{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Поездка началась: как сервис по заказу такси DiDi вышел на рынки Мексики, Чили и Новой Зеландии

И почему этот опыт помог ему закрепиться в России.

Сервис по заказу такси DiDi начал международную экспансию более пяти лет назад, а в Россию пришел в 2020 году. Тогда рынок уже сформировался и был поделен конкурентами. За год работы компании удалось набрать лояльную аудиторию: в сервисе зарегистрировались более 5 млн пользователей и свыше 100 тысяч водителей. Определить стратегию для развития в России DiDi помог опыт работы в других странах.

В январе 2018 года, когда компания вышла в Бразилию благодаря покупке местного агрегатора «99», гендиректор и основатель DiDi Чэн Вэй заявил: «Глобализация — наш стратегический приоритет». К тому моменту в этом не было сомнений: компания несколько лет активно закреплялась на рынках за пределами родного Китая.

С тех пор DiDi продолжает следовать курсу усиления глобального присутствия. Цель достигается двумя способами:

  • компания расширяет инвестиционный портфель, вкладываясь в локальные сервисы такси и доставки;
  • под своим собственным брендом сервис выходит в новые регионы.

О последнем мы поговорим подробнее — ведь запуск DiDi в Мексике, Чили и Новой Зеландии подготовил почву для успешного старта и в России.

Мексика

Это первый регион за пределами Китая, где DiDi запустилась под собственным брендом. Выбор региона легко объяснить: по оценке Bloomberg, в 2018 году Мексика была одним из самых быстроразвивающихся и привлекательных для инвесторов рынков в мире.

Сервис запустился там в апреле 2018 года, после пилота в полумиллионом городе Толука. Уже к концу года DiDi Express работал в восьми мексиканских городах, включая самые крупные: Гвадалахару, Монтеррей и Мехико. И это в условиях, когда практически никто не знал о бренде, а на рынке доминировал Uber. В 2021 году DiDi работает в 50 мексиканских городах.

Что помогло отвоевать свою долю на рынке? В первую очередь, инновации. Компания гибко и новаторски подошла к ценообразованию: после тарифа DiDi «Экспресс» для частных водителей появился сервис «Такси», к которому подключены водители таксопарков, и утренний тариф «Эконом». Пассажиров и водителей сервис привлекал дополнительными возможностями. В DiDi, к примеру, есть тревожная кнопка, опции мониторинга в пути, записи разговоров в салоне — и еще больше 15 функций.

Вместе с тем бренд с самого начала диверсифицировался, параллельно развивая несколько сервисов. Почти одновременно с заказом такси в Мексике заработали платежная система DiDi Pay и доставка DiDi Food. Для многих мексиканцев они оказались инновационными: 30% клиентов и 40% ресторанов, зарегистрированных в DiDi Food, никогда не пользовались подобными цифровыми сервисами до запуска DiDi. Для управления разносторонним бизнесом потребовалась большая местная команда — число сотрудников DiDi выросло от нескольких десятков на запуске до 400 человек.

Симпатии жителей страны завоевывали ещё и с помощью социально значимых проектов. Во время пандемии компания запустила программу поддержки врачей, занятых в борьбе с коронавирусом DiDi Hero и скидки на поездки до центров вакцинации DiDi Vacúnate. В 2020 году компания вывела на улицы Мехико 700 электромобилей — это первая инициатива подобного масштаба в Латинской Америке.

Перед запуском в Мексике мы адаптировали приложение, системы, структуры и услуги к новой стране и убедились, что все работает идеально. Уникальные характеристики мексиканского рынка — широкое проникновение мобильных телефонов, внимание к ценам и доходам, приоритет безопасности — подтолкнули нас к развитию и гибкости. Полученные знания служат основой для роста в других странах.

Ричард Фарр, Операционный директор DiDi в Мексике

Новая Зеландия

В 2018 году DiDi запустилась в австралийском Мельбурне. Это был первый англоязычный рынок для компании. Через полтора года сервис работал уже в семи городах, в том числе в Сиднее, а к 2021-му — в 28. В отличие от европейского Bolt, который в этом году ушел из страны, DiDi корона-кризис не помешал.

Желая повторить австралийский успех в соседней Новой Зеландии, сервис запустился в ноябре 2020 года в самом густонаселенном городе страны Окленде. Как и в Австралии, в Новой Зеландии индустрия агрегаторов такси пока молодая, но уже сложная и развитая. Поэтому на запуске в Окленде стратегия напоминала австралийскую, но при этом учитывала особенности новозеландской культуры и местного рынка. В частности, жители этой страны отличаются гостеприимством, любят ходить в гости, приносить домашнюю еду родственникам и друзьям, а также охотно поддерживают местных производителей. Уже в марте 2021 года DiDi запустила новый дополнительный сервис — безопасную доставку водителями такси мелких посылок на территории Окленда. Местный малый бизнес тоже стал использовать сервис для доставки покупателям интернет-заказов.

Сейчас DiDi занимает второе место по популярности на рынке (в Окленде пользователи DiDi пользуются двумя услугами: тарифом «Экспресс» и сервисом доставки Delivery).

Все машины должны быть  минимум четырёхдверными, не старше десяти лет и вмещать четверых пассажиров. Техническое состояние автомобиля можно проверить по сертификату пригодности, который гарантирует безопасность.

Важность локализации

Запуск DiDi в Новой Зеландии напомнил, насколько важно для бизнеса умение подстраиваться под потребности местных жителей. DiDi уже два года работала в Австралии, на рынке, где культура и ценности очень похожи на новозеландские (гостеприимство, открытость, толерантность, потребность в безопасности стоят для жителей этих стран на первом месте). Несмотря на сходство, подход, ориентированный на Австралию, скорее всего, не нашел бы отклика у новозеландских пользователей. Поэтому запуск DiDi в Окленде был гиперлокализированным.

Как пример — сотрудничество с популярным местным рестораном: вместе мы создали фирменные бургеры DiDi. Иллюстрации для защитных экранов в машинах также нарисовали оклендские художники. Экраны не только защищают водителей и пассажиров, но и служат поводом поболтать в поездке разговоров — и увеличить вовлеченность сообщества.

Дэн Джордан, Представитель DiDi в Новой Зеландии

Работа в пандемию

DiDi запустилась в Новой Зеландии во время пандемии, но меры по борьбе с заболеванием в стране позволяли относительно свободно передвигаться по городам. И хотя это дало возможность стимулировать городские поездки на запуске, понадобилось дополнительно подчеркнуть безопасность и поддержку бренда. Поэтому DiDi много рассказывала о здоровье пользователей и поддержке водителей.

Компания предложила водителям финансовую помощь, маски и разделители. Реальные действия и содержательное общение помогли установить связь с аудиторией: исключительно рекламный запуск мог показаться неискренним в такое непростое время.

Чили

Для запуска в Чили в июне 2019 года DiDi выбрал не шестимиллионный Сантьяго, а более компактный, но мобильный Вальпараисо. Ставка сыграла — бизнес рос очень быстро. Через полгода сервис охватил большую часть городской территории страны, включая Сантьяго и еще 22 города, и диверсифицировался, запустив службу доставки.

В отличие от Мексики, в Чили не было крупных международных компаний-конкурентов. Они предпочитали держаться в стороне, поскольку рынок агрегаторов такси в стране не был отрегулирован законодательно. Тем не менее, DiDi удалось вывести индустрию из «серой зоны» и дать возможность таксистам легально подключиться к технологической платформе. Компания рассчитывает, что рынки Латинской Америки станут основными драйверами роста в ближайшие годы.

Помочь в этом может фокус на инновациях. Научно-исследовательская сеть DiDi тянется от Пекина до Кремниевой Долины, где расположен R&D-центр DiDi Labs. Среди его направлений — технологии безопасности и оптимизация маршрутов, беспилотники, картография, компьютерное зрение.

Пятичасовой тест беспилотника DiDi на дорогах Шанхая

При запуске в Чили мы поняли, как важно быть гибкими, и убедились: DiDi хоть и глобальная компания, видение на развитие местного рынка тоже важно. За два года работы, которые компания отметила в Чили, мы сумели помочь местным жителям, пользователям и водителям, предлагая поездки и возможность заработать. Это были трудные времена и гражданских волнений, которые привели к созданию новой конституции, и, пандемии, сильно ударившей по жителям страны.

Патрик Джобсон, Генеральный директор DiDi в Чили и Перу

Россия

Россия — первая страна в Европе, где DiDi заработала под собственным брендом: сервис запустился в Казани летом 2020 года. В России сильные локальные игроки, что отличает рынок от той же Латинской Америки, где на момент появления DiDi лидировал американский Uber. Тем не менее, опыт запуска в Мексике и Чили решили применить и здесь. Бренд стартовал не с крупнейших мегаполисов или столицы, а с города, в котором можно было спокойно обкатать пилотный проект.

Прежде чем выбрать Казань, компания внимательно изучала условия ведения бизнеса, динамику рынка городских перевозок, потребности горожан и ситуацию с коронавирусом. Как и в Новой Зеландии и в Мексике, при запуске сервиса в городах России особое внимание уделяли вопросам безопасности водителей и пассажиров.

Часть команды российского офиса DiDi

В российском отделении работает около 100 человек. Уже за первые 3 месяца работы DiDi удалось не только наладить все офисные процессы в полностью дистанционном режиме, но и добиться впечатляющих показателей в работе сервиса. Так, в Казани средняя скорость подачи машины составляла 5 минут (в зависимости от загруженности дорог она варьируется от 3 до 7 минут), с тех пор этот показатель не менялся.

Специфика российского рынка, отличная от тех стран, куда уже вышла DiDi, наложила свой отпечаток на запуск. Например, в Латинской Америке водители напрямую подключаются к сервису, в России же популярны таксопарки, поэтому нам пришлось значительно пересмотреть функционал приложения, чтобы оно стало понятным и полезным для партнеров.

Даниил Петин, Операционный директор DiDi в России

Приоритет DiDi — безопасность пассажиров и самих водителей. Для этого сервис предоставляет услуги индивидуального страхования, верифицирует таксистов, позволяет пассажирам сообщать об опасных ситуация в полицию и экстренные службы с помощью кнопки SOS. С августа 2020 года присутствие DiDi в России выросло до 38 городов. К августу 2021 года компания совершила 36 млн поездок и подключила более 100 тысяч водителей из 4000 таксопарков.

На каждом рынке существует своя специфика, которую DiDi учитывает. Далеко не всегда при выходе на новый рынок компания становилась первым игроком на нём. И в Мексике, и в Новой Зеландии, и в России рынок был фактически уже поделён. Поэтому оптимальной стратегией было выходить на них поэтапно, осваивая регион за регионом, не надеясь «с наскока» завоевать лидерские позиции — и вместе с тем постоянно работать над продуктом, учитывая пожелания потребителей и слабые стороны других игроков.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
злая няшка

Вы бы лучше в Россию вышли. А то шаритесь на задворках страны, машин нет, водителей нет, зато в Мексику они...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Анатольевич

Москвичи они такие, замкадье считают задворками)))

Ответить
Развернуть ветку
Товарищ

Ну так все замкадье переезжает в МСК. В чем подъеб? что свои же считают свои родные места задворками.

Ответить
Развернуть ветку
буква Ю

Я слышал что там до сих пор на повозках передвигаются

Ответить
Развернуть ветку
злая няшка

Ну по сути так оно и есть:) в крупных городах ещё ничего, а вот дальше уже пипец. Это не м зажрались, это в стране пипец творится. А деревни те и вовсе вымирают

Ответить
Развернуть ветку
DiDi
Автор

Ну уж и на задворках! :) Для нас нет городов, которые не были бы важны. Каждый по своему прекрасен, везде живут люди, которым важно быстро и удобно добраться до нужного места.
Расширяться, естественно, будем. Планы у нас большие.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sedoff

днище этот диди, по 20-30 минут машину не дождаться. когда только стартовали, давали водителям какие-то бонусы, то хоть кто-то работал и приезжал, сейчас машину не дождёшься вообще. цены порой выше чем в том же яндексе. сплошные пуши и маркетинг дебильный в аппе. удалил.

Ответить
Развернуть ветку
Voronko Славик

В Воронеже немного дешевле чем Яндекс, нормально заказы находятся. Правда не удобно, что комментарий водителю можно отправить только ПОСЛЕ того, как он заказ взял.

Ответить
Развернуть ветку
DiDi
Автор

Спасибо за отзыв! Про комментарии подумаем.

Ответить
Развернуть ветку
DiDi
Автор

Алекс, здравствуйте!
Для водителей-партнеров мы по прежнему стараемся предлагать лучшие условия. А для пассажиров у нас часто проходят акции со скидками на поездки.
Цены иногда действительно могут меняться: при высоком спросе на поездки в конкретном районе они могут вырасти. Но вернутся к обычным, как только нагрузка на сервис спадет. Именно в периоды высокого спроса время подачи может увеличиться. Происходит это как раз потому, что заказов больше, чем свободных машин в районе. Проблемы такие есть у любого сервиса, не только у связанного с пассажирскими перевозками. У нас они решаются, в том числе, подключением новых водителей-партнеров и парков. Чем больше машин на линии, тем меньше время ожидания и тем реже приходится временно поднимать цены.
Выбор, безусловно, всегда за вами. Но будем рады, если однажды вы снова попробуете воспользоваться нашим приложением и мнение о сервисе вновь изменится к лучшему.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Козлов

Москву ждать в ближайшее время? Или тоже стандартный ответ?

Ответить
Развернуть ветку
DiDi
Автор

Мы как три сестры у Чехова: тоже всей душой стремимся в Столицу :)
Но точных сроков, увы, не назовем.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Медведь

Не ждите... Китай финансирование остановил. У них проблемы с китайскими властями.

Ответить
Развернуть ветку
DiDi
Автор

Давайте, все-таки, не будем терять надежду и ориентироваться на новости сервиса :) Планы у нас по прежнему самые что ни на есть амбициозные.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский

Для чего?

Ответить
Развернуть ветку
Мемо Крокодил

Все машины должны быть четырёхдверными

*иллюстрируют пятидверным кроссовером*

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Franc
Ответить
Развернуть ветку
Алексей Штейн

Когда на рынок СПБ?

Ответить
Развернуть ветку
DiDi
Автор

Алексей, добрый день! Стандартный (и честный) ответ: как только будем готовы. :) Планы на развитие у нас большие, а новости сервиса (в том числе и о запусках) всегда можно найти в наших социальных сетях.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Козлов

Ездить...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский

Почему именно Диди? Чем другие не устраивают?

Ответить
Развернуть ветку
Cole T.

За все годы в России так и не пофиксили свою заевшую пластинку "Заказ с номером ... последние 4 цифры телефона ... клиент, теперь отвезите клиента в такое-то место назначения". И это повторяется десятки раз за поездку. Особенно доставляет, когда я еду домой и вместо "корпус 5" говорят "отвезите клиента в такой-то дом к пяти".

Ответить
Развернуть ветку
Cole T.

Поправка: не за "все годы", а за год с чем-то, сути не меняет.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

Интересно будет посмотреть сервис через пару лет, когда средства на дотирование поездок (читай 'сбор клиентской базы') закончатся. Спрос на услуги такси гиперэластичный, поэтому как только цены отскочат к нормальным уровням, юзеры вернутся на яндекс такси и ситимобил условные. Ну а 'тревожные кнопки' и запись в салоне быстро скопируют лидеры рынка, если это имеет нибудь заметную ценность для юзера.

Ответить
Развернуть ветку
DiDi
Автор

Надеемся, что и через пару, и через десять лет всем участникам этого треда по-прежнему будет интересен и наш сервис, и поездки на такси как таковые. :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский

Это путь всех агрегаторов, на рынках запуска деньги уже кончились, что произошло, можно почитать в ютюбах. Тревожные кнопки у конкурентов давно есть.

Ответить
Развернуть ветку
Товарищ

"Китайские регуляторы обратились к руководству сервиса заказа такси Didi Global Inc с просьбой составить план ухода с американских бирж ввиду опасений насчет безопасности данных, сообщает агентство Блумберг.

Регулятор хочет, чтобы акции компании прекратили торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), опасаясь утечки конфиденциальной информации, сообщает агентство со ссылкой на информированные источники."

Партия зовет обратно под крыло. Как это отразится на развитии DIDI?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда