Инновационная платформа проведения онлайн-собраний кредиторов

Известно, что многие коммерческие коммуникации уходят или уже ушли в онлайн-пространство. Провести производственное совещание, конференцию и прочие массовые мероприятия на удаленке – практически «маст хэв» дня.

Мы в Цифровом Элементе тоже сработали в контексте времени – создали платформу Коннектор (18+) для проведения собраний кредиторов в режиме online. Но наш продукт – это скорее не дань трендам, а давно назревшая необходимость. Если раньше собрание кредиторов можно было провести только находясь в одной геолокации, то благодаря данной платформе, арбитражный управляющий, кредиторы и должники могут находиться в разных городах и даже странах.

Проект особенно актуален сегодня в связи с тем, что 1 июля 2021 года в РФ вступил в силу закон, который официально закрепил за некоторыми онлайн-заседаниями (совет директоров, совещание акционеров, собрание кредиторов и др.) статус очных.

Новые нормы, внесенные в Гражданский кодекс (абз.2 п.1 ст.181.2 ГК РФ), имеют большое практическое значение, так как до сих пор в судебной практике существовала некая неопределенность в плане легитимности (признания) онлайн-заседаний. Также ранее не предусматривалась возможность участия в процессе через видеоконференцию – чтобы задавать вопросы, наблюдать и выступать требовалось физическое присутствие в зале, где проходило заседание.

Отметим, что подобные электронные платформы для проведения собраний кредиторов есть, но их не так много и они достаточно ограничены по набору функций. Мы постарались учесть существующий опыт и создали собственную систему. В чем фишка нашего проекта – расскажем далее.

В чем главная сложность

Сразу отметим, сложнее всего было выстроить работу с учетом юридической специфики заказа и обязательных законодательных требований к электронным площадкам. Главное, чтобы система проведения онлайн-заседаний достоверно устанавливала лица участников и их подписи, также она должна предоставлять возможность обсуждать вопросы и голосовать без нарушений и ограничений.

Провести процедуру банкротства непросто и в реальном режиме, а тут процесс идет в удаленном формате. Важно контролировать все пункты: от учета голосов до использования электронной подписи. Одна неточность «в букве закона» – и решение собрания кредиторов признают недействительным. Поэтому перед нами стояла серьезная задача – создать безукоризненную цифровую платформу для собраний кредиторов онлайн.

Итак, обо всем по порядку.

Что такое СК

Для начала разберемся с терминологией, чтобы всем всё было понятно. Собрание кредиторов (СК) – это коллегиальная комиссия, которая создается, чтобы уладить финансовые и имущественные вопросы между кредиторами и должниками, определенные статьей 213.8 Закона о банкротстве. Рулит процессом, то есть организует и проводит собрание, арбитражный управляющий.

На собрании избирают комитет кредиторов. В него могут входить как кредиторы, так и сторонние лица, независимо от того, имеют они право голоса или нет. Количественный состав комитета не может быть менее трех и более 11 человек. Если кредиторов 50 или 200, то собрание решает, кто из них войдет в состав комитета. Помимо управляющего, кредиторов и должника на СК могут присутствовать сотрудники или учредители компании-банкрота, представители надзорных органов и некоммерческой саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий и т.д.

Какую задачу поставил заказчик

Основная задача была одна – создать для собраний кредиторов удобную и защищенную электронную платформу, которая автоматизирует и систематизирует сбор, обработку и хранение документов и всей информации на этапе подготовки, в процессе и после проведения мероприятия. Данная система должна обеспечить более высокую скорость выполнения юридических процедур и быть намного экономичнее очных собраний.

С какими проблемами столкнулись

В реализации электронной платформы было несколько моментов, требующих особого внимания:

  • Формализация голосования. Необходимо было логически выстроить процедуру голосования и подсчета голосов кредиторов.
  • Многовариантность системы. Для различных процессов требуются свои условия и порядок действий, поэтому для каждого случая необходимо было реализовать свою логику.
  • Подключение функции ЭП (электронной подписи).
  • Юридическая специфика. В процессе разработки и внедрения платформы требовались консультации юристов. С учетом их требований корректировалась логика работы системы.
  • Два этапа создания. Изначально была реализована платформа для проведения СК в очной форме. Только в процессе работы возникла необходимость в заочной форме. Для этого пришлось вносить изменения в уже готовую систему.
  • Создание масштабируемого видео-сервиса.

Мы в Цифровом Элементе любим разрабатывать проекты, решающие сложные задачи, находящиеся на стыке технологий и требующие большой исследовательской работы. Нам пришлось не только досконально изучить законодательство Российской Федерации о банкротстве, но найти технические решения для идентификации пользователей, электронной подписи и видео-сервиса.

Роман Тарасенко, Технический директор Цифрового Элемента

Три технически сложных решения, которые были реализованы

В процессе работы над данным проектом нами было внедрено три технически сложных решения, которыми по праву можно гордиться:

  1. Была построена масштабируемая архитектура платформы для проведения онлайн-собрания кредиторов с групповым видеочатом.

Для организации видеоконференций использовали платформу BigBlueButton. Эта система онлайн-обучения с открытым исходным кодом вписалась в требуемые параметры собраний.

Она позволяет совмещать аудио и видео форматы, параллельно общаться в чате, выводить информацию на экран, использовать виртуальную доску и т.д. Все проведенные сеансы записываются и доступны для просмотра.

Мы настроили кластер, который позволяет распределить нагрузку между серверами и тем самым увеличить количество одновременно подключенных участников до 1000 человек.

  1. Успешно реализован в созданной системе процесс подписания документов квалифицированной электронной подписью.
  2. Процедура голосования и подсчет голосов выстроены с учетом всех требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Этапы создания платформы для проведения СК

Рассмотрим процесс работы для проектом, попутно раскрывая некоторые организационные моменты. Думаем, опыт нашей команды может пригодиться другим компаниям, работающим в данном направлении.

  • На начальной стадии разработки проекта нам пришлось изучить все тонкости бизнес-процессов собрания кредиторов, а также детально проработать Федеральный закон о банкротстве.
  • Для наглядного отображения workflow (IT-решений для управления бизнес-процессами), мы начали работу с построения функциональных схем и разработки прототипов платформы. Это своего рода макеты, которые демонстрируют возможности продукта и позволяют проводить предварительное тестирование.
  • Параллельно шло проектирование архитектуры платформы с учетом того, что система должна быть масштабируемой и отказоустойчивой. То есть платформа должна бесперебойно работать при отказе одного или нескольких элементов или увеличении рабочей нагрузки с добавлением аппаратных ресурсов.
  • На основании функциональных схем, прототипов и результатов тестирования было разработано ТЗ.

Какой порядок действий на платформе

Регистрация

Процесс регистрации членов собрания проходит на платформе Коннектор в несколько этапов:

  1. Выбор роли. Вначале субъект должен заявить в какой роли он будет выступать – участника или организатора СК. В зависимости от выбранной роли определяется дальнейший алгоритм обработки заявки на регистрацию.
  2. Заполнение личных данных. По указанному ИНН на сервисе Контур-Фокус можно получить информацию об организации, ИП или физическому лицу из официальных источников: Федеральной налоговой службы и Росстата. Если информация о контрагенте найдена, данные передаются в нашу систему, и форма регистрации заполняется автоматически. Если не найдена, то участник вносит данные самостоятельно.
  3. Прикрепление необходимых документов в зависимости от указанного статуса.
  4. Подписание документов электронной подписью. Делается это с помощью плагина КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, который сразу проверяет подпись на действительность. В основе браузерной надстройки лежит механизм «КриптоПро CSP», который отвечает требованиям ФСБ о защите данных. КриптоПро ЭЦП Browser поддерживает работу с широким набором алгоритмов, как встроенных в операционную систему, так и доустановленных дополнительно. Только после того, как подлинность ЭП подтверждена, создается личный кабинет с заложенным функционалом в соответствии с ролью заявителя.

Личный кабинет

Тип личного кабинета на платформе зависит от заявленного статуса: организатор или участник. Разделы, доступные в личном кабинете:

  • Личные данные. Здесь отображается информация, указанная при регистрации, а также перечень прикрепленных документов. Сведения можно редактировать.
  • Участие в собраниях или их организация. В разделе указывается список собраний, которые организовывал пользователь или на которые подавал заявку на участие. Также отмечаются статусы собраний.
  • Черновики заявок.

Если хотите выступить в роли участника, то сперва надо зарегистрироваться, потом зайти в раздел «Реестр собраний». Далее в списке выбираете интересующее вас заседание, там будет указана общая информация об организаторе собрания (ФИО, телефон, почта арбитражного управляющего), должнике (ИНН, ОГРН, название компании), сведения о банкротстве (в каком арбитражном суде заявлено дело, номер), дата и время собрания и др. Если вы планируете быть организатором собрания кредиторов, то как это сделать – расскажем ниже.

Заявка на участие

  • После регистрации подаете заявку на участие. Здесь можно выступать как представителем своих интересов, так и доверенным лицом.
  • Затем заявку необходимо подтвердить электронной подписью.
  • Заявке присваивается порядковый номер и она отправляется на рассмотрение организатору собрания.
  • В личном кабинете отображается статус рассмотрения заявки.

Карточка собрания

В разделе «Карточка собрания» участник может получить общую информацию о предстоящем или прошедшем собрании:

  • дата, время проведения;
  • повестка дня, где указан перечень вопросов для обсуждения от организатора и вопрос от самого участника;
  • протокол собрания;
  • свои результаты голосования и бюллетени, которые участник может скачать.

У организатора более расширенные полномочия – он видит данные по всем участникам СК:

  • список поданных заявок на участие;
  • вопросы участников;
  • список бюллетеней с результатами голосования, доступными для скачивания.

Как стать организатором СК

Не каждый пользователь может стать организатором СК. В системе предусмотрена модерация заявок на роль организатора. Только после одобрения оператора заявитель может проводить собрания.

Создание собрания

Когда вы зарегистрировались в роли организатора и оператор одобрил вашу заявку, в первую очередь вам следует определиться с типом собрания. Какое оно будет – очное или заочное.

Далее заполняете поля, где указываете необходимую информацию:

  • Дату и время проведения собрания;
  • Дату и время подписания протокола о результатах собрания;

Вопросы в повестке дня классифицируются по трем типам:

  1. Вопрос, не требующий голосования (например, отчет о действиях арбитражного управляющего).
  2. Простой вопрос – это единичный вопрос, решение по которому не влияет на голосование по другим вопросам повестки дня.
  3. Пакетный вопрос – это последовательность вопросов. Здесь голосование по каждому следующему вопросу запускается только в том случае, если по предыдущему вопросу принято положительное решение большинством голосов. В противном случае голосование по данному и последующим вопросам пакетного вопроса автоматически отменяется.
  • Дату и время подписания протокола о результатах собрания;
  • Сведения по должнику. При вводе ИНН юрлица происходит интеграция с сервисом Контур-Фокус по соответствующим методам API – и данные заполняются автоматически;
  • Контакты (ФИО, телефон, почта) организатора подтягиваются автоматически из профиля;
  • Заполнение реестра требований кредиторов делается вручную, также можно подтягивать данные из Контур-Фокуса.

Проведение собрания

Алгоритм действий для проведения собраний выстроен создателями платформы, поэтому организатору (арбитражному управляющему) необходимо только следовать указаниям, предлагаемым электронной системой.

  • В дату и время начала собрания у организатора СК активируется кнопка «Начать собрание».
  • Нужно нажать на кнопку – в видеосервисе будет создан специальный кабинет для проведения онлайн-собрания. Участники будут добавляться в «комнату заседаний» по мере подключения к собранию.
  • В интерфейсе организатора собрания отображаются все вопросы, поставленные на повестку дня. Арбитражный управляющий имеет право запускать обсуждение вопросов в произвольном порядке, который он считает наиболее оптимальным. Вопросы отображаются в интерфейсе участников.
  • При запуске голосования по вопросам, в интерфейсе участников появляется кнопка «Голосовать», и запускается таймер обратного отсчета времени, отведенного на голосование по данному вопросу.
  • Участник голосует и нажимает кнопку «Сохранить и подписать ЭП». У организатора отображается информация по всем участникам.
  • После завершения голосования по вопросу происходит автоматический подсчет голосов и определение решения в соответствии с условиями, заданными организаторами при создании вопроса. Результаты голосования видят только организаторы.
  • Голосование должно пройти по всем заявленным вопросам. Если какой-то вопрос повестки дня остался нерассмотренным, нельзя будет завершить собрание.
  • По окончанию заседания, организатор нажимает кнопку «Завершить собрание». У всех участников на экранах всплывает окно с уведомлением о завершении собрания и кнопкой «Закрыть».
  • Когда все участники вышли, комната в сервисе BigBlueButton закрывается. Далее формируется ссылка для скачивания записи проведенного собрания. Доступ к видеозаписи предоставляет технический администратор площадки после запроса организатора.
  • Протокол собрания формируется автоматически по завершению собрания. Организатор проверяет протокол и заверяет его ЭП (электронной подписью). После этого документ доступен всем участникам собрания.

  • Бюллетени с голосами участников формируются в процессе собрания сразу после подписания участником своего голоса электронной подписью. После того, как собрание закончится, бюллетени становятся доступны для просмотра и скачивания: организатор видит все бюллетени, участник – только свои. Вносить изменения в бюллетени невозможно.

Вывод

Платформа Коннектор позволяет проводить собрания кредиторов через удаленный доступ с соблюдением всех норм и требований российского законодательства. Система обеспечивает прозрачность проведения процедуры голосования и подсчета голосов.

Созданный на платформе электронный документооборот систематизирует и хранит информацию в одном месте, что исключает риск потери важных документов.

Еще один плюс площадки – она в несколько раз сокращает финансовые и временные затраты участников и организаторов по сравнению с очными заседаниями: не надо арендовать залы, тратиться на поездки, распечатку документов и т.д.

Преимущества онлайн-процессов уже оценили пользователи – на платформе зарегистрированы 304 участника и 78 организаторов, проведено более 107 собраний. Усовершенствование системы продолжается: разработан план на новый функционал, что сделает проект еще более удобным.

По всем вопросам работы платформы обращайтесь к специалистам digital-агентства «Цифровой Элемент».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда