправить письмо, выставить счёт, подготовить коммерческое. Именно это мы реализовали в первую очередь, чтобы менеджер на встрече с клиентом или сразу после неё мог отметить это в базе и сразу сделать нужные для сделки действия.

Дополнительный бонус в том, что для полной реализации сценария мы сделали напоминания. Если менеджер забудет вовремя отправить письмо, приложение напомнит ему об этом. Технически это реализовать несложно, но удобство повышается в разы.

Напоминание о невыполненном деле внутри Интереса. Тут же можно

Отчёты, товары и клиенты

Мобильное приложение - не лучший инструмент для полноценной работы со сложными отчётами, поэтому мы опять же оттолкнулись от сценариев и реализовали три самых частых отчёта:

  • воронку продаж
  • виджеты по состояниям Интересов
  • календарь загруженности менеджера и отчётность по нему

Также в приложении можно смотреть номенклатуру и видеть всех клиентов - это базовая потребность в любом сценарии, поэтому её сделали сразу. Полноценное редактирование номенклатуры делать пока не стали, потому что это отдельный сценарий, который далеко не на первом месте среди остальных при работе с базой вне офиса. Поэтому мы ограничились просмотром дополнительных реквизитов - причём, любых, указанных в карточке клиента, ведь просмотр информации - самый частый сценарий использования подобного мобильного приложения.

Надеюсь, эта статья поможет вам видеть разницу между функциональными и сценарными приложениями, и вы сможете лучше понимать, почему любое приложение сделано так, а не иначе. Если есть какие-то вопросы по работе со сценариями в приложениях, буду рад ответить на них в комментариях.

0
1 комментарий
Мартынов Дмитрий

Почему UI выглядит не по эппловски , а как интернет эксплорер 2000 года?

И как с отзывчивостью UI по сравнению с нативным приложением? Вроде Java машина посредником на мобильной платформе 1С

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда