{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Управление IT-командами через призму мотивации

Меня зовут Саша, и я управляю командами в IT-компаниях уже больше шести лет. Эта статья для тех, кто так или иначе управляет командами и хочет получать результаты без нарушения коммитов — на фоне дефицита кадров на отечественном рынке, кажется, будет нелишним напомнить основы.

Сначала в моих командах были дизайнеры и копирайтеры, потом мне посчастливилось работать над продуктами, управляя аналитиками, разработкой и продюсерами. И сейчас, работая в команде из 10 человек, я уверен, что научить любой операционке можно за пару дней, а если объяснить задачу, показать варианты решения или описать итоговый результат, давать обратную связь на ходу, то нет невозможных задач в принципе. Но мотивировать человека так, чтобы он сам искал решение, рос как специалист и приносил реальную пользу бизнесу, оказывалось краеугольным камнем в любой команде.

Давайте вместе подумаем, что действительно помогает достичь просветления и выдающихся результатов, а что от чего следует отказаться. Ну, или просто вспомним, что поможет понять, мотивированы ли команда и конкретный сотрудник.

Теория

Если провести небольшое исследование, то мы найдем следующее. Вот так выглядит зависимость мотивация/время в вакууме:

А вот так (зеленая линия), когда человек перегорает, и мотивация стремится в отрицательную зону (худшим вариантом будет только саботаж), а желто-песочный график — это то, что в реальности считается наиболее благоприятным вариантом:

Если заглянуть на Ответы.Мейл.ру, то можно выделить следующие повторяющееся советы по уходу за мотивацией:

Коллективные знания и комменты обычно не врут, и если у вас не получилось бинго из этих пунктов, то вам еще есть над чем работать.

Что говорят научные труды по этому вопросу

Думаю, все слышали фамилию Маслоу, но на самом деле похожих теорий в середине прошлого века наклепали довольно много, и самая близкая к моему мироощущению называется "Двухфакторная теория мотивации Герцберга". Она выделяет гигиенические факторы, которые должны быть по умолчанию (оплата/характер труда, межличностные отношения/коллектив, компетентность начальства/характер контроля) и факторы мотивации, которые стимулируют нас делать больше (успех/достижения, продвижение/рост, признание и ответственность).

Развязка

Пропустив этот список через свой опыт, я выделил три основных паттерна в не самых зрелых (и некоторых зрелых) компаниях, которые помогут в один день вам проснуться без команды или приемлемых результатов.

Отсутствие системы

Однажды коллега заметил, что релизы по пятницам сокращают жизнь на 10 лет, а релизы без демо — на 25. Это шуточное замечание бьет не в бровь, а в глаз: без понимания процессов система не может быть устойчива, и ждать качественный продукт не стоит.

Отсутствие коммуникации

1) Между разными командами: в настоящее время продукты и релизные циклы достигли такой сложности, что самостоятельно команды решают только небольшие тактические задачи, а достижение стратегических целей возможно только с выстроенной междисциплинарной работой. Отсутствие качественной коммуникации может сдвинуть вправо любой релиз или даже полностью уничтожить результаты работы за спринт. Не забывайте разговаривать и предупреждать о всех решениях, которые могут влиять на соседние команды и их продукт.

2) Между бизнесом и командами: о полном отсутствии речи не идет, но если цели и термины у всех разные, и общие точки не найдены, то плохо будет всем. Кажется, что это суперпросто: “Мы же делаем общий продукт, давайте делать его хорошо”, но на деле за этой фразой стоят две совершенно разные вселенные.

Размытые обязанности

Чаще всего это проявляется там, где уже есть первые два пункта + дефицит ресурсов. Бизнес может делать баг-ревью на демо, бэкенд делает аналитику, и вроде классно, что вся команда вовлечена и помогает друг другу, но шанс получить в итоге жидкую кашу с костылями вместо продукта растет в геометрической прогрессии.

А вот что поможет вам, наоборот, становиться лучше каждый день:

Качественный продукт и счастливый клиент

Основа фундамент. Это может быть суперважная тема для вас лично или какая-то социальная история. Вариантов тысячи, от помощи котам до полетов на Марс. Главное — это понимание команды, что они не зарабатывают кому-то сверху деньги, а помогают и делают этот мир лучше. Это может быть успешный коммерческий продукт, который экономит время на рутине или ресурсах. Агрегаторы такси или навигаторы — хороший пример. Или любые таск-менеджеры.

Система правил и обязательств

Второй слой, воркфлоу и описанные процессы. Часто можно услышать, что “у нас так часто все меняется, зачем нам какие-то регламенты”, но по факту это значит только что или человек в профессии меньше месяца, или горизонт планирования у него, как у улитки. Структура — это то, что позволят любому организму жить, двигаться и побеждать.

Прозрачность (принятия решений и информации)

Понятно, что речь не о чувствительной информации, но все, что касается вашего проекта и стратегии, должно быть доступно всем членам команды. Только так они смогут предлагать максимально релевантные решения и ценить свой вклад.

Рост экспертизы

Экспертиза в продукте может расти просто от работы в команде, но погружение в смежные области требует намерения, дисциплины и возможности эти знания потом применить. Существует куча готовых матриц компетенций, грейдов и планов — не пренебрегайте ими, так как они могут здорово помочь в выборе направления и фокуса. Новые знания являются одним из самых мощных мотиваторов сами по себе. Особенно при возможности применить новые скилы на текущих проектах.

Что делать…

Эйчару

Искать людей с "самоходностью". Если человек способен сам проанализировать задачу, варианты решений, протестить их и показать результаты, то по мне это в разы лучше опыта работы в любой крупной компании. Часто таких людей выдают сайд-проекты или активность в публичных репозиториях по выходным. Такие будут расти и улучшать проекты там, где никто уже даже не надеялся, что станет лучше.

Лиду

Помимо распространения своей экспертизы и помощи с развитием команды лид должен помогать с фокусом и защищать ребят от частого переключения между задачами. От этого напрямую зависит погружение в задачу и, как следствие, качество продукта.

Команде

Предлагать (и делать) больше. По статистике только 1 из 10 идей уходит в реализацию и только 1 из 100 приносит реальную пользу бизнесу. Но это ни в коем случае не должно вас останавливать. Как заметил оператор горячей линии в одной соцсети:

Когда что-то достаточно важно, вы делаете это, даже если шансы не в вашу пользу

Когда идея ваша, вы всегда будете биться за качество реализации, и даже бизнесу кое-кто советует подталкивать на решения, а не приходить с готовыми, даже если они у вас есть.

Заключение

Мотивация — производная от цели, берите себе цели пожирнее. Мотивация приходит и уходит, главное не переставать двигаться (как умеешь). Просите обратную связь и результаты по каждому релизу. Успешные результаты подтвердят вашу экспертизу для бизнеса, а спорные — укажут на зоны роста.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда