{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Трекшн-карта для работы со студенческим проектом

Введение

Не первый год в стране реализуется масштабная поддержка университетского технологического предпринимательства. На рынке работают несколько операторов. У каждого – своя концепция, методология, программа, инструменты, шаблоны и своя команда трекеров. Есть пересечения по людям и названиям: трекшн-митинги, демодень, питч дек и т. д. Статья написана в преддверии старта комплексной программы повышения квалификации и прочтения модуля «Трекшн-карта трекера при работе с проектом». Буду рада комментариям, откликам, поддержке и дополнениям.

Слушатели модуля – профессорско-преподавательский состав (ППС) вузов РФ, ответственные за научную работу со студентами. Не секрет, что практическая часть и ценность такой работы в лучшем случае – это взгляд на реальность из окна кабинета в виде рекомендаций государству по изменению нормативной документации, топ-менеджерам и собственникам, как им нужно вести свой бизнес, и т. п. В подавляющем своем большинстве университетские технологические разработки, декларирующие принадлежность к DeepTech, пополняют «кладбище» проектов. Как бы грустно не звучало слово «кладбище», по большому счету – это своеобразный «клондайк»: среди идей городских сумасшедших (устойчивый термин для проектов типа вечных двигателей) есть достойные, защищаются диссертации и оформляются патенты, специализированные фонды легко поддерживают студенческие стартапы, открывают финансирование на НИОКР, эксперты высоко оценивают коммерческий потенциал. Однако дальше история в вузах замирает, а PR замолкает после релизов с тегами и темами «выиграли грант», «наградили», «пожали руку молодым ученым».

«Стеклянный» потолок обусловлен рядом факторов, одним из которых является способность научных руководителей вести проект в рынок. Будем дальше говорить о среднестатистических жизнеспособных идеях студентов и классических преподавателях вузов, которые приобщают подрастающее поколение к проектной деятельности.

Гипотеза программы повышения квалификации строится вокруг предположения, что ППС вузов обладает глубоким методологическим потенциалом и педагогическим мастерством. Если на эту базу наложить новый слой компетенций трекера, то, прииски «клондайка» засверкают самородками-единорогами.

«Трекер» — это синтетическое понятие, искусственно зарожденное и пока неформально взращиваемое без строгой системности пестрым сообществом специалистов, помогающих предпринимателям. Широк разбег по возрасту, образованию, опыту, доходу. На рынке нет стандарта профессии «трекер», но и нет громких и долгих порицаний и санкций за частные эксперименты в форматах встреч и инструментах.

Без ограничения общности и не претендуя на истину в последней инстанции, покажу свою логику сопровождения студенческих команд в вузовских акселераторах. Она выкристаллизовалась по итогам работы только в 2023 году более чем в 20 программах акселерации и ведения более 60 команд.

Швейцарский нож в джентльменском наборе трекера: все про трекшн-карту

Будем считать, что в случае необходимости не составит труда простым поиском в браузере Интернета найти трактовки «трекшн проекта» и подсветить ценность его публичной демонстрации. Трекшн спрашивают на диагностике, причем любых проектов на всех стадиях развития. Его смотрят инвесторы для поддержки принятия своего решения о финансировании. Им гордится команда, когда оценивает пройденный путь. Им руководствуются организаторы акселератора и сам трекер для выработки тактики работы с командой.

Трекшн у каждого свой по ключевой метрике: числу пользователей, прибыли, рентабельности и т. п. Трекшн бывает прогрессивным, если метрики растут месяц от месяца, например, в течение 6-24 месяцев или от года к году. Трекшн стабилен, когда рост продаж, например, не выдающийся. И, наконец, трекшн нулевой, если в проекте совсем нет никаких продаж, либо с трудом замечены слабые показатели по ключевым метрикам. Фиксация всех состояний в динамике ведется в трекшн-карте.

Трекшн бывает прогрессивным… Трекшн стабилен… Трекшн нулевой…

Строго говоря, трекшн-карта – это инструмент управления проектом, который визуализирует изменения контролируемого показателя (ключевых метрик) во времени и этапы развития.

Напомню, что управление – это осьминог с щупальцами руководства, координации, организации, мотивации, планирования (прогнозирования) , контроля (оценки) .

Трекшн-карту проекта собирает команда и трекер, используя в офлайн стикеры на флипчартах или записи, если в онлайн, в шаблонах Miro. Мне нравится Notion, куда я переехала из Trello. Один из самых простых вариантов покажу на примере Google таблиц.

К сути вопроса

Трекшн-карта отвечает на вопросы «чем докажешь?» и «куда посмотреть?». Минимально достаточно трекеру выбрать формат и шаблон трекшн-карты, команде – определить ключевую метрику, регулярно фиксировать ее значения. Это вершина айсберга, с которой съезжаешь в финансовую модель, unit-экономику, бизнес-модель, оценку рынка и анализ конкурентов, дорожную карту проекта.

В студенческих акселераторах трекшн-карта превращается в полноценный дневник проектной деятельности команды (далее названия «трекшн-карта» и «дневник» будут выступать синонимами) . Это попытка найти компромисс, чтобы и не отпугнуть студентов от проектной деятельности, и вместе с тем научить их в команде уходить от кабинетных лозунгов и открывать реальный мир окружающей экономики.

Команде дневник помогает синхронизироваться, выровняться и настроить скорость общего движения и сняться с якоря (тормоза) «узкого горлышка». Ретроспективно трекшн-карта – это повод для гордости: она позволяет увидеть, какой путь прошла команда. Если не гордость, то точно повод для рефлексии и источник житейского предпринимательского опыта.

Организаторы акселераторов по данным карты в моменте видят запрос на экспертную поддержку, а ретроспективно могут наградить и отметить лучший проект и команду.

Прогрессивные данные трекшн-карты возбуждают у инвесторов аппетит и способствуют принятию решения о финансировании проекта.

Для трекера трекшн-карта – это швейцарский нож на все случаи трекерской жизни. Это важные заметки для координации и контроля и записи, чтобы не забыть. Это отчет для предоставления организаторам. Это кейс в копилку и в резюме для рынка

Таким образом, трекшн-карта в формате дневника должна быть своеобразным дашбордом, где отражается динамика ключевой метрики, где собрана информация о роли, ответственности, нагрузке каждого члена команды; об интересе и азарте всей команды в целом, гипотезах, задачах, приоритете их решения и текущем статусе, запросе к трекеру о помощи.

Чек лист идеального дневника может выглядеть следующим образом.

  • Актуальность и реалистичность
  • Открытость и доступность
  • Полезность
  • Удобство
  • Прозрачность и информативность

В нем собирается только нужная без «шума» и релевантная проекту информация.

Доступ к дневнику открыт для всех членов команды. Это рабочий инструмент, который позволяет видеть текущий статус задач. При этом ритмичные усилия по заполнению статусов ничтожно малы по сравнению с генерацией ценности от автоматизации управления командной работой.

Дневник всегда «под рукой», его легко найти, легко пользоваться, легко анализировать: интуитивно все всем понятно, инструкцию по заполнению можно рассказать «в двух словах». Согласована логика, структура и последовательность.

Для сборки трекш-карты критически важным является цель проекта. Ее формулировке, оцифровке отводится приличный кусок встречи с проектом. Прогоняем несколько раз по критериям SMART. Как только в команде достигнуто согласие по метрике и времени, «открываем дневник и записываем».

А дальше все технически понятно. Вопросы типа «что нужно, чтобы достичь цели» и дальше «вперед в прошлое» к текущему периоду времени, как по веточкам дерева, готовят почву для рассуждений и идей. Это – бэклог проекта. Вопрос из области «назад в будущее» «какой первый шаг?» определяет приоритетные задачи. Итогом такой работы формируется план трекинга.

На каждой встрече (трекшн-митинге) трекер и команда сверяет план-факт, фиксирует разрыв и по необходимости делает запрос на экспертную поддержку. Хорошим светофором для команды является вопрос, "если такая набранная скорость сохранится, успеем ли добежать в назначенные сроки до намеченной цели?". В ответ корректируется бэклог задач и приоритеты. И так каждую неделю, в один и тот же день, в одно и то же время. Барабанный марш, отстукивая ритм и нагрузку в трекшн-карте.

Визуально шаблон дневника может выглядеть следующим образом.

Дневник команды (шаблон трекшн-карты)

Красными границами обозначена внутренняя история «только для своих». Front подсвечивает состояние выбранной метрики для отражения в презентации, питче для инвесторов.

Раскрывающиеся списки в ячейках для команды, проекта и метрики собираются трекером под задачи акселератора. Например, распространенными критериями для проекта являются уровни готовности технологии (TRL) . Спорная характеристика для студенческих идей. Мне не удавалось ускорить развитие проекта. Если проект заходил с TRL1, то и на выходе оставался все тот же TRL1. Поэтому рекомендую воспользоваться методологией Customer Development и записать в легенду, например, следующие формулировки в соответствие с этапами Customer Development (CustDev) . Примеры заимствованы из методологии ФРИИ.

Пример списка стадий проекта

Цветовая гамма позволяет быстро определить состояние проекта и динамику его развития. Первые шаги студентов в предпринимательстве в лучшем случае ограничиваются оранжевой зоной. Чаще – остаются в пределах красной.

Что происходит дальше, по окончании двухмесячной программы акселерации? Про кладбище и клондайк я упоминала. И гипотезу про развитие трекерских компетенции у ППС вуза тоже. Оставляю скриншот дневника и стадии прогресса команды. По ним легко восстановить шаблон на листе Google таблицы и взять его в работу. И продолжить работу, последовательно проходя желтую и зеленую зону.

В завершение статьи предлагаю попрактиковаться.

Кейс

Принимая приглашения выступить трекером студенческой программы, начиная с некоторого момента, стала замечать у себя дежа вю: темы проектов повторяются. Выделила топовые.

1. Приложение для оптимизации учебного процесса, платформы для обмена учебными материалами, для навигации по корпусам вуза

2. Утилизация отходов, разработка эффективных источников энергии или создание экологически чистых продуктов

3. Онлайн-курсы, платформы для обмена знаниями

Без критики названий, продуктов предлагаю собрать трекшн-карту проекта вокруг вузовского навигатора. Пусть в ценностном предложении речь идет про уверенное и безошибочное перемещение по зданию вуза.

В комментариях можно написать «Бинго», если вы попадали в аналогичные ситуации и прочитали статью, как будто про себя.

0
1 комментарий

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Elena Bezglasnaia
Автор

Уважаемые читатели! Если вам оказалась полезной информация, и вам нужен шаблон трекшн-карты, подпишитесь на мой блог, поставьте лайк и дайте знать, например, в мессенджере, на какой адрес вам его сбросить

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда