{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

От товарного знака до тайны исповеди: директор Digital IP рассказала о правовой безопасности в медиасреде

Медиаиндустрия — от СМИ до кино и социальных сетей — постоянно имеет дело с информацией. Это накладывает на игроков рынка ряд зачастую неочевидных ограничений, ведь распространение информации регулируется разными отраслями права. О нюансах и подводных камнях правовой безопасности в медиасреде, а также об инструментах, которые помогают пройти эти узкие места, на форуме Mediana 2021 рассказала директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.

По словам эксперта, информация как объект правоотношений в последние годы вытесняет более традиционные предметы регулирования. Так, помимо закона о СМИ, принятого в 1990-е годы и гарантировавшего журналистам свободу слова, а также гражданско-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности в 2006 году был принят так называемый «трехглавый» закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Если закон о СМИ дает журналисту множество прав и возможностей, в чем-то даже ставит его в привилегированное положение по сравнению с гражданами без пресс-карты, то институт интеллектуальной собственности как раз ограничивает медиа в возможностях использовать те или иные сведения.

«Плохая новость для медиа — в том, что авторское право охраняет абсолютно все, независимо от достоинства, качества, формы выражения. Мы в Digital IP объясняем это школьникам на примере их письменных работ: даже сочинение, за которое учитель поставил тебе двойку, — это все равно литературное произведение», — отметила Екатерина Чуковская.

Хорошая же новость заключается в том, что не всякий контент становится объектом авторского права: например, новостные сообщения, панорамы, фрагменты обнародованных произведений, которые цитируются в информационных целях и с указанием автора и источника заимствования.

«Авторское право пытается найти баланс интересов разных участников правоотношений: автора и публики, автора и посредников, например издателей, продюсеров, редакций СМИ. В этом поиске баланса все больше открытых зон, особенно если учесть, что технологические возможности все чаще не совпадают с юридическими предписаниями», — отметила эксперт.

Екатерина Чуковская напомнила, что помимо авторских прав в медиаиндустрии существенным образом задействованы смежные права и права на средства индивидуализации: «В последние годы владельцы товарных знаков начали откровенно преследовать интернет-сайты. Доходит до смешного. КАМАЗ подал в суд против всех сервисов, которые его обслуживают, мол, да, мы наладили поставки деталей, обучаем персонал, но не разрешали размещать товарный знак на ваших сайтах и вывесках».

Работникам медиа необходимо помнить, что кроме произведений есть коммерческие обозначения и фирменные наименования, сложные взаимоотношения между товарным знаком и доменным именем и другие предметы регулирования интеллектуального права.

Охраняются законом пространственные модели, пришедшие на место географических карт, изображения людей и их персональные данные, а также тайны — от государственной или коммерческой до профессионально хранимой: адвокатской, врачебной, нотариальной, тайны исповеди. Непросто будет медиа и с музейными предметами, а также с государственными символами. Кроме того, прямо сейчас во всем мире идут дискуссии об охраноспособности произведений, созданных искусственным интеллектом.

Но «интеллектуалка» и тайны далеко не единственное, что может ограничить журналиста, медийщика и любого контент-мейкера в его профессиональной деятельности. Возрастная маркировка, пропаганда экстремизма и терроризма, пропаганда вредных привычек, оскорбление чувств разнообразных групп, мат — вот лишь немногие из препятствий на пути распространения информации. «Если даже в документальном фильме, где люди не играют, а ведут себя естественно, будет зафиксирована нецензурная брань, авторы столкнутся с негативными последствиями. Фильм может остаться без прокатного удостоверения, у него могут отобрать удостоверение национального фильма», — отметила директор Digital IP.

По словам Екатерины Чуковской, многие из этих проблем легко решить с помощью инфраструктуры IPChain. Авторы охотно депонируют произведения на цифровом сервисе n’RIS, чтобы иметь на руках железное доказательство исключительного права на случай судебных споров и отслеживать законное использование произведения, а незаконное —пресекать. «Блокчейн-реестры объектов интеллектуальных прав позволяют индустрии понять, какие объекты есть на рынке, как можно выйти на правообладателя и договориться с ним об использовании объекта, какие есть обоюдовыгодные конструкторы договоров», — добавила юрист.

Екатерина Чуковская добавила, что технологии для производства, дистрибуции и монетизации контента, в том числе медиа, — заглавная тема форума IPQuorum 2021: Tech for Content, который состоится 26––27 апреля в Технопарке Инновационного центра «Сколково».

Представители стартапов и корпораций, участвовавшие в дискуссии, отметили, что цифровые сервисы управления интеллектуальными правами остро востребованы отраслью. Так, генеральный директор ООО «НМГ ТЕХ» Александр Зинченко напомнил, что несколько лет назад медиакорпорация уже стала узлом IPChain.

В беседе также приняли участие сооснователь и гендиректор GetShop.TV Андрей Григорьев, директор G-Core Rus Михаил Шурыгин, генеральный директор компании MediaHills Андрей Бояринов, исполнительный директор ООО «Сарафан Технологии» Яна Александрова. Провел сессию руководитель направления «Медиа» Фонда «Сколково» Алексей Каленчук.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда