Кейс СУШИШОП: непростая разработка мобильного приложения для сетевой компании

Здравствуйте! На связи Максим Кульгин, компания Notissimus. Мы более 8 лет делаем для бизнеса мобильные приложения. Продолжаем делиться опытом разработки. Сегодня расскажем о создании приложения для сети магазинов японской кухни и о том, что едва не загубило проект.

Предисловие

В настоящее время трудно найти сферу бизнеса, где мобильное приложение не дает явных преимуществ. Для предприятий, которые сочетают приготовление пищи и доставку заказов, наличие удобного для пользователей мобильного приложения становится критически необходимой особенностью.

Даже простая точка общественного питания с помощью мобильного приложения увеличивает прибыль на четверть только за счёт повышения трафика и увеличения количества повторных покупок. Поисковые запросы по ключевым словам «еда» и «доставка» исчисляются сотнями тысяч даже для одного более-менее крупного города.

Мы не рассматриваем косвенные преимущества, которые имеют предприятия, получившие в свое распоряжение мобильное приложение: имидж, узнаваемость, лояльность клиентов.

Сегодня я хочу поделиться нашим кейсом по разработке мобильного приложения для известной сети. Надеюсь, это сподвигнет некоторых из читателей на относительно несложную цифровизацию своего бизнеса.

Напоминаю, что веду Телеграм-канал Русский ИТ бизнес, где без прикрас рассказываю о своем ежедневном опыте по ведению нескольких бизнесов в России. Получается не всё. Но и об успехах, и о неудачах пишу «как есть». Кроме заметок, делюсь в канале интересными и платными матералами.

Заказчик

«сушишоп» — сеть магазинов японской кухни, проверенная временем, которая уже больше 10 лет дарит возможность насладиться любимыми блюдами паназиатской кухни быстро и недорого. В меню есть фирменные наборы на любой вкус: роллы, пицца, поке, десерты, горячее.

Один из магазинов в Санкт-Петербурге на просп. Римского-Корсакова, 13

Заказчик начал проявлять заинтересованность очень давно — год и может быть даже более, но всё никак не решался подписать договор.

Каждый предприниматель догадывается о преимуществах цифровизации бизнеса. Однако мобильное приложение — это всегда крупная инвестиция, которая потребует не только выделения значительного бюджета, но и затрат времени, возможно, даже изменения некоторых устоявшихся подходов в работе на предприятии (например, системы учета, логистики) . Заказчик должен четко понимать итоговую стоимость мобильной разработки, сроки окупаемости и реальные преимущества для бизнеса, которые возместят все понесенные затраты.

Многие предприниматели не до конца осознают какие задачи может решить мобильное приложение, какое преимущество оно дает в конкурентной борьбе. Отсюда и сомнения в необходимости заказа подобной разработки. Выбор осложняется и тем, что заказчик не осознаёт всех тонкостей поначалу.

Наш заказчик тоже долго размышлял над тем, нужно ли ему мобильное приложение или нет, хотя у конкурентов на то время они уже были. Мобильное приложение выгодно отличается от сайта тем, что ориентировано на быстрый заказ, который пользователь может сделать очень легко. Также немаловажно, что в отличие от сайта мобильное приложение всегда под рукой.

На самом деле это нормальная ситуация, когда заказчику трудно сформулировать чего он хочет. В таких ситуациях выручает опыт — другой стороне легче отталкиваться от предлагаемых идей. До начала сотрудничества с нашей компанией у заказчика не было опыта создания мобильных приложений и такая форма обсуждения его более чем устраивала.

Наконец состоялось оформление договорных отношений, и мы приступили к разработке прототипа и дизайна.

Задача

Мобильное приложение должно быть лёгким в использовании для каждого и при этом предоставлять много возможностей.

Принципиальная цель мобильного приложения — вовлечение пользователя, повышение интерактивности, облегчение взаимодействия с ним. Выигрывают от этого все. Пользователям нравится, когда жизнь упрощается и появляются новые возможности. Выгодно и бизнесу — такие изменения ведут к прямому увеличению прибыли.

В мобильных приложениях визуальная часть определяет практически всё: как оно будет воспринято потенциальными клиентами, как часто они будут им пользоваться, будут ли делиться своим открытием со знакомыми. Дизайн — это основа, от которой будет зависеть успех всего проекта. Заказчики тоже это понимают и отталкиваются прежде всего от наглядности, оставляя другим вопросам заметно меньше внимания.

Разработка дизайна для предприятий, связанных с пищевой индустрией — вообще исключительный случай, ведь «человек ест глазами». Фотографии должны быть крупными, яркими, сочными и — что очень важно! — совпадать с реальным видом продукции.

Дизайн — это не только красивые картинки. Это ещё продуманность архитектуры и простоты взаимодействия.

Дизайн

Этот проект побил все рекорды по длительности разработки дизайна — работа над ним заняла более полугода. Заказчик каждый раз согласовывал дизайн, но затем, спустя некоторые время, просил внести изменения, связанные, в основном, с улучшением или добавлением функциональности. Все действия должны быть доступны за один-два свайпа — всё ради удобства пользователей!

Мы анализировали приложения прямых и косвенных конкурентов, оценивали практичность использования тех или иных функций, перечитывали отзывы. Постепенно вырисовывалась картина того, каким должно быть идеальное мобильное приложение для сети торговых точек быстрого питания.

При подробном рассмотрении всех стоящих задач уяснили особенности. Например, при оформлении заказов есть много разных ограничений и условностей. Поэтому была выбрана стратегия пошагового развития приложения — сначала запуск MVP (минимально жизнеспособной версии) , а уже затем расширение функциональных возможностей приложения.

Ещё один отраслевой стандарт — создание дизайн-системы — набора элементов, где всё продумано и прорисовано до мелочей: типографика, отступы, цвета, иконки, множество разных кнопок, микросостояния. Не продумав до конца все элементы интерфейса, можно оказаться в ситуации, когда на каком-то этапе придется многое переделывать, а это — прямой риск утонуть в работе. Бренд-бук проясняет работу, но не упрощает — элементы интерфейса приложения разрабатывать нам.

Это не напрасная трата времени, а наработка, в том числе, и на будущее. Благодаря продуманности и согласованности вся остальная часть приложения будет разрабатываться на порядок быстрее.

В мобильном приложении всё крутится вокруг главной страницы, а потому создание удобной структуры — и важная, и нетривиальная задача одновременно. Необходимо также учитывать особенности целевой аудитории. Приложение должно быть понятным в использовании всем клиентам, среди которых и дети, и пенсионеры.

Несмотря на кажущуюся простоту, кейс получился очень проблемным. Разработка дизайна заняла во много раз больше времени, чем предполагалось.

Дизайн никогда не принимается сходу — предложения, дополнения и новые пожелания всегда привносятся заказчиком по мере прояснения картины. В неочевидных случаях мы предлагаем несколько вариантов, объясняем их особенности — так легче и нам, и заказчику.

Но в этот раз получалось иначе. Вроде бы всё сделано, вроде бы всё согласовали, всех всё устраивает. Но проходит две-три недели и выясняется, что надо где-то изменить, а где-то добавить. И мы дорабатываем.

На всё ушло полгода. Где-то были своеобразные требования по отображению меню, где-то — специфика добавления различных приправ, которые используются при изготовлении суши и имеют важные особенности для кулинарной стороны. Все эти нюансы были весомой составляющей специфики бизнеса и оказывали свое влияние.

Руководство компании откладывало рассмотрение особенностей дизайна до последнего – это отодвигало планируемые сроки. Тяжесть ситуации состояла в том, что они не просто каждый раз что-то меняли — они добавляли новую функциональность. Такую ситуацию можно сравнить с сочинением письма — на следующий день перечитываешь и понимаешь, что где-то следовало бы написать по-другому. Подобные итерационные правки с никак не обозначенными временными промежутками не дают возможности прийти к какому-то законченному результату. Таким образом можно загубить любой проект. То, что мы смогли создать приложение — настоящее чудо.

Чтобы сделать простое и понятное для пользователя приложение порой приходится проделывать колоссальную предварительную работу. За красивым дизайном зачастую стоят объёмные исследования и множественные согласования — всё требует времени и ресурсов.

Профессионализм характеризуется не тем, что профессионал не попадает в трудные ситуации, а тем, что он может выбраться из любой из них и привести проект к успеху, несмотря ни на что.

Со стороны заказчика проектом руководил Никита Карандашов. Он участвовал в решении всех задач и его профессионализм здесь сыграл положительную роль.

Александр Маркович, руководитель проекта, Notissimus.

Разработка

Если заглянуть в макет дизайна, то несложно заметить, что приложение функционально очень насыщенное: большое количество экранов — и все они имеют различные состояния. Если приглядеться повнимательнее к каталогу, то можно увидеть те самые нюансы, которые так долго обсуждались на переговорах.

Большое количество экранов с различными состояниями, разные способы отображения списков, выбор городов, указание дополнительных компонентов при выборе заказа, уникальные акции, которых нет у конкурентов, автоматическое сохранение корзины даже при аварийном завершении приложения (например, смартфон разрядился и выключился) , изменение ошибочного времени доставки… — всех нюансов не перечислить, а большинство и не заметно для пользователя.

Когда мы перешли непосредственно к разработке, то дело пошло уже спокойно, даже несмотря на то, что немало сил потребовалось для интеграции. Разработчики со стороны заказчика всегда оперативно отвечали на все вопросы, давали советы, быстро проясняли все особенности работы своего API. Когда мы сталкивались с недостающими функциями, они оперативно реагировали на наши пожелания по внесению изменений в методы API, а со своей стороны предлагали оптимальные решения.

Каким бы особенным приложение ни было, его создание — это обычная рутинная работа: делаются промежуточные сборки, тестирования и так далее. Заказчик всегда знает на каком этапе находится разработка.

Мы используем Xamarin — систему для кросс-платформенной разработки, что дает и нам и заказчикам немало преимуществ.

Во-первых, достигается существенное сокращение времени разработки: три четверти кодовой базы неизменны для всех платформ. Для разработки на разных платформах задействуются те же специалисты — исключается необходимость в «погружении в проект» разработчиков для каждой платформы.

Во-вторых, заказчик получает независимость от подрядчика: на каком-то этапе он может нанять даже одного человека, а тот разберется в архитектуре проекта и будет развивать приложение. У нас есть такие кейсы, это отличный вариант для мелкого и иногда среднего бизнеса.

Сейчас Xamarin выкуплена Microsoft и является её частью. Это хороший инструмент, который сильно недооценен. NET — платформа, которая не нуждается в представлении. Немаловажно, что программистов, работающих с NET-платформой очень много. Одно только размещение вакансии сразу дает 500 откликов начинающих специалистов — это огромный плюс для заказчика, если он захочет дальше развивать приложение своими силами.

Технических вопросов, которые должны были решаться с двух сторон, было очень много. Поскольку процесс разработки был очень сложный, мы состыковали разработчиков с нашей стороны и разработчиков со стороны заказчика напрямую. Им требовалось очень плотное общение и прямое взаимодействие способствует существенному ускорению процесса разработки.

Общение шло постоянно, в течение всего дня: какие параметры использовать для передачи, какие изменения внести в методы. Трудность заключалась не в том, что система сложная — трудность была в правильном формировании самих методов. Помогало то, что уровень разработчиков с обеих сторон был очень высокий и они понимали друг друга с полуслова.

Пока продолжается разработка мобильного приложения, у заказчика есть время подготовиться: ведь появление новых функциональных возможностей в приложении потребует и воплощение их со стороны логистики и других внутренних бизнес-процессов — нужно объединить данные приложения с существующей системой учета, решить кассовую задачу и тому подобное.

Для ускорения разработки мы использовали и ещё один подход: привлекли сотрудников заказчика к постоянному тестированию после каждой небольшой итерации — это позволяло снять все шероховатости, и после завершения очередного этапа тестирования ни у одной из сторон не возникало претензий: всё шло, как и предполагалось — гладко и спокойно.

Тщательная проработка дизайна способствует успешному процессу разработки. Дотошный подход ко всем нюансам на начальном этапе делает беспроблемной всю дальнейшую разработку.

Заказчик не просил чего-то невозможного. Да, некоторые вещи потребовали напряженного обдумывания, более сложной реализации — а разве бывает по другому в проектной деятельности подобного уровня⁈

Мы достаточно давно решили разработать новое мобильное приложение нашей сети Суши Шоп. Выбор пал на компанию нотиссимус — от разработки прототипов будущего приложения, до выпуска готовых версий для iOS и Android. Результатом довольны, приложение выглядит современно и удобно для пользователей

Никита Карандашов, ИТ- директор, Суши Шоп.

Нам повезло, что со стороны заказчика проект вел Никита Карандашов. Он ИТ-специалист, понимает суть сложных технических вопросов. Плюс, имея большой опыт, быстро реагирует на появляющиеся трудности и предлагает конструктивные решения.

Александр Маркович, руководитель проекта, Notissimus.

Встреча с пользователями

Ожидание заказчика однозначно оправдались. Да и не могло быть по-другому, потому что длительная подготовительная работа и плотное взаимодействие не оставляют места каким-либо неясностям — все прекрасно представляют какие будут экраны, какая будет логика переходов, каковы функциональные особенности приложения, и в какой срок будет сделана работа.

Приложение получилось очень вкусное — иллюстрации красивые, всё корректно отображается и аппетит сразу подталкивает сделать заказ. Пользователи нашли сервис удобным, особенно в тех случаях, когда не хочется лишний раз выходить в магазин. Им нравится, что в приложении нет ничего лишнего, а всё главное находится на своём месте. В отзывах отмечается удобство и информативность приложения.

Как всегда помимо восторженных отзывов встречаются и негативные, но все они сводятся к невозможности сделать заказ в определённый район. Но это уже не зависящее обстоятельство ни от разработчика, ни от заказчика — логистика большого города диктует свои законы.

Заключение

У нас нет каких-либо метрик, которые могли бы позволить судить о коммерческой эффективности приложения для бизнеса заказчика. Но судя по тому, что приложение развивается, заказчик работает над дополнениями, а некоторые улучшения введены благодаря комментариям пользователей — можно сделать вывод, что приложение живёт полноценной жизнью и приносит пользу заказчику.

«Можно сделать отдельные категории меню: для веганов, острые блюда и т. д. ?» — говорится в одном из отзывов на Google Play. Спустя какое-то время, эти разделы появились в меню.

Для нас этот проект получился малодоходным. Мы не ушли «в минус», но и прибыльным он для нас не стал. Все работы нам пришлось выполнять по обязательствам, которые мы на себя взяли по договору. Для нас подобный опыт тоже стал полезен: мы учли непредвиденные ситуации и теперь в договоре прописываем фиксированную стоимость работ только до определённого предела. Теперь мы готовы взаимодействовать со всеми заказчиками и не боимся того, что разработка может затянуться на совершенно неоправданные сроки.

К проблемам надо быть готовым всегда и не забывать выстраивать доверительные отношения с теми, кто ведёт проект с той стороны — это то, что поможет преодолеть возникающие сложности, вытащит проект из любых трудностей и приведет вашу команду к успеху.

Напоминаю, что помимо блога на vc. ru веду Телеграм-канал Русский ИТ бизнес, где «как есть» рассказываю о ежедневном опыте по ведению нескольких бизнесов в России. Нас почти 10 тысяч. Присоединяйтесь!

Возможно, вам также будет интересно:

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Кот отца Пигидия

"мы учли непредвиденные ситуации и теперь в договоре прописываем фиксированную стоимость работ только до определённого предела." - вот это правильное замечание себе, разные форс-мажоры могут возникать, себе в убыток могут только начинающие трудиться

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин
Автор

100%. к сожалению мы иногда делаем такие же ошибки :)

Ответить
Развернуть ветку
Rusakov

Каждый раз когда захожу, снова спрашивает в каком я городе, это бесит.
Во вкладке инфо, если кликать на иконки соцсетей, то ничего не происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин
Автор

передам заказчику! поправим

Ответить
Развернуть ветку
Roman Rodin
Мы используем Xamarin

MAUI не рассматривали? По факту это затянувшийся апгрейд Xamarin.Forms (вроде как многие классы просто переехали в Microsoft.Maui). Или вы делали на Xamarin Native?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин
Автор

У нас натив

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда